Я считаю предмет астрономии очень важным для изучения в средней школе. Древнейшая наука непостижимым образом связывает воедино все естественнонаучные дисциплины, формирует именно воззрения на мир, на его образование и развитие, дает глобальные знания.Ребята с интересом изучают астрономию, им нравится работать с подвижной картой звездного неба, нравится находить на небе известные созвездия, у них появляется желание наблюдать небо.
Остается только сожалеть, что этому мировоззренческому предмету в настоящее время уделяется так мало внимания.
В своей педагогической работе я стараюсь формировать интерес к предмету через мотивацию и деятельностный подход к преподаванию, использую на уроках компьютер и мультимедийный проектор.
Предлагаю Вашему вниманию разработанный мною урок по астрономии “Связь физических характеристик звезд”.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить физические характеристики звезд;
- обнаружить связь между физическими характеристиками звезд;
- построить на практике диаграмму Герцшпрунга-Рассела и изучить ее;
- формировать умение решать качественные и количественные задачи.
Развивающие:
- развивать интерес к астрономии;
- формировать неформальные знания;
- формировать научное мировоззрение.
Воспитательные:
- формировать навыки работы в малых группах;
- способствовать формированию умения самостоятельно приобретать и осмысливать знания.
Средства обучения: компьютерная презентация урока; раздаточный материал в виде индивидуальных карточек с данными о звездах и вопросами; набор звездочек разного цвета и размера на каждой парте; таблица с развернутыми данными о звездах на стенде.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос (подготавка к самостоятельной работе)
- Перечислите физические характеристики звезд.
- Как определить температуру звезды по спектральному классу?
- Что такое видимая звездная величина и абсолютная звездная величина?
- Какие силы удерживают звезду в равновесии?
- От каких величин зависит светимость звезды? Запишите формулу.
- Решим задачу: во сколько раз красный гигант больше красного карлика, если их светимости отличаются в 108 раз?
III. Работа в парах по карточкам
Для примера привожу вариант разработанного мною задания (вопросы одни и те же, а таблица с характеристиками звезд для каждой пары своя).
Ответьте на вопросы:
- Какая из звезд самая горячая?
- Самая холодная?
- Выглядит самой слабой?
- Кажется самой яркой?
- Обладает наибольшей светимостью?
- Обладает наименьшей светимостью?
- Самая далекая?
- Самая близкая?
- Во сколько раз самая яркая блестит сильнее самой слабой?
- Во сколько раз звезда с наибольшей светимостью дает света больше, чем Солнце?
- Перечислите звезды, которые находятся ближе 10 пк.
- Укажите приблизительную температуру поверхности самой горячей и самой холодной звезд.
- Определите расстояние до самой далекой звезды в парсеках и в световых годах.
Звезда |
m |
M |
Класс |
Параллакс |
Альнитак | 1,8 |
– 6,4 |
О9 |
0,002 |
Барнарда | 9,5 |
13,5 |
М4 |
0,552 |
Поллукс | 1,2 |
1,0 |
К0 |
0,093 |
Денебола | 2,1 |
1,6 |
А3 |
0,077 |
IV. После выполнения задания в беседе с
классом обсуждается вопрос о систематизации в
огромном и разнообразном мире звезд, об их
классификации.
Ставится задача: постараться обнаружить связь
между характеристиками звезд.
С этой целью ученик у доски выражает светимость
звезд Спика и Лаланд в светимостях Солнца и, с
помощью учителя, размещает картонные звезды
нужного цвета на заранее подготовленном графике
в осях “Спектральный класс – Светимость”.
Эти же действия проводят все ребята с
выделенными звездами своей карточки, Они
выбирают из набора представленных на парте
звезду нужного цвета в соответствии с ее классом
и размещают свои звезды в нужной точке на доске,
громко называя звезду, ее размеры, цвет и
светимость. Так как звезды в карточках были
подобраны в широком диапазоне, то при правильном
размещении на доске получается линия диаграммы и
отдельные группы звезд.
После того, как все звезды размещены, при помощи таблицы, компьютера или мультимедиа я показываю ученикам диаграмму Герцшпрунга – Рассела, мы сравниваем ее с построенной нами, делаем вывод об их соответствии. Ребята всегда радуются и гордятся своей сопричастностью к этому открытию, они чувствуют себя соавторами.
V. Рассказ учителя
Я рассказываю о важности, о значении и использовании в исследованиях этой диаграммы, для примера привожу эволюцию нашего Солнца. Этот прием некоторого опережения формирует познавательный интерес. А еще поясняю, что больше узнать о заинтересовавшей их звезде можно из таблиц и плакатов, и некоторые ученики проявляют серьезный интерес.
VI. В заключение предлагаю самим ребятам подвести итог урока: сформулировать, какими, по их мнению, были цели урока и были ли они достигнуты. Обычно ученики активно и эмоционально высказываются. Описанный метод работы для способных и стремящихся к знаниям детей оказывается точкой опоры перед шагом на следующий, более высокий уровень.
Если остается время, ученики перерисовывают диаграмму и размещают на ней все 4 звезды своей карточки (это задание можно предложить в качестве домашнего).
VII. Домашнее задание
Изучить § 25, ответить на вопросы № 2-6.
ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- По звездам, приведенным в таблице учебника, построить диаграмму не удастся, т. к. в нее входят только наиболее яркие звезды. В Приложении предложены звезды, по характеристикам которых можно построить диаграмму, а карточки может составить сам учитель, используя таблицу.
- Если класс не очень сильный, то в целях экономии времени лучше не проводить расчеты светимости, а добавить еще одну ось M в диаграмму.