Лексическое значение имен существительных и их роль в речи

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных – являются названием людей, вещей, событий, явлений природы;
  • познакомить с именами существительными, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: Кто?, Что?;
  • развивать речь учащихся, память, мышление;
  • воспитывать трудолюбие, интерес к русскому языку.

Оборудование: сигнальные карточки по теме “Состав слова”, предметные картинки по развитию речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Прежде, чем проверить домашнее задание, вспомним о частях слова. Что такое корень?

Дети: Общая часть родственных слов называется корнем.

Учитель: Что такое окончание?

Дети: Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: Что мы называем суффиксом?

Дети: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для для образования новых слов.

Учитель: Что мы называем приставкой?

Дети: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

При опросе пользуемся таблицей:

Учащиеся читают из учебника слова и разбирают по составу: загадка, парное, запах, восход, надпись и т.д.

III. Минутка чистописания

Учитель: Сегодня мы проведем необычную экологическую минутку чистописания. Какое наступило время года?

Дети: Весна.

Учитель: Кто прилетает к нам с наступлением весны?

Дети: Птицы.

Учитель: Наши пернатые друзья принесли нам три буквы, которые имеют одинаковые элементы в написании: n, m, р.

IV. Словарь

Учитель: Какие слова мы называем словарными?

Дети: Слова, которые нельзя проверить, а нужно запомнить.

Учитель: Сегодня вы услышите сказку о том, как помидор стал красным.

Огурец:

Я – веселый молодец!
Я – зеленый огурец!

Капуста:

А без меня на грядке пусто,
И зовут меня – капуста!

Помидор:

Любят взрослые и дети
Вкусный сладкий помидор!

Учитель: Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его. Овощи жили дружно и никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех и начал хвастаться:

Помидор:

Я на свете всех вкуснее,
Всех вкуснее, зеленее!
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!

Овощи:

Хором овощи сказали:
“Хвалился, хвалился, да с куста свалился!”

Ворона:

Кар! Кар! Кар! Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен –
Будешь никому не нужен!

Учитель: Стыдно стало помидору, заплакал и покраснел он от стыда.

Помидор:

Вы меня, друзья, простите,
Вы меня с собой возьмите!

Учитель: А теперь поработаем со словами, которые забрались в словарную корзину.

1. Словарь:

  • ОГУРЕЦ,
  • КАПУСТА,
  • ПОМИДОР,
  • КАРТОФЕЛЬ,
  • ОГОРОД,
  • УРОЖАЙ,
  • ОВОЩИ.

2. Работа надпредложением

Учитель: Ребята, давайте напишем под диктовку предложение и определим в нем члены предложения. Какие вы знаете главные члены предложения?

Дети: Подлежащее и сказуемое.

Учитель: На грядке созрел спелый помидор.

V. Орфографическая пятиминутка

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?

Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

Каждому ученику дается карточка со словами, в которых пропущены буквы, например:

прил…тели, кр…сивый, посм…трели.

Учитель: Ребята, вы должны вставить пропущенные буквы, поставить ударение, выделить корень и написать проверочное слово.

VI. Работа над новым материалом

Учитель: Сейчас мы будем путешествовать по стране “Части речи”. Какие мы знаем части речи?

Дети: Имя существительное, прилагательное, глагол, предлог.

Учитель: Всем построиться на парад частей речи.

Ученики читают стихи о частях речи:

Существительное:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Прилагательное:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Глагол:

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

Предлог:

Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” – предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

(А.Шибаев)

Учитель: Сегодня мы поговорим об имени существительном. Как же отличить имена существительные от других частей речи? Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными.

VII. Исследовательская работа в замке “Части речи”

1. Упражнение в классификации слов.

Учитель: Распределите данные существительные по группам: люди, животные, растения, явления природы – теленок, девочка, ветер, земляника, мастерица, пшеница, метель, ученик, береза, молния, осина, верблюд, обезьяна.

2. Знакомство с правилом.

Учитель: К именам существительным, которые обозначают людей и животных подставляют вопрос Кто?

Дети: К именам существительным, которые обозначают растения, вещи, профессии подставляют вопрос что?

VIII. Физминутка

Упражнение для рук. Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

ЛОШАДКА

Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

3. Работа по учебнику.

Упражнение в классификации слов, отвечающих на вопросы Кто?, Что?

Учитель: Распределите существительные в две группы: в первую – отвечающие на вопрос кто? (обозначающие занятия людей), во вторую – отвечающие на вопрос что? (обозначающие орудия труда): учитель, молоток, ножницы, доярка, инженер, плуг, лопата, космонавт, топор.

4. Творческая работа учащихся.

Упражнение в составлении сочетания слов по образцу.

Учитель: Образуйте словосочетания по образцу: час/завод – часовой завод; чудо/картина-чудесная картина; железо/лопата – железная лопата; овощи/магазин – овощной магазин; простор/комната – просторная комната. Подчеркните имена существительные.

IX. Подведение итогов

Учитель: Что называют именем существительным?

Дети: Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?