Предметом исследования выступало конструирование, как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Целью экспериментального исследования являлось рассмотрение роли обучения конструированию, в развитии креативных способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: развивать творческие способности у детей при обучении конструированию возможно, применяя конструктивные методы обучения, в сочетании с разумной долей репродуктивных.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие творческой деятельности и проследить зависимость развития творческих способностей от обучения.
- Охарактеризовать особенности и этапы развития конструктивного творчества младших школьников.
- Выявить приёмы развития детского творчества при обучении конструированию.
- Провести опытно-экспериментальное исследование, по развитию творческих способностей.
В психолого-педагогической литературе “творчество” рассматривается, как деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Проявления творчества многообразны. Это и творчество писателя, художника, математика, конструктора и даже шахматиста. Поэтому чёткой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести невозможно.
Развитие творческих начал тесно связано с творческой деятельностью.
Толкование термина “творческая деятельность” применительно к взрослому и младшему школьнику различно.
Согласно Борису Михайловичу Теплову, творческой деятельностью, в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности.
Школьники же, за исключением немногих, не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значимость. Поэтому, такое определение для общеобразовательной школы и учащихся начальных классов, не может быть принято.
Творчество младшего школьника, – считает И. П. Волков, – это создание им оригинального продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению (выполнению) задачи.
Творчество нужно отличать от бессмысленного фантазирования (случайного манипулирования объектами).
В творческом процессе, прежде всего работает мысль, т.е. мысленно создаётся образ будущего объекта, идёт непрерывный самостоятельный поиск наилучших вариантов, для достижения желаемого результата.
Следовательно, творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение найти необычный способ решения, вести самостоятельный поиск.
Одним из видов творческой деятельности является конструирование.
Термин “конструирование” происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия.
Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.
Конструктивное творчество является таким видом деятельности, которое характеризуется целенаправленным поиском новизны в способах построения, соединения деталей и их положении в пространстве, когда путём поиска определяются оригинальные способы конструирования. Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Оно имеет 2 основных этапа:
- этап замысла, где отражается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребёнка и
- этап его практической реализации.
Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует умственному развитию учащихся. Среди видов конструирования младших школьников выделяют:
- Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, план, рисунок). Это первый необходимый этап в развитии конструктивной деятельности.
- Конструирование по модели. Это вид представляет собой интеллектуальную конструкторскую задачу, (перед глазами детей только внешний вид модели, детали же из которых она составлена не видны. Дети отбирают их самостоятельно, сообразуясь с видимыми пропорциями, общей формой.
- Конструирование по условиям-требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция. Этот вид предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнять их. Условия выдвигаются игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нём могли разместиться команда и пассажиры).
- Конструирование по замыслу – этот вид дети используют в игровой деятельности. Ребёнок самостоятельно определяет, как содержание конструкции, так и способы её выполнения.
Практика
Опытно-экспериментальную работу с младшими школьниками по изучению конструктивных методов обучения, мы проводили на базе школы № 263 СВАО г. Москвы в 3 “А” и 3 “Б” классах по программе 1 /4 (дети одной возрастной группы).
В каждом классе была определена группа учащихся из 10 человек (ребята подбирались без учета особых способностей к конструированию, проявившие желание участвовать в эксперименте).
Таким образом, сложились 2 группы:
- 1 группа – экспериментальная,
- 2 группа – контрольная.
Эксперимент проходил в 3 этапа. На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, целью которого было выявить исходный уровень развития творческих способностей младших школьников.
Важную роль в нашем исследовании играло конструкторское мышление, которое мы рассматривали, как умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей, умение мысленно расчленять его и собирать.
Поэтому для диагностики мы вычленили необходимые конструкторские умения.
Конструкторские умения включают:
- умение узнать и выделить объект (видеть существенное);
- умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов;
- умение расчленять, выделить составные части (анализировать);
- умение видоизменить или преобразовать объект по заданным параметрам;
- умение из преобразованного или видоизменённого объекта, или его отдельных частей собрать новый.
На этапе констатирующего эксперимента мы проверяли сформированность первых 3-х компонентов конструкторских умений (последние два необходимо было формировать у детей в ходе практической работы при обучении конструированию).
Учитывая особенности конструкторского мышления, мы сочли целесообразным провести диагностику по 2 направлениям.
1) Изучить особенности сформированности конструкторских умений. 2)Исследовать уровень развития творчества.
Для этого мы выбрали методику Г. А. Урунтаевой. По сформированности конструкторских умений мы получили следующие результаты.
В процессе анализа полученных данных, мы обратили внимание на недостаточную сформированность у детей конструкторских умений. Затруднения и ошибки учащихся при воспроизведении конструкции, свидетельствуют о незрелости восприятия, фрагментарности представлений, недостаточно развитом образном мышлении, неумении детей правильно организовать процесс восприятия (наблюдать, анализировать объект, выделять главное, устанавливать существующие связи), а именно развитие этих навыков и умений является необходимым условием для развития творческих способностей у младших школьников.
Исследовав уровень развития творчества при конструировании, мы отметили, что: уровень у детей обеих групп, приблизительно одинаковый. Но средний уровень проявления творчества доминирует над показателями хорошего и низкого уровней. На втором этапе опытно-экспериментального исследования, мы проводили формирующий эксперимент(обучающий), с целью развития возможностей отдельных методов обучения.
Нами была разработана система занятий, состоящая из 3-х блоков.
Первый блок по теме “Здания”, включал в себя 3
урока.
Второй блок по теме “Машины”, включал 5 уроков.
И третий блок по теме “Изготовление
игрушек-сувениров, на основе правильной
треугольной призмы”, включал 2 урока.
Всего проведено 10 занятий.
На уроках по теме “Здания” дети выясняли
функциональное назначение домов в форме игры
“Кто здесь живёт?”.
После выяснения основных конструкторских элементов, учащимся предлагалось выполнить самостоятельное задание “по условиям”.
Анализ первых детских работ убедил нас в том, что дети ещё не могут выполнять задания “по условиям”, следовательно, к самостоятельной конструкторской деятельности они ещё не готовы, так как не обладают достаточным запасом умений и навыков, а значит чисто конструктивными методами их обучать нельзя.
Далее на этих занятиях мы знакомили ребят с пропорциональностью и масштабом, т к при выполнении работ ученикам часто приходится увеличивать и уменьшать размеры конструкций, затем приступали к конструированию домиков из геометрических фигур.
Следующей теме “Машины” мы посвятили 5 уроков.
Мы старались учить их видеть в окружающих объектах геометрические формы, т. к. все окружающие нас предметы составляют различные сочетания геометрических тел и фигур. Учили мысленно расчленять конструкции различных объектов, т. е. анализировать.
Проводили беседу по ознакомлению с машинами, применяемыми в народном хозяйстве, на наглядных практических примерах знакомились с контуром и силуэтом, делили машины на геометрические фигуры, выполняли самостоятельные творческие задания: “Соберите из геометрических фигур силуэты понравившихся машин”.
Теме “Изготовление игрушек-сувениров, на основе правильной треугольной призмы”, было посвящено 2 урока.
На 1-м уроке ученики учились выполнять развёртку правильной треугольной призмы, рассматривали игрушки, выполненные на основе призмы, выделяли общие и различные части. На 2-м – выполняли контрольное творческое задание.
“Изготовьте основную деятельность конструкции, и выполните Игрушку по собственному замыслу”.
На данном этапе работы творчество детей проявлялось в оформлении и изготовлении дополнительных деталей игрушки, соответствующих замыслу ребёнка.
Обобщая сказанное выше, надо отметить, что уже на репродуктивном уровне ребёнок может решать творческие задачи, развивать свои способности (наблюдательность, находчивость, самостоятельность).
Особый интерес для учеников представляет изготовление изделий по собственному замыслу. Но так как у детей ещё мало опыта, задания следует давать только после тщательной предварительной подготовки.
Только обладая определёнными знаниями и умениями, ученик сможет выполнить действительно творческую работу.
Проводя контрольный эксперимент мы также используем методику Г.А.Урунтаевой.
Исследование проводилось аналогично первому, но во время самостоятельного конструирования , образец убирался.
По результатам мы отметили, что показатели, характеризующие творческое конструкторское мышление
Значительно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной.
Безусловно, для окончательной проверки потребуется гораздо больше времени , чем было отпущено на преддипломную практику.
Нельзя утверждать , что несколькими уроками можно достигнуть каких-то серьёзных результатов. Но даже небольшой успех, это уже шаг вперёд в развитии конструкторского мышления ребёнка. Для проведения дальнейших исследований необходимо систематично работать над этой проблемой.
Нам думается , что даже на нескольких уроках , наша система знаний показала свою эффективность, по сравнению с традиционной “делай , как я”.
На контрольном этапе была доказана гипотеза.
Благодарю за внимание!