Цели.
- дать понятие “Бытовая сказка”;
- познакомить с новой сказкой “Самое дорогое”;
- развивать речь;
- пополнять словарный запас;
- учить ребят анализировать и оценивать прочитанное, способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование. Этюды к картинам (в частности к картине А.Иванова “Явление Христа народу”).
Старинная прялка (из школьного музея).
1. Разминка.
Цель. Учить читать целыми словами. Пополнять запас слов. Работать над значением слов.
Запись на доске
иней ищет алый ирис едет юный улей упал иной ужин ехал садовый этюд учить соленый урожай тепло розовый ручеек рисует хозяин доверяет пешеход хихикает чародей чирикает
Вопросы:
УЧ. - Можем ли мы сказать, что слова первого столбика обозначают (называют) предметы? Как доказать? (поставить вопрос)
УЧ. – Можем ли мы сказать, что слова второго столбика обозначают (называют) действия?
(Ответ (Д.) “Нет”.
УЧ. Докажите: “Почему?” (Слово “тепло” отвечает на другой вопрос)
УЧ.- Что обозначают (называют) слова третьего столбика?
Д. (- Слова 3-го столбика обозначают признаки)
Вопрос. “Есть ли слова, значения которых вы ещё не знаете?
(Учитель объясняет значение слова “этюд” (показываются этюды к картине “Явление Христа народу”, и, опираясь на воспоминания детей, (в первом классе они были на экскурсии в Третьяковской галерее, где экскурсовод очень доступно рассказал детям о создании этой картины, закрепляет знания детей.
Далее дается объяснение слова “иной”.
Дети сами выясняют значение слова “чародей”. Приводятся для примера близкие по смыслу слова “маг, волшебник”
Речевая разминка завершена.
2. Проверка домашнего задания.
- Объясните смысл пословицы, написанной на доске, “Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
УЧ.- Чем отличаются эти стихи?
В.Берестов “Посадили игрушку на полку…”
Э.Мошковская “Всего труднее дело…”
Д. Ответ: “Настроением”
Работа в парах. Дети слушают друг друга. (Чтение вполголоса. Далее они дают оценку чтению своему и своего друга, а затем учитель предлагает ученикам выдвинуть кандидата на чтение перед классом).
Чтение стихотворений. Оценка учителем.
Заканчивается этап проверки домашнего задания чтением пословицы, которая записана на доске “Не сиди сложа руки, так и не будет скуки”.
3. Изучение нового материала.
УЧ. - Сейчас мы прослушаем отрывки из произведений и определим жанр этих произведений.
Звучат отрывки из русских сказок (читают три ученика).
Отрывки из сказок “Гуси-лебеди”, “Петушок и бобовое зёрнышко”, “Лиса и журавль” “Дети вспоминают названия сказок, которые они раньше читали).
УЧ. Вопрос. – О чём пойдёт речь на уроке, вы догадались? (О сказках)
- Какие бывают сказки? (Народные и авторские; волшебные, бытовые, о животных)
УЧ. - Сегодня мы знакомимся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.
Вопрос учителя: “Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?”
Выслушиваются мнения детей (Стадия вызова)
Мнения детей (О самом дорогом).
Учитель просит конкретизировать ответы.
Д. – (о какой-то вещи, о любимой и дорогой игрушке, о семье, о маме, о папе)
Учитель просит ученика прочитать начало сказки до слов: “Сходи-ка ты в лес, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу”.
Вопрос учителя.
- Получили подсказку о чем сказка?
Д. (Ответ. “О ноже и прялке”)
Читаем далее
Читает сам учитель, до слов: “Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем?”
Вопрос учителя. (Стадия осмысления)
-Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой?
Д. (Мнения детей: “прялку, нож, богатство, молодость”).
Читаем дальше.
УЧ.- Есть ли ассоциации с какой-либо сказкой?
Д. (Да. Сказка А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”)
Дочитываем сказку до конца.
УЧ.- Ожидали ли вы такое окончание сказки?
Д. (Ответ детей. “Нет”)
УЧ.- Что же самое дорогое в жизни? (Рефлексия)
Д. - (Здоровье, труд, счастье)
Итог. “Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь”.
УЧ. - К какому типу относится сказка? (Бытовая)
Заканчивается работа на уроке пословицами.
“Где труд, там и счастье”,
“Жизнь дана на добрые дела”.
Запись и комментарии к домашнему заданию.