Содержание учебно-исследовательской деятельности школьников

Разделы: Физика


Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, как и любой другой деятельности, необходимо хорошо представлять себе те структурные внутренние компоненты, из которых состоит эта деятельность. Ниже приводится классификация видов учебно-исследовательской деятельности по наиболее значимым дидактическим признакам (Рис.1):

1. По дидактическим целям:

а) для изучения нового материала;
б) для повторения изученного;
в) для систематизации и обобщения изученного;
г) для развития исследовательских умений и навыков;
д) для контроля знаний, умений и навыков.

2. По затраченному времени:

а) кратковременная;
б) часовая;
в) длительная.

3. По организационной форме:

а) фронтальная;
б) в группах;
в) индивидуальная.

4. По типу исследования:

а) теоретическая;
б) практическая (экспериментальная).

5. По содержанию деятельности:

а) работа на уроке:

  • по обобщенным планам;
  • с текстом учебника (или дополнительной литературы);
  • микроопыты;
  • экспериментальные задачи;
  • демонстрационный эксперимент;
  • лабораторные работы;
  • физический практикум.

б) внеурочная работа:

  • исследовательские работы;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • домашние экспериментальные задания.

При классификации по организационной форме выделены три признака: фронтально, в группах и индивидуально. Конечно, данные формы существуют как самостоятельные, но в реальном учебном процессе чаще всего они объединяются, например, фронтальная работа и работа в группах. Получив общее задание, учащиеся работают в группах, перед которыми поставлены разные задачи. В некоторых видах деятельности на каком-то этапе решения проблемы отдельные учащиеся работают индивидуально.

В классификации по типу исследования – теоретическое и практическое, тоже очень сложно отдать предпочтение какому-то типу. Часто теоретические и практические исследования выступают во взаимосвязи.

Также очень условно деление по дидактическим целям, так как, на одном уроке возможно объединение всех (или большинства) указанных признаков, например, контроль знаний, умений и навыков, осуществляемый в виде экспериментального задания, уместен при изучении нового материала.

При определении содержания исследовательской деятельности выделяются урочная и внеурочная работа с основными формами организации занятий. Данные формы занятий используются непосредственно на уроках и во внеурочной работе, согласно классификации, но они почти все взаимосвязаны между собой. То есть, возможно их активное использование, как на уроках, так и на внеклассных занятиях и дома.

Также следует отметить, что между основными формами организации деятельности учащихся можно выделить связь через учебно-исследовательские действия и операции. Некоторые виды деятельности складываются из достаточно большого числа действий, которые на начальном этапе рассматриваются как самостоятельная деятельность, состоящая из более простых действий, основанных на элементарных операциях. Например, микроопыты формируют у учащихся 7 класса умения выполнения простейших действий, которые при выполнении лабораторных работ выступают для него как операции. Действия, сформированные в ходе лабораторных работ, становятся операциями выполнения экспериментально-исследовательских задач или работ физического практикума. Овладение совокупностью действий последних определяет выполнение учащимися исследовательских работ.

Таким образом, содержанием учебно-исследовательской деятельности учащихся являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических задач.

Основными средствами реализации технологии, основанной на исследовательской деятельности учащихся в нашей школе являются:

1. Модифицированный и расширенный учебно-методический комплекс “Микролаборатория”.

2. Комплекс алгоритмических предписаний, включающий:

  • обобщенные планы;
  • планы структуры деятельности при выполнении наблюдений и экспериментов;
  • предписания для работы с текстами;
  • предписания по выполнению разнообразных мыслительных операций;
  • предписание к деятельности учащихся в процессе конструирования;
  • требования и рекомендации к исследовательским работам.

3. Комплекс обобщающих лабораторных работ.

4. Комплекс исследовательских задач.

5. Итоговые диагностические задания.

В основе организации нашего учебно-воспитательного процесса лежит тесная связь между деятельностью учащихся на уроках и на внеурочных занятиях (Рис.2). Внеурочная деятельность организуется в виде двух взаимодействующих элективных курсов “Конструирование физических приборов” и “Курс экспериментальной физики”. Работу в курсах по выбору можно рассматривать как продолжение, дополнение и углубление учебных занятий. Внеклассная работа осуществляется с учащимися, проявляющими к изучению физики повышенный интерес и выбирающими физику в качестве профильного предмета. Большинство видов внеклассной работы носят преимущественно практический характер и этим дополняют, обогащают и углубляют знания учащихся, совершенствуют их умения, приобретенные на учебных занятиях.

Взаимосвязь и взаимообусловленность репродуктивной и продуктивной деятельности, и возможность интеграции разных по продуктивности методов обучения представляет значительные возможности включения в творческую, исследовательскую деятельность всех учащихся, независимо от их индивидуальных способностей и получения при этом существенных результатов в их развитии.