Урок экономики в 11-м классе по теме: "Причины возникновения международной торговли"

Разделы: Экономика


Цели урока:

  • показать учащимся необходимость и целесообразность внешней торговли;
  • познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

  • абсолютные преимущества;
  • сравнительные преимущества.

Раздаточный материал:

  • каждому учащемуся по одному небольшому, недорогому предмету (ручка, карандаш, ластик) в непрозрачном пакете или конверте;
  • каждому учащемуся по ксерокопии упражнения “Харитоновы и Максимовы”;
  • каждому учащемуся по ксерокопии упражнения “Кому выгодно торговать”.

Учитель: - сегодня я вижу на вас много красивой и модной одежды. А где изготовлена эта одежда? В каких странах?

Учащимся предлагается выполнить упражнение “Поиск ярлыков”. Каждый ученик находит на предметах своей одежды ярлыки и по ним узнает, где изготовлена одежда. Страны-изготовители записываются в тетрадь. Затем учитель записывает со слов учащихся на доске страны – изготовители. По сформированному списку можно сделать вывод, что Россия встречается не часто как страна-изготовитель.

Вопрос к классу: почему на найденных ярлыках так много других стран? Неужели эти товары нельзя изготовить в нашей стране?

Предполагаемый ответ: данные товары в нашей стране производить невыгодно, нерационально, т. к. на их производство нужно затратить больше ресурсов, чем в перечисленных странах. Значит, эти товары появились в нашей стране благодаря тому, что Россия торгует с другими странами, ввозя одни товары (импорт), и вывозя другие (экспорт).

Учитель: - тема нашего урока “Причины возникновения международной торговли”. Международная торговля – древнейший вид экономической деятельности людей. Появился тогда, когда люди научились перемещаться по планете. Деньги возникли гораздо позднее. В начале люди обменивали товар на товар, произведенный в своих странах. (п.1 – 5 минут).

Учитель: - перед вами лежат конверты с товарами. Посмотрите, что лежит именно в вашем конверте так, чтобы сосед по парте не увидел. После этого выберите по пятибалльной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.

Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности товаром в классе и средний балл и выписывают его на доске.

Учитель: - теперь вам разрешается совершить обмен с вашим соседом по парте (только с ним) и также выбрать по пятибалльной шкале степень удовлетворенности товаром после обмена.

Помощники учителя подсчитывают общий балл в классе и средний балл и выписывают его на доске.

Учитель: - затем вам разрешается встать со своего места, походить по классу и найти партнера по обмену среди одноклассников. Обмен не обязателен. После этого выберите по пятибалльной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.

Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности в классе и средний балл и выписывают его на доске.

После всех обменов учитель обращает внимание учащихся на доску, где выписаны результаты оценки полезности товаров.

Пример:

Без обмена 1-й обмен 2-й обмен
Всего сред.
60

2

Всего сред.
90

3

Всего сред.
120

4

Вопрос к классу: почему числа возросли, ведь в конвертах и в классе остались те же предметы?

Предполагаемый ответ: участники обменяли предметы, которые они оценивали ниже, на предметы, которые они оценивали выше. Условия для обмена улучшились, когда появилась возможность обмениваться со всем классом.

Вопрос к классу: почему каждый новый раунд способствовал увеличению как средней, так и общей степени удовлетворения?

Предполагаемый ответ: каждый раунд обмена позволял участникам исследовать новые возможности торговли, что, в свою очередь, увеличивало шансы найти товар (предмет), в еще большей степени способствующий повышению степени удовлетворения участников.

Вопрос к классу: были ли все участники полностью довольны результатами обмена?

Предполагаемый ответ:

- (участник, которому досталась одна скрепка) – с ним никто не хотел меняться из-за низкой ценности товара;

- (участник, которому достался калькулятор) – он сам не хотел ни с кем меняться из-за высокой ценности предмета. (п. 2 – 10 минут)Люди, участвующие в реальных актах обмена реагируют на новые возможности таким же образом. Мы смоделировали реальную ситуацию, которая происходит не только с людьми, но и со странами. И тогда, предметы в конвертах – становятся ….. (ресурсами) у стран. На доске вывешивается первое условие международной торговли (неоднородность распределения природных ресурсов). Понятие ресурсы очень широкое. Это и природные богатства, и человеческие ресурсы и научно-производственный потенциал, и климатические условия страны. В каждой стране существуют особые условия и ресурсы, дающие ей возможность производить определенные товары с меньшими издержками (затратами). В этом заключается принцип абсолютного преимущества. На доске вывешивается второе условие международной торговли (принцип абсолютного преимущества) (приложение 1). Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, - все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах. Приведите примеры (страна – ресурс или страна – товар) демонстрирующие принцип абсолютного преимущества.

Предполагаемые ответы:

  • Россия – добыча никеля(75 % в мире);
  • Конго – медь;
  • ЮАР – алмазы.

Если руководствоваться только принципом абсолютного преимущества, то на нашей планете могла сложиться такая ситуация, в результате которой страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось. Почему? – вопрос к классу. Могут не ответить. Ответ: каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом – у нее всегда найдется товар, производство которого будет относительно более дешевым, чем производство остальных при существующем соотношении затрат в разных странах. На доске вывешивается третье условие международной торговли (принцип относительного преимущества)(приложение 2) (п. 3 – 10 минут).

Чтобы разобраться, как действует принцип относительного преимущества, выполним следующее упражнение (учитель читает вслух текст “Харитоновы и Максимовы” (приложение 3)).

“ХАРИТОНОВЫ И МАКСИМОВЫ”

Кому выгодно торговать?

Харитоновы и Максимовы между собой не разговаривают. Они живут на соседних хуторах и скорее подожгут друг друга, чем улыбнуться. У Харитоновых жизнь лучше, чем у Максимовых. Одному Харитонову нужно всего 8 часов, чтобы вырастить 1 мешок пшеницы и 10 часов для производства 15 метров ткани. Максимовым требуется на все это больше времени. Максимовы не более или менее ленивее, чем Харитоновы. Просто их земля хуже и у них нет таких хороших машин. Одному Максимову надо 15 часов, чтобы вырастить 1 мешок пшеницы и 12 часов уходит на 15 метров ткани. Чтобы заработать на жизнь они трудятся больше.

Старуха Харитонова хитра и придумала:

- Мы выиграем, если перестанем воевать с Максимовыми, будем заниматься пшеницей, а когда нам нужна будет ткань, обменяем ее у Максимовых.

- Не болтай глупости” - проворчал старик. - Какая нам разница?

Используя расчеты, попробуйте выяснить, кто же прав.

Затем текст выдается каждому учащемуся для осмысления.

После прочтения текста учащимися им предлагается выполнить следующее упражнение (приложение 4) (сначала индивидуально, потом обсудить в группах по 4 чел.)

На производство пшеницы и ткани Харитоновы должны затратить:

8 часов на 1 мешок пшеницы;

10 часов на 15 метров ткани;

Всего: 18 часов на 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани вместе.

На производство пшеницы и ткани Максимовы должны затратить:

15 часов на 1 мешок пшеницы;

12 часов на 15 метров ткани;

Всего: 27 часов на 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани вместе.

Если бы Харитоновы выращивали только пшеницу и обменивали 1 мешок пшеницы на 15 метров ткани, то они затратили бы: 16 часов на 2 мешка пшеницы.

Всего: 16 часов, чтобы иметь 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани.

Если бы Максимовы занимались только тканью и обменивали 15 метров ткани на 1 мешок пшеницы, то они затратили бы: 24 часов на 30 метров ткани.

Всего: 24 часов, чтобы иметь 15 метров ткани и 1 мешок пшеницы.

(п. 4 – 10 минут)

После выполнения упражнения учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) кто выиграл во времени от добровольного обмена?

Ответ: выиграли все, Харитоновы – 2 ч., Максимовы – 3 ч. Максимовы выиграли даже больше, хотя жили хуже до этого!

Значит, страны, имеющие небольшой запас ресурсов, или не имеющие их вовсе (Япония) могут производить такие товары, чтобы улучшить уровень жизни.

2) почему люди (или страны) торгуют друг с другом?

Ответ: они имеют сравнительное преимущество в производстве отдельных товаров, в результате специализации и обмена разными товарами улучшается благосостояние всех (у стран повышается уровень жизни, ВВП растет).

3) что может помешать торговле и обмену, даже если они экономически выгодны обеим сторонам?

Ответ:

- таможенные пошлины;

- война;

- квоты;

- эмбарго. (п. 5 – 7 минут)

Подведение итогов. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где указаны все причины возникновения международной торговли. Предлагает учащимся еще раз прокомментировать эти причины.

Домашнее задание:

Задача:

Известно, что страна Х тратит на производство товара А 8 часов, а на производство товара Б – 12 часов. Страна У тратит на выпуск товара А 6 часов, а товара Б – 8 часов. На выпуске какого товара будет специализироваться каждая страна?