Данный семинар проводился в МОУ “Раменская средняя общеобразовательная школа № 5”. На семинар были приглашены заместители руководителей ОУ по научной и УВ работе школ района. Все приглашенные были заранее поделены на группы для посещения определенных уроков. При встрече участников семинара, каждый участник получил пакет раздаточного материала определенного цвета (цвет определял урок).
Семинар проходил по методу “Зигзаг” технологии критического мышления.
Программа семинара:
09.30-10.00 | Встреча участников семинара | Дежурный учитель и класс |
10.00-10.10 | Информационная справка о школе | Директор школы /Л. В. Виленкова/ |
10.10.-10.30 | Доклад по теме семинара | Зам. директора по ИКТ /Бехтева Е. В./ |
10.30-10.40 | Выступление зам. директора по УВР | Гладкова Т. А. |
10.50-11.35 | Посещение уроков учителей | Учителя, дающие открытые уроки |
11.40-12.20 | Круглый стол по теме семинара с использованием метода “Зигзаг” | Зам. директора по ИКТ /Бехтева Е. В./ |
12.20-12.30 | Подведение итогов семинара | Начальник методического кабинета
района /Л. А. Павлова/ |
Ход семинара
ДОКЛАД
В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентированно на вхождение в мировое образовательное пространство.
Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Необходимо перейти от разобщено-предметного преподавания дисциплин к развитию общеучебных навыков обучающихся (компетентностей).
На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый с этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
Что же такое технология? Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Так нам предлагает этот термин толковый словарь. А педагогическая технология? Вариантов много (см. раздаточный материал). Приведем пример одного высказывания - педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие “педагогическая технология” может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие “педагогическая технология” в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
- Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.
- Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении “частная методика”, т.е. как совокупность методов и средств, для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
- Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
1) концептуальная основа;
2) содержательная часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
3) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Говоря о Раменской средней общеобразовательной школе № 5, необходимо сказать о том социуме, где живут учащиеся нашей школы. Школа № 5 г. существует с 1938 г., в этом здании - с 1954 г., это общеобразовательная адаптивная школа. В школе обучается 900 учащихся, работает 53 педагога, из них имеют высшую категорию - 17 человек, первую квалификационную категорию - 22 человека, кандидат наук - 2 человека, лауреат Соросовской премии - 2 человека.
Специфичен контингент семей учащихся школы, это обусловлено тем, что школа находится в микрорайоне старейшего предприятия города (ныне не функционирующего) - прядильно-ткацкого комбината. Здесь находятся 6 общежитий, где в настоящий момент проживают семьи из ближнего Зарубежья: Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Молдовы и Украины. Дети этих семей обучаются в нашей школе. Проблемы, возникающие на первых этапах обучения таковы: они плохо говорят на русском языке, держатся обособлено, семьями. С течением времени эти проблемы усугубляются, и если в начальной школе, имеющиеся целые классы, состоящие из плохо говорящих по-русски детей, корректируются дефектологами и логопедами, то в среднем звене такие классы комплектовать нецелесообразно. Кроме того, с 2003 года в школе действуют классы коррекции зрения. В этих классах обучаются дети с очень тяжелыми заболеваниями (и эпилепсия, и поражения центральной нервной системы, а вегето-сосудистая дистония встречается у каждого второго в таких классах).
Еще одна проблема в том, что 38 % детей воспитывается в неполных семьях, при отсутствии поблизости каких-либо еще родственников, кроме матерей, приехавших в свое время на работу по найму. На административном учете в школе состоит 35 остро неблагополучных семей, где не просто отсутствует контроль за детьми, а дети полностью предоставлены сами себе, растут в атмосфере ссор, пьянок, жестокости.
Поэтому наш педагогический коллектив, пришел, осознано к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, которые позволили бы отказаться от уравнивания всех учеников и создать условия для успешности каждого ребенка. А в нашей школе есть разные дети: и отличники, побеждающие на районных и областных олимпиадах (школа стабильно хорошо выступает на районных олимпиадах и конкурсах - в этом учебном году - это предметы: литература-1 место, биология -2 место, экология - 1 место, география - 1и 3 место, история - 1 место; есть и призовые места) и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. И только методы и приемы современных образовательных технологий дают возможность научить разных детей, а точнее каждого ребенка. Наши учащиеся успешно заканчивают 9 и 11 классов и поступают учиться дальше (бюджетные ВУЗы, техникумы, колледжи и т. д.), они успешно адаптируются в современном мире. Выпуская своих учащихся, мы продолжаем поддерживать связь с теми учреждениями, где они продолжают свое обучение. Педколлектив получает хорошие отзывы о своих выпускниках, а если возникают проблемы, то мы помогаем их решать (контролируем посещаемость и успеваемость в ПТУ наших выпускников).
Конечно, сразу получить результат от применения НПТ было невозможно, - это был длительный процесс, который продолжается и сейчас. Для этого необходимо, прежде всего, изменить сознание учителей. В начале этот процесс проходил даже болезненно (сложнее всего отойти от авторитарного принципа и увидеть в ребенке равноправного члена общества).
Вся система работы по обучению пед. коллектива осуществляется через школьные методические объединения. Под руководством администрации руководители методических объединений помогают в подготовке и проведении различных обучающих семинаров, педагогических советов и Методических дней. Из этих руководителей ШМО сложилась инициативная группа педагогов, которая продолжает работу по освоению новых приемов, апробирует их и внедряет в учебный процесс (Рябичева Е. А. - рук. ШМО кл. рук. и дебат-клуба, Егоркина 3. Н. — ШМО нач. кл., Броварец Л. Б. - ШМО уч. истории, Шемякина Н. А. - ШМО уч. рус. яз. и лит-ры, Бехтева Е. В. - ШМО естест. наук, Оськина М. А. - ШМО уч. иностр. яз., Ноздрюхина Т. В. - ШМО уч. мат-ки а также молодые учителя-новаторы: Басова Е. В., Поваляева Н. Е., Н, Иванова Е. В.) Руководит инициативной группой директор школы - Виленкова Л. В.
Наверное, первым шагом стало участие нашей школы в совместном районном проекте при институте “Открытое общество” “Школа - правовое пространство”. Через систему семинаров, на которых обучались и учителя начальных классов, и учителя - предметники и администрация школы (всего - 8 человек) весь педагогический коллектив получил возможность апробировать различные методические приемы и методы современных образовательных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях. После каждого семинара в институте “Открытое общество” в школе проходил тренинг для всего педагогического коллектива. Разрешить некоторые проблемы школы, сделать первые шаги в направлении социализации личности помогли, созданные нами через классные часы, педсоветы и родительские собрания “Правила школьной жизни”. В создании этого документа принимали участие все - и учителя, учащиеся и родители. Внедрение таких курсов как “Учимся договариваться”, “Учимся принимать решения” в начальной школе, классные часы и занятия в среднем и старшем звене “Ты - это я. Я — это ты”, “Другой человек”, создание дебат-клуба и его работа по темам “Аборты нужно запретить”, “Конфликт в семье “отцы и дети” неизбежен”, “Смертную казнь необходимо отменить” и другие помогают учащимся сориентироваться в мире, полном противоречий. Вся воспитательная работа в школе направлена на развитие толерантного мышления у всех участников образовательного процесса, которое может научить видеть не только саму проблему, но и разнообразие способов ее решения, помогает всем нам понять, что разнообразие подходов к проблеме дает возможность избежать конфликта. Основная функция классного руководителя здесь - это создание благоприятных условий для развития ребенка. Но классных руководителей этому необходимо научить. Осуществляется эта работа через систему практических семинаров (рук. ШМО - Рябичева Е. А.)
Из всего многообразия современных образовательных технологий наш педагогический коллектив наиболее эффективно использует технологию развития критического мышления через чтение и письмо (см. раздаточный материал), ИКТ, учебные деловые игры, дискуссии, технологию проектного обучения, здоровьесберегающую технологию. Используя эти методы и приемы, мы проводим районные семинары для учителей-предметников:
- для учителей химии и биологии с использованием приемов “Чтение с остановками”, “Аукцион знаний”, “Пометки на полях”;
- для учителей физики с использованием ИКТ;
- в этом учебном году для учителей географии с использованием ИКТ и раздаточным материалом по технологии критического мышления. Учителя нашей школы стали дипломантами Всероссийского конкурса “Урок толерантности” (Броварец Л. Б., Рябичева Е. А., Захарова С. Н., Горохова Г. И.). Ни одно внеклассное мероприятие не проходит без компьютерных проектов, созданных или учащимися школы, или учителями, а чаще - совместно. Все эти технологии нами востребованы, так как они помогают реализовать принцип личностно-ориентированного образования.
Именно с этого времени (одновременно с этим) педагогические советы в нашей школе перестали быть рутиной. Теперь каждый учитель знает, что педсовет - это обсуждение (всегда в активной форме) наиболее остро стоящих проблем в образовательной системе и в нашей школе конкретно. Вот темы некоторых из них “Легко ли быть учеником?”, “Как избежать конфликта”, “Мониторинг в образовательном учреждении” и другие, которые никого не оставили равнодушными. Даже после педсоветов не прекращаются дебаты и обсуждения между коллегами.
Традицией стали и Методические дни, которые помогают педагогам практически познакомиться с новыми приемами и методами современных образовательных технологий. В этот день открытые уроки показывают своим коллегам и молодые учителя и учителя со стажем работы. Каждый Методический день посвящен какой-либо проблеме (“Здоровьесберегающие технологии”, “ИКТ технологии” и др.)
Отдельно хотелось бы сказать о применении ИКТ технологий в нашей школе. Началось внедрение этих технологий с 1989 года, года школа получила первый компьютерный класс. Это были отечественные компьютеры, на которых кроме как программированием и печатью документов нельзя было ничем заниматься. Однако учителя естественных наук и учащиеся школы нашли возможность реализовать метод проектов (правда тогда мы его так не называли). После приобретения персональных компьютеров IBМ-типа в школе начала создаваться медиатека. Сегодня она насчитывает более 100 электронных носителей разного типа. Каждый желающий может прийти в кабинет информатики и поработать с мультимедийным пособием, в сети Интернет. Многие классные руководители приходят в кабинет информатики с учащимися своего класса и вместе готовят классные часы, мероприятия с применением ИКТ (для нашей школы - это стало нормой). С 1995 года в школе ведутся курсы по ИКТ технологиям для слушателей с разной подготовкой. На сегодняшний день 75 % педагогов нашей школы владеют ИКТ технологиями. Результатом применения этих технологий стал повышенный интерес к предметам (где они применяются), учащиеся школы стали по-другому общаться со своими учителями, которые наравне с учащимися работают на компьютерах, мы принимаем активное участие в районных конкурсах (1 место в районном мультимедийном конкурсе в 2004-2005 уч. году). Многие классные часы, общешкольные мероприятия, тематические предметные недели не обходятся без применения ИКТ.
Что же дало нашей школе, внедрение современных образовательных технологий и чего мы ждем от этого в будущем:
- изменение микроклимата в школе, уменьшение числа конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Диагностика, проводимая в школе, показывает, что мы на пути к равенству “учитель=ученик”, а это условие демократического стиля общения;
- меняется профессиональная позиция педагогов - это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в классе;
- активная жизненная позиция всех: и взрослых и детей;
- создание воспитательной системы в школе, способствующей повышению степени самостоятельности учащихся в образовательном процессе, самостоятельности суждений в дебатах и дискуссиях. Совершенствование качественных характеристик личности учащихся: ценностных ориентациях, социальных и интеллектуальных умений;
- качество знаний учащихся;
- мы уже сейчас видим в наших выпускниках такие черты личности, которые мы закладывали 7- 8 лет назад при разработке проекта “Образ выпускника РСШ № 5”.
2. Далее участники семинара расходятся на открытые уроки, согласно цвету своего раздаточного материала (приложение 1).
3. После посещения уроков участники работают в группах (группы формируются по цветам – участники одного цвета собираются за одним столом) над обсуждением вопросов (см. приложение 1).
4. Затем состав групп меняется. У каждого участника имеется номер раздаточного материала (например, синий №1, синий № 2 и т. д. по каждому цвету). Теперь участники работают в группах с одинаковыми порядковыми номерами, но разного цвета. Т. е. за одним столом собираются участники, имеющие все первые номера или все вторые номера и т. д. На этом этапе участникам предстоит рассказать о том уроке, на котором они присутствовали. Данный этап обсуждения семинара предполагает, что все участники услышат о каждом проведенном уроке и смогут его кратко охарактеризовать по приложенным вопросам (по какой технологии был проведен урок, какие цели ставил перед собой учитель и т.д.).
5. На следующем этапе участники возвращаются в свои первоначальные группы по цветам. Теперь всем участникам предстоит заполнить схему-кластер по проведенному семинару. От каждой группы участникам предлагается выступить по заполненной схеме.
6. Рефлексия семинара. Участникам предлагается шкала оценки семинара и вопросы (приложение 2).