В настоящее время особенно остро стоит проблема активизации умственной деятельности учащихся. Зачастую даже способные дети, не говоря о слабых учениках, пассивны на уроках.
Причин этому много:
- боязнь ошибиться на глазах у своих товарищей;
- неумение полно, правильно, грамотно сформулировать ответ;
- незнание отдельных фрагментов изученного материала;
- отсутствие интереса к изучаемому материалу; и т.п.
Эти проблемы можно решить, проводя уроки в нестандартной форме.
Вовлечь слабых учеников в работу можно с помощью деления класса на группы. Во время групповой работы, в пылу борьбы за первенство, находится занятие для всех её членов. А при непосредственном контакте со своими одноклассниками слабый ученик стремится показать себя с лучшей стороны, ему стыдно быть балластом для группы.
“Гуманитариев” довольно трудно увлечь решением примеров или задач, но зародить зерно интереса к предмету можно проводя уроки-экскурсии или уроки-экспедиции. На этих уроках ученики могут выступать в роли экскурсоводов или проводников, делая вводные или пояснительные доклады, приводя исторические справки, предлагая ученикам различные проблемные ситуации, анализ решений каких – либо проблем в прошлом или в разных странах, отраслях деятельности человека и т.д.
Очень интересно проводить “шефские” уроки. Когда старшеклассники, например, на первом уроке темы своим младшим товарищам рассказывают, как пригодились знания по данной теме им в дальнейшем и какие трудности возникали при её изучении. Подобные уроки можно проводить и с привлечением людей различных специальностей или учителей-предметников. Например: тема “Пропорция” – химик; тема “Проценты” – экономисты и т.п.
Проблему контроля степени усвоения теоретического материала и его практического применения у каждого ученика, выявление пробелов в знаниях, определение способностей ученика ориентироваться в изучаемом материале так же можно решать с помощью нестандартных уроков.
Традиционные письменные работы (самостоятельные и контрольные работы) позволяют проверить практические навыки; устные зачеты – теоретические знания. А ведь при подготовке к ним и во время их проведения ученики испытывают немалый стресс. Редко можно встретить ученика радостно идущего на контрольную работу или зачет.
А как можно решить все эти задачи в течение одного урока и не травмировать психику учащихся?
Сэкономить время учителя и настроить учеников на совершенно другой лад поможет проведение обобщения материала в виде урока-игры.
Ученики заранее готовятся к игре, ждут её, даже испытывают нетерпение, желают победить. Учителю же во время проведения такого урока легко проконтролировать (в зависимости от поставленных целей) знание теории каждым учеником, скорость с которой он выполняет задания, выявить пробелы в знаниях или типичные ошибки каждого ученика, заметить нерешительность отдельных учеников. Уже при подведении итогов урока учитель может дать индивидуальные рекомендации конкретным ученикам по дальнейшему изучению темы.
Нестандартные уроки – это один из способов активизации умственной деятельности учащихся на уроке и вне его, возможность заинтересовать ученика предметом, шанс избежать стрессов у учащихся при контроле их знаний, умений, навыков.