Цели:
- формировать умение применять алгоритм правописания Ь знака на конце слов после шипящих у разных частей речи;
- развивать навык работы с книгой; речь, внимание;
- воспитывать сотрудничество, взаимопомощь.
Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса четырёхлетней начальной школы”. Вторая часть. Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Доска.
1. Коллективная работа. Назовите части речи, дайте определения: а) существительные; б) прилагательные; в) глаголы; г) наречия. Работа по таблице частей речи с примерами устно.
2. Работа с частями речи, записанными на доске.
Полночь (сущ.), свеж (кр. прил.), молодёж (сущ.), пахуч (кр. прил.), меч (сущ.), наотмаш (нар.), жечь (глаг.), вскачь (нар.), беречь (глаг.).
- Посмотрите и расскажите, все ли слова правильно записаны, нет ли ошибок? (Дети находят ошибки в словах молодёжь и наотмашь, поясняют правильное написание этих частей речи.)
- Расскажите, какая согласная на конце этих слов? (Шипящая).
- Почему в одном случае, например, молодёжь мы пишем Ь знак, а у существительного меч не пишем? Дети обосновывают свой ответ, опираясь на алгоритм в учебнике с. 50. (Слова записаны без пояснений, дети называют части речи и записывают в скобках обоснование, выбегая по очереди).
3. Постановка учебной задачи. Расскажите, над какой учебной задачей мы будем работать? Ответы детей.
4. Работа с учебником страница 50 – 51.
а) повторение алгоритма “Как не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих”;
б) повторение таблицы правописания Ь на конце разных частей речи и наблюдение над действием языкового закона.
5. Физминутка для глаз и туловища.
а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
б) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.
в) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз. ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 -5 – круговые движения тазом в одну сторону. 4 – 6 – то же в другую сторону. 7 – 8 – руки вниз и расслаблено потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз.
Темп средний.
3 И. п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 – и. п. , 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
Темп средний.
6. Работа с учебником. Упр. 1, стр. 52. Работа по цепочке комментированно, с применением алгоритма думаю алгоритм – говорю, знаю алгоритм – пишу, проговариваю алгоритм. Действие выявленного языкового правила.
Задание. Запиши слова в два столбика: 1) слова с мягким знаком; 2) слова без мягкого знака. Письменно объясни написание слов. (Дети записывают слова по заданию и подчеркивают шипящую).
Речь (сущ. , 3 скл. ) | крыш (Р. п. , сущ. ) |
клеишь (гл. , 2 лицо) | пахуч (крат. прил. ) |
ложь (сущ. , 3 скл. ) | замуж (нар. , искл.) |
хочешь (гл. , 2 лицо) | крепыш (сущ. , м. р. ) |
мелочь (сущ. , 3 скл. ) | хорош (кр. прил. ) |
прочь (наречие) и т. д. |
7. Повторение правила правописания Ь у разных частей речи.
8. Работа в паре. Упр. 2, стр. 53 (4 предложения). Задание. Спиши, заменяя транскрипцию буквенной записью.
Буде[ш] впереди – и других за собой веди. (Запись в учебнике). Будешь (глаг. , 2 лицо) впереди – и других за собой веди. (Запись в тетрадях у детей). Будет дождь – будет и рожь (сущ. , 3 скл.)
В одну ловушку два раза зверя не заманишь (глаг. , 2 лицо). Видом хорош (крат. прил.), а на дело не гож (крат. прил.). По окончании работы ребята сигнализируют, взявшись за руки и подняв их вверх.
9. Проверка парной работы. Дети зачитывают только слова с пояснениями.
10. Закрепление языкового правила по таблице (прилагается).
11. Работа над текстом. Упражнение 3, с. 53 учебника. Найди в тексте орфографические ошибки, письменно исправь их.
а) чтение задания;
б) поиск ошибок в тексте упражнения и исправление карандашом самостоятельно;
в) чтение подсказки “Проверь себя: в тексте 4 орфографических ошибки” и самопроверка;
г) озвучить найденные ошибки и записать эти предложения в тетрадь, выделяя орфограммы.
Многие жесты издавна вошли в жизнь людей. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Лапландцы при встрече трутся носами. Жест приветствия египтян напоминал отдачу чес ти: ладонь прикладывалась ко лбу.
д) Беседа по содержанию текста. Расскажите, о чём узнали из этого текста?
12. Итог урока. Рефлексия. Оценка и самооценка. Что нового узнали на этом уроке? Чему учились? Что было легко делать, а что трудно?
13. Домашнее задание. Упражнение 2, стр. 53. Выполнить оставшиеся 3 предложения письменно. Упр. 4, стр. 53 устно.