Цели:
- Углубление представлений о Русском государстве. Ознакомление с правлением Ивана IV Грозного.
- Формирование исторических знаний у учащихся об эпохе Ивана Грозного: основные вехи правления, создание опричнины, стрелецкого войска со специальным отрядом опричников, походы Ермака Тимофеевича в Сибирь.
- Воспитание толерантности и гуманического мировоззрения, развитие умения работать с картой, с учебником, дополнительной литературой.
Наглядность: видеофильм, иллюстрации, карта “Русские земли в XIV-XVI веках”, карточки (положительные и отрицательные моменты в правлении Ивана Грозного), репродукция картины И. Е. Репина “ Иван Грозный и его сын Иван”, изображение “шапки Мономаха”, скипетра, державы, кроссворды.
Основные понятия: монарх, скипетр, держава, шапка Мономаха, Земский собор, стрельцы, опричнина, опричники.
Литература.
- Методическое пособие для учителей начальных классов. Авторы: Д. Д. Данилов, С. В. Тырин.
- Вводный курс истории и обществознания. 3 класс. Составители: Д. Д. Данилов, С. В. Тырин.
- “Я познаю мир” детская энциклопедия -“История”.
- Учебник “Мое отечество” 3-й класс. Авторы: Д. Д. Данилов, С. В. Тырин.
- Энциклопедический словарь О. И. Ожегова.
- Справочник школьника. Раздел “История Отечества”. Под редакцией Т. И. Калашникова, Е. В. Ромащенко.
Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
. . . Россия! Не искать иного слова,
Иной судьбы
На целом свете нет.
Ты вся -сплошное поле Куликово
На протяженье многих сотен лет.(В. Фирсов)
Бородино, Куликово поле - это история нашей Родины. Мы с вами должны знать свое историческое прошлое, гордиться им, переживать, а помогают нам узнать это уроки истории. Много интересного, думаю, вы уже узнали.
- Давайте вспомним, кто правил в XVI веке? (В шестнадцатом веке правил Иван-Ш)
-Чем запомнилось правление Ивана - III ? (На Руси вместо князей появился Государь всея Руси. Новые символы государства. )
- Какие новые символы государства появились при Иване-Ш?
(Новый герб - двуглавый орел, главной башней кремля стала Спасская, на воротах которой был герб - Георгий Победоносец, поражающий копьем змея, строительство каменных церквей: Благовещенский и Архангельские соборы, для князя построили каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов, царь стал звать на службу иноземных мастеров. )
- Какое важное событие произошло в 1480 году ?
(На реке Угре сошлись русские воины с воинами Золотой Орды. Этот год считается концом зависимости Руси от Золотой Орды. )
- А знаете ли Вы, что в древней Руси людям давали прозвища.
- У кого из великих людей были прозвища? (Иван Калита, Илья Муромец, Александр Македонский, Василий Темный, Иван Красный, Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской ).
- Объясните значение этих прозвищ.
(породу занятий, за какие-то заслуги, по характеру, месту жительства).
Новая тема. Проблемная ситуация.
- Как вы думаете, кто был первым русским царем?
- Сегодня на уроке мы поговорим о времени правления первого русского царя, о его делах, о том какое прозвище и за что, получил он. О походах казака Ермака Тимофеевича.
(Просмотр видеофильма. )
- Сейчас мы просмотрим фрагмент видеофильма. В этом фрагменте Вам будет предоставлена гравюра Ивана Грозного, сделанная его современником и дошедшая до наших дней.
(Гравюра. 35-40 секунд)
- Эта гравюра находится в данный момент в музее города Копенгагена.
I. Рождение и детство Ивана IV.
В 1530 году, в августе, в ночь, когда бушевала гроза и Кремль содрогался от ударов грома, на свет появился долгожданный наследник. Нарекли его Иваном, в честь деда Ивана —III.
Тем самым сбылись предсказания юродивого Василия Блаженного.
(О том, что у жены Василия III родится сын “широкого ума”. )
Исполненный благодарности богу, за дарованное дитя отец, Великий князь Василий III заложил в селе Коломенском первый каменный шатровый храм во имя Вознесения господня.
Мальчику было три года, когда отец его умер. По закону престол перешел к трехлетнему ребенку. Конечно, ребенок не мог править огромной страной - от его имени правила мать - Елена Глинская. Но через пять лет умерла и она. (Иностранцы писали, что ее отравили)
Началась борьба за власть, за влияние на юного князя между разными группами бояр. Эта борьба отразилась на характере Ивана/
(формировались такие черты как, трусливость и мнительность, пугливость и скрытность, недоверчивость и жестокость. Он научился скрывать свои намерения и никому не доверять. )
Несмотря на это, юный князь очень любил читать, сам сочинял “стихиры” (церковные песнопения) и музыку, умел и любил играть в шахматы.
Чем дальше подрастал Иван, тем бояре, чтоб в дела государственные не совался, больше поблажек ему давали по принципу: “Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы Государством управлять не мешало”.
В душе же Ивана затаились гнев и злоба. Он знал, что он - государь, что в его руках должна быть вся власть и вся сила, а между тем он не мог защитить близких ему людей от бесчестья.
В голову Ивана запала мысль: добравшись до государства, власть свою поставить так высоко и так грозно, чтобы не могло пошевельнуться непокорное боярство.
II. Коронование царевича.
В конце 1547 года сыну Василия-III исполнилось 17 лет. 16 января этого же года в Успенском соборе Кремля состоялся торжественный обряд - “На царство”, который провел митрополит Маккарий, всецело поддерживающий молодого царя. Это коронование имело большое государственное значение. Символ царской власти знаменитая “шапка Мономаха” полученная согласно легенде от Византийского императора Константина являла собой неоспоримый знак законности владения высоким титулом. Царская корона поднимала престиж России. Шапка богато украшена жемчугом и самыми дорогими драгоценными камнями: красными рубинами; зелеными изумрудами; синими сапфирами. После Ивана Грозного “шапкой Мономаха” станут венчать на царство всех русских царей.
(работа по учебнику)
Основными символами царской власти также являются Скипетр и Держава.
(Скипетр - жезл, один из знаков монархической власти. Держава — золотой шар с короной или с крестом, эмблема власти монарха в России.)
У каждого Российского самодержца были в правлении, как положительные так и отрицательные моменты.
- В ходе этого урока, я предлагаю Вам оценить все стороны правления Ивана Грозного. Его отношение к народу, и отношение народа к нему.
- А помогут мне в этом ребята ассистенты.
III. Закрепление. Работа на доске. (сообщения учеников)
“Грозный. ”
1. Казнил бояр, выступавших против царской воли.
(Те, то выступал против воли государя подвергались опале и расправе. О такой власти Иван Васильевич мечтал с юных лет. И была тому причина. С детства он видел много бесчинства и насилий боярских. Они были дерзки с Иваном наедине, соперничали друг с другом. Он знал, что он — государь, что в его руках должна быть вся власть и вся сила. )
2. 0бвинил в заговоре против себя жителей Новгорода, устроил погром и резню.
(Царь поверил ложному доносу о том, что Новгородцы хотят изменить ему и передаться Литве, а на его место посадить Старицкого князя Владимира. Народ пытали, а потом кидали с моста в Волхов. Эта кровавая расправа длилась пять недель. )
3. Установил опричнину.
(Стремясь окончательно утвердить свою безграничную власть, Иван Грозный в 1565 году ввел опричнину. В Александровской Слободе был выстроен опричный дворец. Охраняло слободу опричное войско. Они не знали над собой никакого суда, кроме гнева царского. Символами опричнины были метла и собачья голова, притороченные к седлу коня опричника, что означало, что они грызут изменников и выметают их из русской земли. (Фрагмент видеофильма. 1минута 50 секунд) Вскоре Иван —IV отменил опричнину, но “ грозные времена” продолжались еще долго. )
4. Не пощадил своего сына.
(И. Е. Репин написал картину “ Иван Грозный и сын его Иван” в 1885 году. Сегодня эта картина находится в Третьяковской галерее. Картина глубоко психологическая. Большое значение Репин придавал цвету, в ней очень много красного. Именно этот цвет, по мнению автора передавал трагедию. Трудно представить себе пятно крови не на красном, а на пример, на зеленом ковре. Репин с особой силой вписал в лица героев трагедию. Это воспаленное лицо царя Ивана, на нем еще не угасла вспышка ярости, но есть уже ужас и раскаяние. Лицо сына предсмертное, но прощающее отцу его поступок. Темнеющие глаза царевича и другие элементы картины передают драматический шок. (Фрагмент видеофильма. 55 секунд. )
5. Отменил Юрьев день, ввел урочные лета.
(Жить при таком правителе тяжело, особенно тем, кто пахал поле, собирал урожай к столу царю да боярам. Если прежде крестьяне могли поменять хозяина, уйти к другому, то теперь с отменой Юрьева дня (день в который крестьянин имел права перехода) это стало не возможно. Ждали, надеялись на лучшие времена. “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. Это крылатое выражение стало обозначать несбывшиеся мечты. )
Реформатор.
(Преобразование, изменение, переустройство общественной жизни)
1. Собор Василия Блаженного или Покровский собор.
В честь победы над Казанью, решил царь построить собор, краше которого ни где нет, об этом народ сложил легенду.
В честь победы над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Храм Василия Блаженного —
Это чудо красоты,
Это зодчества бесценного
Древнерусские черты.
Двое зодчих –
Постник с Бармой —
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны,
Этим древним мастерам!
(Существует придание, что, когда сооружение собора было завершено, вызвал строителей царь Иван —IV к себе. А можете ли Вы сделать храм краше этого? Можем, государь, только прикажи. Не хотел царь, чтобы был храм краше Покрова, что “на рву”, и приказал ослепить мастеров. )
2. Стрелецкое войско.
(Создав боеспособную армию, Иван IV стремился расширить территорию государства. Стрельцы несли сторожевую службу и принимали участие в военных операциях, в походах по завоеванию новых территорий. )
З. Присоединение Казани, Астрахани, и Западной Сибири.
(На месте бывшей Золотой Орды образовалось четыре ханства. (Работа по карте).
- Ребята, откройте учебник на странице 45. - Какие ханства были присоединены к Руси? (Сибирское, Казанское, Астраханское и Крымское)
- Для чего было необходимо расширение территорий Московского государства и укрепление границ?
(Покорение Казанского (1552 год), несколько позже Астраханского Царства (1556 год) все течение Волги стало подвластно Русскому государств. Богатые плодородные, но мало заселенные земли Поволжья начали осваиваться русскими людьми. Судьба народов Поволжья - татар, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев - оказалось отныне связана с судьбой русского народа. Они будут выступать против боярского гнета, вместе будут отражать внешних врагов. После завоевания Казани и Астрахани, Волга стала главным торговым путем на
Восток. Освободился и Камский путь на Урал и Сибирь. Башкиры признали себя данниками Ивана IV, Сибирский хан Едигер обязался ежегодно выплачивать тысячу соболей. Таково было взятие Казани. И конечно, самым главным было то, что был положен конец всяким притязаниям татарских ханов на Русь.)
4. Поход Брмака.
- Подданные Ивана Грозного торговые люди Строгановы, которым досаждал правитель Сибирского ханства - хан Кучум, послали отряд во главе с казаком Ермаком Тимофеевичем.
(О происхождении Ермака говорили разное. Одни считали, что Ермак — это не имя, а прозвище. Другие считали, что Ермак — это краткая форма имени Ермолай. Ни кто не знал, в каком году он родился. Был Ермак отважным и решительным, умным и хитрым человеком. В отряд он собрал смелых людей, установил твердую дисциплину. Его поход начался в 1581 году. На берегу Иртыша состоялось решающее сражение — войско хана Кучума было разбито, а Сибирь присоединена к России. За победу над Кучумом Грозный наградил всех казаков деньгами, а Ермаку подарил дорогие доспехи. Как говорится в легенде, эти доспехи и стали причиной гибели отважного казака. )
5. 3емские соборы.
(С 1549 года Царь стал созывать Земские соборы (органы самоуправления) для решения государственных дел. В состав собора входили представители от духовенства, дворянства, боярства, городов. Были и крестьяне, которые жили на государственных землях и не принадлежали ни кому. )
6. Росли русские города. Федор Конь построил Белый город в Москве.
(В России насчитывалось уже 200 городов. Московский Кремль был защищен стенами Китай-города, Белого города и Земляного города. О станах Белого города говорили, что ни один таран не пробьет толщу этих укреплений. )
7. Первый печатный двор. Иван Федоров.
(Вы помните, что Иван Грозный с детства много читал, и для него было очень интересно появление нового дела- книгопечатание. Он понимал, что печатание книг ускорит процесс распространения грамотности в России. Первого марта 1564 года была выпущена новая религиозная книга “Апостол”. На ее создание ушел целый год. В 1574 году во Львове Иван Федоров написал и отпечатал первый русский букварь- по нему долгое время дети учились грамоте. )
IV. Физминутка
V. Итог урока.
И так, мы с Вами убедились, что деятельность Ивана-IV носила, как негативный так и позитивный характер. Период его царствования с 1547 по 1584 годы.
Так почему же народ прозвал его Грозным?
Обратимся к построенной нами таблице.
(Просматриваем таблицу)
Что было сделано для народа?
(Проявлял заботу. Поэтому народ его любил. )
Смерть Ивана Грозного.
Смерть как и рождение Ивана Васильевича Грозного (Рюриковича) была предсказана Василием Блаженным. В эти предсказания он не верил. Но 18 марта 1584 года, играя в шахматы, он упал и умер. Со смертью Грозного кровопролитие начатое им не прекратилось. (Просмотр видеофильма. 1 минута 15 секунд. )
VI. Домашнее задание. Рефлексия.
Учебник.
Рабочая тетрадь.
Сообщение о памятнике “Тысячелетие России”, который был открыт 8-го сентября 1862 года. Ответить на вопрос: “Почему на этом памятнике нет Ивана Грозного?”
Оцените свою работу. Какую оценку Вы бы себе поставили?
VII. Закрепление пройденного материала. (Кроссворд)
VIII. Выставка книг.
- Более подробно с эпохой правления Ивана Грозного Вы можете познакомиться, прочитав данную литературу.
IX. Резерв.
Лексическое лото. (Учитель читает значение, а ученики называют слово. ) -Об Иване Грозном собран богатый материал. Мы с вами проведем классный час с просмотром видеофильма.
Основные исторические даты.
1547-1584 | Царствование Ивана Грозного |
1550 | Судебник (свод законов). Стрелецкое войско. |
1551 | Стоглавый собор. |
1552 | Взятие Казани. |
1553 | Печатный двор (ныне типография). |
1556 | Присоединение Астрахани к Москве. |
1564 | Начало книгопечатания в Москве. |
1565-1572 | Опричнина. |
1581 | Поход Ермака. |
(1)А | |||||||||||
(2)С | У | Д | Е | Б | Н | И | К | ||||
Т | |||||||||||
(3)Р | У | С | Ь | ||||||||
А | |||||||||||
(4)К | Х | ||||||||||
(5)Е | А | А | |||||||||
(6)Г | Р | О | З | Н | Ы | Й | |||||
М | А | Ь | |||||||||
А | Н | ||||||||||
К | Ь |
По горизонтали: 2. Как во времена правления Ивана Грозного назывался свод законов? З. Как в старину называлась Русская земля? 6. Какое прозвище было у царя Ивана IV?
По вертикали: 1. Какой город, расположенный в устье реки Волги, в 1556 году был присоединен к Москве? 4. Какой город в 1552 году завоевали стрельцы Ивана Грозного? 5. Как звали казака, завоевавшего Сибирь?