Цели:
- закрепление представлений о зимующих птицах;
- закрепление общих речевых навыков (слухового внимания, речевого вдоха и выдоха, зрительного восприятия);
- активизация словаря;
- усвоение навыков словообразования и словоизменения;
- формирование умения согласовывать существительные с прилагательными;
- составление предложений;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);
- развитие навыков общей и мелкой моторики;
- воспитание гуманного отношения к животному миру.
Оборудование:
- взрослый костюм “Король птиц”,
- макет сугроба,
- предметные картинки с изображением зимующих птиц,
- сенсорная коробка – кормушка-ловушка,
- корм,
- “следы Бабы-Яги”,
- магнитофон,
- запись с голосами птиц и домашнего животного,
- осколочные картинки,
- подарки (цветная бумага, картон, дидактическая игра).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Из приемной слышны голоса детей и логопеда – Короля зимующих птиц.
Король: Ох, я бедный, несчастный. Я – Король зимующих птиц, злая Баба-Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Она оставила записку (читает): “Помочь тебе могут маленькие, но умные, смелые и добрые дети”. Где же мне их найти? Ребята, может вы подскажете?
Дети и логопед садятся на стульчики полукругом.
II. Введение в тему
Король: Сейчас я узнаю, какие вы умные, отгадаете ли вы мои загадки?
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя…? (Снегирь)Верещунья – белобока,
А зовут ее… (Сорока)Маленький мальчишка,
В сереньком пальтишке,
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
– Как мы назовем одним словом этих птиц? (Зимующие)
– Почему? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас, в Сибири.)
– И правда, смышленые дети.
III. Дыхательная гимнастика
Король: Всех птиц Баба-Яга спрятала, чтобы их освободить, надо разгадать ее секреты, пойдем по ее следу.
Дети и логопед идут по импровизированным следам Бабы-Яги.
– Все помнят, как собачки нюхают воздух? Представьте, что вы собаки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.
Дети произносят текст:
Раз-два-три-четыре-пять
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову направо.)
Может, слева под бревном? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову налево.)
Король: Ой, да я забыл, вы же детки, а не собачки, носы у вас слабые. Пойдем дальше.
Дети и логопед идут по “следам” Бабы-Яги.
Развитие ротового выдоха. На уровне роста детей расположен большой макет сугроба из папье-маше, на нем предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним “дождиком”. Необходимо подуть на “сугроб” так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.
Король: Следы привели нас к сугробу. Может, кто-то из птиц успел спрятаться от Бабы-Яги? Давайте подуем на него.
Логопед следит за правильностью ротового выдоха.
Дети: Успели спрятаться вороны, синичка, клест, воробьи.
Король: Молодцы, вы не только умные, но и сильные дети! Вы справились с этим заданием и освободили несколько птиц. Идем быстрей вперед!
IV. Актуализация знаний и представлений
– Вот еще одна загадка на поляне. Сядем в кружок, послушаем, как птица свой голос подает.
Включается магнитофонная запись с голосами зимующих птиц и коровы, необходимо отгадать птицу по крику.
Дети: Это вороны, они каркают.
Король: Как каркают? (Громко – тихо)
Дети: Это совы, они ухают.
Король: Изобразите, как громко ухают совы? А тихо?
Дети: Это корова, она мычит. Корова – это не зимующая птица, а домашнее животное.
V. Динамическая пауза с элементами релаксации и поднятия тонуса
Король: Ребята, я так рад, что мы освободили уже некоторых птиц, я готов веселиться.
Звучит музыкальная фонограмма с разным темпом, дети по показу логопеда изображают птичьи повадки.
VI. Закрепление знаний
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежат осколочные картинки, при соединении которых получается целое изображение.
Король: Ребята, зимующие птицы боятся холодов? (Нет)
– Баба-Яга не смогла их заморозить, но превратила в частички. Какие части тела птиц вы знаете? (Дети перечисляют.)
– Если вы соедините все части, то освободите еще несколько птиц.
– Какую птицу ты “ освободил”?
– Дятла. (Таким образом, опрашиваются все дети.)
– Определи, что я изображаю, и назови признаки этой части тела.
Через прием дермолексии, логопед тонкой палочкой “рисует” по спине ребенка части тела птицы: клюв или клювик, хвостик или хвост, головку, голову, и т.д., ребенок должен определить по ощущениям, какая часть тела птички нарисована.
VII. Составление предложений
Король: Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?
– Злая Баба-Яга даже корм спрятала от птиц в кормушку-ловушку. А вот чем мы будем угощать наших птичек, узнает только смелый ребенок, который не побоится достать из кормушки-ловушки корм.
На столе стоит сенсорная коробка с отверстиями, вставляя в них руку, малыш на ощупь определяет корм.
– Какой корм спрятала Баба-Яга?
Дети: Семечки. (Кусочки сала, хлебные крошки, кедровую шишку, ягоды рябины, зерно.)
– На картинку посмотри – предложение скажи: Кто любит семечки?
Дети: Семечки любят голуби.
VIII. Итог. Оценивание
Король: Вы действительно, добрые, смелые, дети. Много знаете о зимующих птицах. Вы помогли мне их расколдовать.
IX. Задание на перспективу
Король: В благодарность от меня и моих друзей мы дарим вам подарки: цветную бумагу, картон. На занятиях по рисованию вы сможете сделать аппликации птиц. Родителям расскажите, каких птиц вы спасли. В группе с воспитателями поиграйте в эту игру.
Логопед дарит дидактическую игру на развитие речи.
– А нам пора улетать! До свидания!