Урок-обобщение интегрированного курса "Мы и окружающий мир" по теме: "Тундра" (по системе Л.В. Занковой). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: систематизация знаний по теме “Тундра”.

Задачи урока:

  • формировать умение определять природную зону по её основным признакам и объектам природы;
  • обобщить и закрепить знания учащихся об особенностях природы тундры, растительном и животном мире;
  • учить работать в группе, оценивать собственную работу и работу товарищей;
  • развивать интерес и любовь к природе; экологическое мышление (установление причинно-следственных связей, природоохранные мероприятия);
  • воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, уважать мнение каждого.

Оборудование: карта природных зон России, гербарий растений тундры, фотографии, картинки с изображением животных, инструкции к выполнению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы проведём научную конференцию. Давайте определим тему нашей конференции, о какой природной зоне пойдёт сегодня речь.

“До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустарника. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднеется стадо оленей, да снег скрипит под полозьями нарт”. (Ответ: тундра).

– Почему вы так думаете?

– Правильно, сегодня мы на нашей научной конференции повторим и обобщим материал по теме: “Тундра”. Работать мы с вами будем в малых научных группах, которые изучают природные зоны. Это – географы, ботаники, зоологи, социологи и экологи.

– Ребята, а кто из вас знает, что изучают эти учёные? (Географы изучают географическое положение, климатические условия; ботаники – растительный мир; зоологи – животный мир; социологи – занятия населения; экологи – взаимосвязи между живыми организмами и их средой обитания.)

Учащиеся делятся на 5 групп с помощью жетонов. Учитель раздаёт детям жетоны разных цветов. Красные жетоны – географы, жёлтые – ботаники, синие – зоологи, зелёные – экологи, оранжевые – социологи.

– Ребята, вы должны помнить, что только слаженная работа всех её участников приведёт к хорошему результату. Желаю Вам всем удачи!

III. Самостоятельная работа учащихся по группам

Каждая группа получает задание с инструкцией для его выполнения. Время выполнения 5–10 минут.

Карточки с инструкцией

Географы

1. Установите соответствие между зоной “Тундра” и объектами природы.

Положение зоны, климатические особенности.
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нём.
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана.
Продолжительная зима с сильными морозами и метелями.
Жаркое непродолжительное лето.
Короткая весна и прохладное непродолжительное лето.
Постоянный снеговой покров.
Заболоченная местность.
Снеговая корразия.
Суховеи.
Полярный день и полярная ночь.
Выпадает большое количество осадков.
Выпадает незначительное количество осадков.
Вечная мерзлота.

2. Установив соответствие, покажите тундру на карте. Составьте рассказ о географическом положении зоны и её климатических особенностях, почве.

3. Найдите ошибки в описании тундры (см. Приложение 1).

Текст даётся на карточке.

Ботаники

1. Отгадайте кроссворд “Растительный мир тундры”. (см. Приложение 2).

2. Выбрав из гербария необходимые растения, расскажите на их примере, как растения приспособились к условиям жизни в тундре.

(Ответ: Маленький рост: карликовая берёза, ива, мхи.
Цветы крупные, яркие, чтобы могли заметить насекомые.
Листья мелкие, кожистые.
Форма растений – подушка, стелящаяся.
Растения многолетние.
Корневая система – поверхностная).

3. Какие законы экологии здесь срабатывают?

(Ответ: Природа знает лучше, она сама о себе позаботится. Всё связано со всем).

В ходе проверки учитель может задать дополнительный вопрос:

– Уважаемые ботаники представьте, что вы приехали в тундру. Вы увидели незнакомое растение с аппетитными плодами. Кажется, что вы когда-то ели подобные ягоды. Ваши действия:

а) попробуете 1–2 ягоды, проверяя, знаком ли вам этот вкус;
б) чуть-чуть откусите плод и не более того;
в) соберёте горсть ягод, чтобы показать в ближайшем посёлке местным жителям для опознания;
г) сделаете рисунок растения с плодами, чтобы изучить подробно литературу.

(Ответ: г).

Зоологи

1. Рассмотрите животных.

Детям выдаются картинки с изображением животных: северный олень, белка, лемминг, белый медведь, песец, полярный волк, крот, заяц, белая куропатка, полярная сова, утка гага.

– Выберите только животных тундры и назовите их.

2. На примере 1–2 животных расскажите, как они приспособились к суровому климату тундры.

(Ответ: Зимний мех, густой и тёплый; у птиц много перьев; толстый слой жира, ноги у зимующих птиц покрыты перьями; белая окраска зимой; лапы зверей и птиц приспособлены к добыче корма).

3. Отгадайте, о ком идёт речь?

Природа отвела этому зверьку особую роль в тундре. Раз в 4 года у него наблюдается взрыв рождаемости. Он служит пищей большинству пернатых и четвероногих хищников.

(Ответ: лемминг).

– Чем интересен этот зверёк?

(Ответ: Служа пищей большинству пернатых и четвероногих хищников пеструшка определяет ход жизни в тундре. В год “лемминга” тундра пирует. Песец, белая сова и другие многие звери зависят от лемминга. В год “лемминга” лучше даже птицам, которые питаются растениями (гуси, куропатки, кулики). Никто птицам не мешает, никто в их гнёзда не лазает. Но вот прошёл год “лемминга” и хищные птицы (совы, каюки, поморники) не гнездятся, а разоряют чужие гнёзда. Песец разоряет гнёзда гаги, а может съесть и саму птицу. Поэтому в эти годы собирают мало гагачьего пуха).

– Какой закон экологии здесь срабатывает?

(Ответ: В природе всё взаимосвязано).

В ходе проверки учитель может задать дополнительный вопрос:

– Какая удивительная рыбка водится в озёрах тундры?

(Ответ: В озёрах тундры вода промерзает почти до дна. К этим условиям приспособилась только рыбка даллия (чёрная рыба). Она зимой насквозь замерзает, а весной размораживается).

Социологи

1. Выберите те занятия населения, которые характерны для данной зоны. Расскажите о них.

Оленеводство.
Рыболовство.
Животноводство.
Охота.
Земледелие.
Лесозаготовки.
Добыча полезных ископаемых.

2. Решите изобретательскую задачу.

Идёт оленье стадо по тундре, пасётся и вдруг препятствие. Дорогу стаду перегородили большие газовые трубы. Что же делать? Что придумать людям, чтобы трубы не мешали кочующим оленьим стадам?

(Ответ: подумали люди и поставили трубы на высоких железных опорах. Теперь трубы не мешают передвигаться оленям по тундре).

Если дети затрудняются, то можно дать подсказку!

Выберите нужный ответ:

а) надо найти другое пастбище;
б) надо поднять трубу на высокие опоры;
в) надо проложить трубопровод в другом месте.

Экологи

1. Оцените состояние тундры:

а) отличное;
б) хорошее;
в) вызывает тревогу.

Обоснуйте свой ответ, используя экологические знаки.

2. Человек не всегда относился и относится бережно к природе. Поэтому многие животные взяты под охрану. Какой заповедник находится на территории тундры. Засели его.

Детям выдаются картинки с изображением животных: белый медведь, морж, овцебык, дикие северные олени, песец, полярный волк, сокол-сапсан, краснозобая казарка, полярная сова.

(Ответ: Таймырский заповедник: овцебык, дикие северные олени, сокол-сапсан, краснозобая казарка).

3. Какое поразительное совместное гнездование мы наблюдаем в этом заповеднике? Что поразительного в нём?

(Ответ: мирная птица – краснозобая казарка и её злейший враг, хищная птица – сокол-сапсан).

Дополнительный вопрос учителя во время проверки:

– Почему сапсан не нападает на казарку? Может быть казарки ищут защиты у сапсана?

(Ответ: Всё гораздо проще. И казарка, и сапсан начинают кладку яиц очень рано. Для гнездования и те, и другие любят выбирать проталины в долинах рек. А таких мест, свободных от снега, в тундре ранней весной бывает очень мало. Вот и приходится гусям гнездиться рядом с хищниками. И сокол-сапсан, и казарки занесены в Красную книгу).

IV. Проверка выступлений

Обсуждение ответов с детьми. Оценка выступлений своих товарищей и себя. В ходе проверки ребята должны по трехбалльной системе оценить свой ответ и ответы других групп.

V. Подведение итогов работы в группах

– Молодцы, ребята! Мне было приятно сегодня с вами работать. Вы хорошо подготовились к нашей конференции. Спасибо вам.
В настоящее время интерес к Крайнему Северу возрастает с каждым годом. Учёные с тревогой думают о судьбах природы этого удивительного края, где жизнь развивается на своём пределе, где каждый организм неповторимо своеобразен. Тревога вызвана тем, что сюда проникают всё больше и больше людей. В тундре строятся города, обосновываются металлурги и угольщики, добытчики золота, нефти, газа, строители дорог и газопроводов.
Что же станется со зверем, птицей, рыбой? Есть опасения, что природа попросту не выдержит нашествия людей, что исчезнут навсегда редкостные звери, птицы, рыбы.
Да, такое может случиться, если человек будет перекраивать, преобразовывать природу тундры, не считаясь с её законами, не считаясь с предостережениями учёных.
Каждый, кто хозяйствует в тундре, должен действовать обдуманно, чтобы не причинить вреда её неповторимой природе.

Земля – наш дом

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.

Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Р. Рождественский

VI. Итог урока