Доклад ученика Григорьевых Алексея (9 лет) по проблеме “Глобальное потепление климата”
Космический спутник, путешествуя по Солнечной системе, сразу заметит Землю, это единственная планета, окружённая облаками. Земля защищена тонкой газовой оболочкой – АТМОСФЕРОЙ, благодаря которой на планете существует жизнь. Основная масса атмосферы (80 %) сконцентрирована в первых 15 км от поверхности Земли. Здесь температура понижается с высотой. Этот слой называется ТРОПОСФЕРОЙ. Здесь мы живём.
В стратосфере температура начинает повышаться. Здесь расположен защитный озоновый слой. По мнению многих учёных, климат Земли претерпевает изменения. Они объясняют это влиянием на погоду скопления в атмосфере некоторых газов.
Надо заметить, что такие изменения обнаруживались и раньше. По данным учёных, наблюдающих за изменением годовой температуры Северного полушария, с конца ХIХ века до 40-х годов ХХ века наблюдалось потепление климата Северного полушария, с 40-х до 60-х происходил процесс похолодания, а с середины 60-х процесс потепления восстановился и продолжается до настоящего времени. Отмечено, что изменение температуры зимой превышает изменения в другие сезоны года.
В настоящее время средняя температура на Земле повышается, - это называют глобальным потеплением климата. Причинами таких изменений считают усиление вулканической активности и другие природные явления. А также влияние деятельности человека, которая наносит ущерб нашей планете.
Что же плохого сделал человек для своей планеты?
- Вырубал леса, что приводило к заболачиванию, и как следствие, выделение метана в атмосферу.
- Сжигал для “расчистки” лесные массивы, что вело к выделению углекислого газа в атмосферу.
- Строил заводы и электростанции (самолёты, корабли…) которые сжигают природное топливо (уголь, нефть, газ), при этом тоже образуется углекислый газ.
- Выпускает аэрозоли и холодильники, начинённые фреоном.
- Автомобили, выделяющие окислы азота.
- Повышается уровень отходов, гниющих на свалках, и как следствие выделяется метан.
Все эти газы, скапливаются в атмосфере, создают усиленный “парниковый эффект”, который способствует разогреву нижних слоёв атмосферы. Есть данные, что за последние 100 лет уровень углекислого газа увеличился на 25 %.
К тому же газ фреон и другие разрушают защитный озоновый слой Земли. А ведь озоновый слой очень важен, так как он не пропускает к Земле вредные солнечные излучения. Образуются “ озоновые дыры”, через которые вредные солнечные излучения достигают поверхности Земли.
Если температура на земле будет и дальше повышаться, это окажет серьёзное воздействие на мировой климат.
Возможно, что:
- В тропиках будет выпадать больше осадков, так как дополнительное тепло повысит содержание водяного пара в воздухе.
- В засушливых районах дожди будут ещё более редкими, и они превратятся в пустыни.
- Температура морей повысится, что приведёт к затоплению низин и побережья, к увеличению числа сильных штормов.
Глобальные изменения климата в ХХ веке отразились и на изменении режима экосистемы озера Байкал. При росте глобальной температуры за столетие на 0,6о в Предбайкалье и Иркутске он составил 2 градуса, а на Байкале на 1,2о С (меньше, чем над окружающей сушей, так как окружён горными массивами). Особенно интенсивно потепление проходило зимой и весной (на 2 градуса и 1,4 градуса, соответственно), отставало осенью и летом.
За 100 лет на Байкале произошли и другие изменения:
- Выявлено повышение притока воды в озеро (примерно 300 кубических метров в секунду за100 лет).
- Продолжительность ледостава уменьшилась на 18 суток (замерзает Байкал на 11 дней позже, а вскрывается на 7 дней раньше).
- Уменьшилась максимальная толщина льда (ежегодно на 0, 24 см).
Ученые предполагают, что при увеличении в атмосфере углекислого газа в 2 раза, климат Байкала может измениться, то есть:
- Увеличится среднегодовая температура на 1,5–4о С.
- Увеличится безлёдный период до 2 месяцев.
Возможно, что к концу ХХI века на юге и в северной части озера зимний ледостав станет кратковременным и неустойчивым.
Вывод: учёные ещё не пришли к единому мнению, но настало время, когда человек должен подумать о будущем планеты.
Что мы можем сделать для будущих поколений?
Экономно расходовать энергию, сократить расход природных ресурсов, использовать другие виды энергии, бережнее относится к лесам, воде….
Пусть Земля всегда остаётся “зелёной планетой”!
Доклад учеников 2-го класса на тему: “Место человека в окружающем мире”
Нам хорошо известно, что окружающий мир делится на три части:
- живая природа
- неживая природа
- рукотворный мир
И у нас не возникает сомнений, что человек относится к “живой природе”.
Всё живое растёт. Я тоже расту, но я всё-таки, не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно не гриб. Видимо я отношусь к животным? Давай попробуем выделить умения и признаки животных, которыми обладает и человек. Сравним себя с рыбами. И человек, и рыбы имеют костный скелет. Но у рыб есть чешуя, плавники, хвост, они дышат жабрами. И человек, и рыбы могут быстро плавать, глубоко нырять, однако рыбы искуснее человека прячутся в воде, по-своему “разговаривают”.
Чем же похожи и чем отличаются человек и насекомые? У насекомых три части тела, шесть ножек, чувствительные усики. Человек строит жилища, переносит тяжести. Это же умеет делать и насекомое.
Сравним себя с птицами. Сходство птиц и человека лишь в том, что они имеют по две ноги. У человека нет крыльев, оперения, клюва. Человек может летать лишь с помощью особых приспособлений. Птицы далеко видят, строят гнёзда, обучают птенцов. И человек строит дома и обучает детей.
Может человек – это млекопитающее? Они имеют шерсть, а мы имеем волосяной покров. У млекопитающих четыре лапы, а у человека – две ноги, две руки. Они кормят детёнышей молоком. И нас родила мама и выкормила молоком .Значит я – млекопитающее. Но тогда мы – животные? Нет, мы от них отличаемся.
А чем мы отличаемся от животных?
Умеют ли животные читать, писать, считать,
рисовать или сочинять стихи? Придумали ли они
буквы, цифры, ноты? Могут ли изобретать самолёты,
автомобили и корабли, чтобы летать, ездить и
плавать? Изготавливают ли они инструменты для
строительства своих жилищ? Вот и получается, что
человек сильно отличается от животных. Он
создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает
приспособления для своего труда. Изобретает
разные приборы для изучения природы. Выводит
новые породы домашних животных и урожайные сорта
растений. Человек умеет устно и письменно
излагать свои мысли.
Я понял, человек относится к царству животных,
однако имеет коренные отличия. Именно человек –
творец созидающего мира. Но и животные в чём-то
превосходят человека. У птиц, например, острее
зрение, у млекопитающих – острее нюх.
Всё на земле взаимосвязано и самоценно. Это мы
поняли на всю жизнь!.
Выступление учеников 2-го класса “Всемирный день земли”
День 22 апреля 1994 года был объявлен
Всемирным днём Земли. В этот день множество
отрезков материи с подписями россиян в защиту
природы было пронесено по всей нашей стране. Из
кусков составили флаг земли – символ,
призывающий людей относиться к природе с
уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660
кв. м.
Нам тоже не безразлична судьба планеты, и поэтому
мы попытались сделать такой же флаг, правда, в
миниатюре, символизирующий наше единство в
заботе о будущем Земли.
Земля, на которой селился человек, которая
возделывалась его руками и которая на протяжение
многих веков была его кормилицей, становилась
родной. Уходя в другие края, наши предки брали с
собой горсть родной земли и хранили её как
святыню. Люди сравнивали широкие пространства
суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и
камнях видели его кости, в водах – кровь, в
древесных корнях – жилы, в травах и растениях –
волосы.
Планета наша весьма засорена, но мы ещё не
осознали опасности жизни на огромной свалке.
Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на ней
наши дети?
Вода. Учёные подсчитали, что каждый
год во всём мире в водоёмы попадает столько
вредных веществ, что ими можно было бы заполнить
10000 товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли
стиральный порошок.
В результате деятельности человека в реках
Европы: Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя
купаться. В сибирских реках из-за затонувшего
леса и загрязнённых стоков появились
микроорганизмы, которые очень вредны для людей и
животных.
Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны 100 и даже 1000 лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За 100 лет на земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные Земли. Первые 5 лет они получали хорошие урожаи. А потом ветра-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить их к подножию гор. В результате почва оскудела, и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.
Леса. Усиленно идёт “облысение”
планеты. За последние 20 лет человек вырубил
столько леса, сколько было уничтожено за всё его
предыдущее существование, не говоря уже о
пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на
Земле становится всё меньше и меньше. Значит,
животные теряют свой дом. Значит, они обречены на
гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и
разливами нефти, но и бездумным уничтожением
всего живого.
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел “невпроворот”,
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса – без птиц, и реки – без воды…
Всё меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.