Проведение ученических научных конференций в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Доклад ученика Григорьевых Алексея (9 лет) по проблеме “Глобальное потепление климата”

Космический спутник, путешествуя по Солнечной системе, сразу заметит Землю, это единственная планета, окружённая облаками. Земля защищена тонкой газовой оболочкой – АТМОСФЕРОЙ, благодаря которой на планете существует жизнь. Основная масса атмосферы (80 %) сконцентрирована в первых 15 км от поверхности Земли. Здесь температура понижается с высотой. Этот слой называется ТРОПОСФЕРОЙ. Здесь мы живём.

В стратосфере температура начинает повышаться. Здесь расположен защитный озоновый слой. По мнению многих учёных, климат Земли претерпевает изменения. Они объясняют это влиянием на погоду скопления в атмосфере некоторых газов.

Надо заметить, что такие изменения обнаруживались и раньше. По данным учёных, наблюдающих за изменением годовой температуры Северного полушария, с конца ХIХ века до 40-х годов ХХ века наблюдалось потепление климата Северного полушария, с 40-х до 60-х происходил процесс похолодания, а с середины 60-х процесс потепления восстановился и продолжается до настоящего времени. Отмечено, что изменение температуры зимой превышает изменения в другие сезоны года.

 

В настоящее время средняя температура на Земле повышается, - это называют глобальным потеплением климата. Причинами таких изменений считают усиление вулканической активности и другие природные явления. А также влияние деятельности человека, которая наносит ущерб нашей планете.

Что же плохого сделал человек для своей планеты?

  • Вырубал леса, что приводило к заболачиванию, и как следствие, выделение метана в атмосферу.
  • Сжигал для “расчистки” лесные массивы, что вело к выделению углекислого газа в атмосферу.
  • Строил заводы и электростанции (самолёты, корабли…) которые сжигают природное топливо (уголь, нефть, газ), при этом тоже образуется углекислый газ.
  • Выпускает аэрозоли и холодильники, начинённые фреоном.
  • Автомобили, выделяющие окислы азота.
  • Повышается уровень отходов, гниющих на свалках, и как следствие выделяется метан.

Все эти газы, скапливаются в атмосфере, создают усиленный “парниковый эффект”, который способствует разогреву нижних слоёв атмосферы. Есть данные, что за последние 100 лет уровень углекислого газа увеличился на 25 %.

 

К тому же газ фреон и другие разрушают защитный озоновый слой Земли. А ведь озоновый слой очень важен, так как он не пропускает к Земле вредные солнечные излучения. Образуются “ озоновые дыры”, через которые вредные солнечные излучения достигают поверхности Земли.

 

Если температура на земле будет и дальше повышаться, это окажет серьёзное воздействие на мировой климат.

Возможно, что:

  • В тропиках будет выпадать больше осадков, так как дополнительное тепло повысит содержание водяного пара в воздухе.
  • В засушливых районах дожди будут ещё более редкими, и они превратятся в пустыни.
  • Температура морей повысится, что приведёт к затоплению низин и побережья, к увеличению числа сильных штормов.

Глобальные изменения климата в ХХ веке отразились и на изменении режима экосистемы озера Байкал. При росте глобальной температуры за столетие на 0,6о в Предбайкалье и Иркутске он составил 2 градуса, а на Байкале на 1,2о С (меньше, чем над окружающей сушей, так как окружён горными массивами). Особенно интенсивно потепление проходило зимой и весной (на 2 градуса и 1,4 градуса, соответственно), отставало осенью и летом.

За 100 лет на Байкале произошли и другие изменения:

  1. Выявлено повышение притока воды в озеро (примерно 300 кубических метров в секунду за100 лет).
  2. Продолжительность ледостава уменьшилась на 18 суток (замерзает Байкал на 11 дней позже, а вскрывается на 7 дней раньше).
  3. Уменьшилась максимальная толщина льда (ежегодно на 0, 24 см).

Ученые предполагают, что при увеличении в атмосфере углекислого газа в 2 раза, климат Байкала может измениться, то есть:

  1. Увеличится среднегодовая температура на 1,5–4о С.
  2. Увеличится безлёдный период до 2 месяцев.

Возможно, что к концу ХХI века на юге и в северной части озера зимний ледостав станет кратковременным и неустойчивым.

Вывод: учёные ещё не пришли к единому мнению, но настало время, когда человек должен подумать о будущем планеты.

Что мы можем сделать для будущих поколений?

Экономно расходовать энергию, сократить расход природных ресурсов, использовать другие виды энергии, бережнее относится к лесам, воде….

Пусть Земля всегда остаётся “зелёной планетой”!

Доклад учеников 2-го класса на тему: “Место человека в окружающем мире”

Нам хорошо известно, что окружающий мир делится на три части:

  • живая природа
  • неживая природа
  • рукотворный мир

И у нас не возникает сомнений, что человек относится к “живой природе”.

Всё живое растёт. Я тоже расту, но я всё-таки, не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно не гриб. Видимо я отношусь к животным?  Давай попробуем выделить умения и признаки животных, которыми обладает и человек. Сравним себя с рыбами. И человек, и рыбы имеют костный скелет. Но у рыб есть чешуя, плавники, хвост, они дышат жабрами. И человек, и рыбы могут быстро плавать, глубоко нырять, однако рыбы искуснее человека прячутся в воде, по-своему “разговаривают”.

Чем же похожи и чем отличаются человек и насекомые? У насекомых три части тела, шесть ножек, чувствительные усики. Человек строит жилища, переносит тяжести. Это же умеет делать и насекомое.

Сравним себя с птицами. Сходство птиц и человека лишь в том, что они имеют по две ноги. У человека нет крыльев, оперения, клюва. Человек может летать лишь с помощью особых приспособлений. Птицы далеко видят, строят гнёзда, обучают птенцов. И человек строит дома и обучает детей.

Может человек – это млекопитающее? Они имеют шерсть, а мы имеем волосяной покров. У млекопитающих четыре лапы, а у человека – две ноги, две руки. Они кормят детёнышей молоком. И нас родила мама и выкормила молоком .Значит я – млекопитающее. Но тогда мы – животные? Нет, мы от них отличаемся.

А чем мы отличаемся от животных? Умеют ли животные читать, писать, считать, рисовать или сочинять стихи? Придумали ли они буквы, цифры, ноты? Могут ли изобретать самолёты, автомобили и корабли, чтобы летать, ездить и плавать? Изготавливают ли они инструменты для строительства своих жилищ? Вот и получается, что человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для своего труда. Изобретает разные приборы для изучения природы. Выводит новые породы домашних животных и урожайные сорта растений. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли.
Я понял, человек относится к царству животных, однако имеет коренные отличия. Именно человек – творец созидающего мира. Но и животные в чём-то превосходят человека. У птиц, например, острее зрение, у млекопитающих – острее нюх.
Всё на земле взаимосвязано и самоценно. Это мы поняли на всю жизнь!.

Выступление учеников 2-го класса “Всемирный день земли”

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из кусков составили флаг земли – символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 кв. м.
Нам тоже не безразлична судьба планеты, и поэтому мы попытались сделать такой же флаг, правда, в миниатюре, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли.
Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжение многих веков была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосы.
Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на ней наши дети?

Вода. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10000 товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
В результате деятельности человека в реках Европы: Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязнённых стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны 100 и даже 1000 лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За 100 лет на земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные Земли. Первые 5 лет они получали хорошие урожаи. А потом ветра-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить их к подножию гор. В результате почва оскудела, и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.

Леса. Усиленно идёт “облысение” планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел “невпроворот”,
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса – без птиц, и реки – без воды…
Всё меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.