Тема: Звуки [м], [м’], буквы М, м. Звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Цель: формирование понятия сонорности согласного звука.
Задачи:
- научить обозначать звуки [м], [м’],[л], [л’] согласными буквами М, м, Л, л;
- упражняться в чтении;
- формировать умение сопоставлять звук и букву;
- продолжить работу над предложением;
- развивать внимание, мышление, речь.
ХОД УРОКА
I. Повторение пройденного
1. Гимнастика.
1) Упражнение на дыхание: вдох – медленный выдох.
2) Упражнение для губ: улыбнуться – вытянуть губы вперед трубочкой.
3) Упражнения для языка: почистить зубки, пощелкать кончиком языка.
4) Гласный ряд (а, у, о, э, и, ы) – чтение на одном дыхании. Что вы знаете о этих звуках?
2. Постановка цели.
1) Чистоговорка:
Ло-ло-ло – на улице светло.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
– Какие звуки повторяются здесь чаще всего? (Согласные [л], [л’].)
2) Чистоговорка:
Ма-ма-ма – дома я сама.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
– Какие звуки повторяются чаще всего здесь? (Согласные [л], [м].)
– Как произносятся звуки [л], [м]? (Твердо.)
– А звуки [м’], [л’]? (Мягко.)
– Значит, звуки могут произноситься по-разному. Сегодня мы узнаем, какие буквы нужны для согласных звуков [м], [м’], [л], [л’].
II. Знакомство с буквами
1. Упражнение на артикуляцию.
– Какими вы представляете звуки [м], [м’], [л], [л’], когда их слышите? (Яркими, большими.)
– Давайте потренируемся в произношении этих звуков и понаблюдаем за ними:
1) Сожмите губы и произнесите твердо [м], [л]. Как работают губы и язычок при произношении этих звуков? ([м] – губы плотно сжаты, [л] – губы сжаты неплотно, язычок прижимается к верхним губам.)
2) Произнесите мягко [м’], [л’]. Что вы заметили? (Язычок поднимается вверх.)
2. Обозначение звуков в схеме.
– Молодцы! А что вы заметили при произношении: шум или голос? (Голос.)
– Правильно! Это самые голосистые из всех согласных. Их называют сонорные, то есть, самые звонкие. Как мы обозначаем звонкие согласные в схеме? (Звоночек, точка.)
– А кто догадался, как мы будем обозначать сонорные согласные в схеме? (Два звоночка – две точки.)
Показываются две схемы:. Дети определяют какой карточкой обозначается твердый сонорный звук, а какой – мягкий сонорный звук.
3. Знакомство с буквами.
– Звуки [м] и [м’] на письме обозначаются буквами М, м (Эм.) А звуки [л] и [л’] на письме обозначаются буквами Л, л (Эль.)
Показ карточек с новыми буквами.
III. Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
IV. Упражнение в чтении
1. Звукобуквенный анализ.
– А сейчас мы с вами отправимся в лес. Но туда мы пойдем не одни, а вместе с девочкой (вывешивается картинка с изображением девочки), имя которой начинается на букву М. Посмотрите на схему и попробуйте догадаться, как ее зовут?
|
|
|
|
– Мила.
– Давайте составим схему этого слова. (Работа со звуками.)
– А кто сможет записать это слово? (Один ученик работает у доски.)
– А зачем отправилась в лес Мила вы узнаете, отгадав загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.(Малина)
– Давайте составим схему этого слова (Работа со звуками.)
– А кто сможет записать это слово? (Один ученик работает у доски.)
2. Чтение слогов-слияний.
– В лес ведут две тропинки. Давайте посмотрим, что это за тропинки? Это – слоги. Давайте прочитаем, что написано на наших тропинках. (На первой тропинке написаны слоги-слияния с буквами н, р, а на второй тропинке – слоги-слияния с буквами м, л.)
– Как вы думаете, по какой тропинке мы отправимся в лес? (По второй.)
– Почему? (Потому что сегодня мы изучаем эти буквы.)
3. Чтение столбиков слов с заданиями.
ау уа ам ум |
– На пути в лес нам встретилось препятствие – столбики слов. Чтобы пройти дальше, нужно прочитать эти слова.
– Что общего у этих слов?
– На какие две группы их можно разделить? (Ответы детей.)
мыл мыла мло мала |
– Какое слово здесь лишнее? Почему? (Ответы детей.)
Оля Эля Уля Аля Лиля |
– В лесу Мила встретила своих подружек. А как их звали, вы узнаете, прочитав слова в третьем столбике.
– Как пишутся эти слова? (С большой буквы.)
– Почему? (Это имена.)
– Какое слово лишнее? (Лиля)
– Почему? (В этом слове четыре буквы.)
V. Физминутка для глаз
– По дороге из леса Миле и ее подружкам встретилась небольшая полянка с красивыми цветами. Девочки решили здесь передохнуть и присели на травку. Давайте и мы с вами немножко отдохнем и сделаем зарядку для глаз. Вы должны следить за солнечным лучиком, который вам поможет. (“Луч лазерной указки” перепрыгивает с цветка на цветок, которые расположены над доской. Дети следят за лучом, не поворачивая головы.)
VI. Работа с предложением
– Дома нашу Милу кто-то уже ждал. Как вы думаете, кто? (Мама)
– Вот здесь было составлено предложение про маму и Милу, но оно рассыпалось. Давайте попробуем его собрать, изменив некоторые слова.
|
|
|
|
– Какие слова мы изменили?
– Какие слова пишутся с большой буквы? Почему?
– Что ставится в конце предложения?
– Как можно изобразить это предложение в виде схемы? Кто это сможет сделать? (Один ученик работает у доски.)
– Что за предложение? Чем оно интересно? Какие звуки здесь повторяются чаще всего? ([м], [л].)
– Это скороговорка. Прочитаем ее быстро несколько раз.
VII. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы читать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
VIII. Закрепление
1. Работа с загадкой.
– А Мила решила сходить в гости к своей подружке Оле. А кого она там встретила, вы узнаете, отгадав загадку:
Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенку поет
(Кошка)
2. Работа с текстом.
– Про Олю и ее кошку мы прочитаем по учебнику. Откройте “Азбуку” на странице 49. Как называется рассказ, который мы сейчас будем читать? (“Оля и Мура”.)
– Найдите первое предложение. Поставьте пальчик, чтобы следить. (Чтение по цепочке, по одному предложению.)
IX. Итог урока
– О каких звуках мы сегодня говорили? (О сонорных.)
– Назовите эти звуки. ([м], [м’], [л], [л’].)
– А какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (Мм, Лл.)
– Мы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем и расслабимся.
X. Музыкальная релаксация и ароматерапия
Звучит спокойная музыка без слов, зажигается свечка с запахом хвои.
– Лягте удобно на парту и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: как приятно пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен, пахнет ромашкой и клевером. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этими ощущениями, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день.
– А теперь откройте глаза, сядьте ровненько и попробуйте нарисовать настроение, которое осталось у вас после нашего урока.
Дети рисуют лица человечков – грустные или улыбающиеся.
– Покажите мне свои рисунки. Молодцы! Наш урок закончен.