Психопрофилактическая работа с младшими дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Главным источником познания маленького человека является общение его с окружающим миром. А происходит это общение с помощью взрослых и сверстников. От того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным, непринужденным оно будет, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его дальнейшая социализация.

В дошкольном учреждении № 193 г. Тольятти вопросам эмоционального благополучия и познавательного развития малышей уделяется большое внимание. Тем не менее, результаты наблюдения за детьми 1 и 2 младшей групп на протяжении 3-х лет дают возможность говорить о том, что дети, приходящие в детский сад впервые и посещающие его полгода-год, испытывают некоторые трудности общения, как с воспитателями, так и со сверстниками. Причин этому, на наш взгляд, множество: не владение навыками общения, особенности личностного развития - замкнутость, агрессивность, страхи. Малыши трех-четырех лет еще недостаточно владеют речью для того, чтобы суметь договориться между собой в спорах и конфликтах, и часто “пускают в ход” кулаки. Кроме этого, качественный анализ результатов мониторинга психического развития детей старшего дошкольного возраста (“Тест тревожности”, Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) подтверждает необходимость развития эмоционально-личностной сферы детей, снижения уровня их тревожности, эмоциональной напряженности, агрессии.

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению и предупреждения развития тревожности, снятия агрессии необходимо разработать систему мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста, родителями и педагогами. Так появилась психопрофиактическая программа “Вместе весело играть…”

Целью предлагаемой нами программы работы с детьми, является развитие эмоционально-положительного отношения к взрослому и сверстникам, развитие эмпатии, предупреждения тревожности.

Реализация данной цели осуществляется непосредственно на занятиях, каждое из которых представляет собой набор игр и упражнений, иногда объединенных определенным сюжетом.

Взрослый является непосредственным участником всех игр. При разучивании игр, взрослый – ведущий. А когда дети хорошо освоят содержание игры, ведущими становятся они. Так, в игре “Зеркало” дети с удовольствием берут на себя роль ведущего, а взрослый становится ребенком, который внимательно слушает и выполняет все задания.

На начальном этапе мы учимся взаимодействию в паре, играем в такие игры: “Кенгуру”, “Ищу друга”, “Только вместе” и др., где устанавливаем контакт друг с другом, подстраиваемся к темпу движения партнера, чувствуем его. Дети постепенно от игры “рядом” переходят к игре “вместе”.

Следующим этапом в развитии становится обучение взаимодействию с группой (5-6 человек). Здесь главной целью становится, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара, развитие воображения, развитие чувства ритма, создание эмоционально-положительного климата в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие эмпатии. В этом нам помогают игры: “Пузырь”, “Улитка”, “Добрый бегемотик”, “Мой хороший…”, “Постарайся отгадать” и др.

Установить доверительные, партнерские отношения с детьми взрослому помогает игровой персонаж - слоненок Шарик. Он каждый раз приветствует каждого из детей, гладя своим мягким хоботком ладошку.

В заключительной части занятия мы делаем первые попытки рефлексировать свою деятельность. Вспоминаем игры, в которые играли, говорим о том, что особенно понравилось и запомнилось, что больше всего порадовало нас в общении друг с другом.

Совместные игры сплачивают, объединяют детей, создают положительный настрой на деятельность, активизируют их.

Постепенно, узнавая особенности каждого ребенка в деятельности с взрослым и детьми, выстраивается программа его индивидуального развития. Основные ее линии обговариваются с педагогами групп и обязательно на индивидуальных встречах с родителями.

По программе “Вместе весело играть…” мы работаем уже 4 года. За это время наблюдается динамика у отдельных детей, особенно у тех, кто пришел в детский сад в 3 года во 2 младшую группу. После занятий с психологом трудно адаптирующиеся дети из этой группы легче стали переживать разлуку с близкими, научились взаимодействовать в играх со взрослыми и детьми, у них улучшился общий фон настроения, снизилась заболеваемость.

В перспективе мы видим продолжение работы по данной программе, возможно введение отдельных игр в деятельность с детьми раннего возраста, так как в процессе апробации программы мы убедились, что игра помогает: адаптироваться детям к новым социальным условиям; освоить способы ролевого поведения; регулировать отношения ребенка с взрослым, ребенка со сверстником; обогатить способы коммуникации через использование ролевого диалога; выйти на эффективное взаимодействие с педагогами и родителями.

Мы считаем, что данная программа работы с детьми дополняет нашу основную программу “Детство”, которая тоже ориентирует воспитателя на педагогическое взаимодействие, характеризующиеся отношением к ребенку как субъекту собственного развития, основанное на понимании, признании и принятии детской личности, учете ее интересов и перспектив развития.