ЦЕЛЬ:
- научить читать слова с буквами Ю, ю
- продолжить совершенствование чтения слов с изученными буквами;
- развивать речь учащихся, мышление, память;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к отечественной литературе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- “лента букв”, предметные картинки, иллюстрация к стихотворению “Первый снег”.
- П.И.Чайковский “Времена года”, аудиозапись.
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Приветствие.
Установление дисциплины и рабочего порядка.
II. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ
Работа по таблице “Речь”
- Какая бывает речь?
- Что такое устная речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Как пишется начало предложения?
-Что поставим в конце предложения?
- Посмотрите на схему и скажите, сколько слов в предложении?
- На что делятся слова?
- Какие бывают звуки?
- Как мы произносим гласные звуки?
- Каким цветом обозначим в схемах гласные звуки? (красными)
- Как мы произносим согласные звуки?
- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?
- Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зелеными или красными)
А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1. РАБОТА ПО “ЛЕНТЕ БУКВ”
- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у, ы, э).
- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ю, е, и).
- Почему буквы Я, Е, Ё мы называем хитрыми? (они обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласной).
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной хитрой буквой. Но об этом позже.
А сейчас мы с вами побываем в гостях у согласных.
2. В ГОСТИНОЙ У СОГЛАСНЫХ
Поиграем в игру “Твердые и мягкие согласные”
Н обозначает два звука [Н ] , [ Н*]
Л обозначает два звука [Л ] , [ Л*]
К обозначает два звука [К ] , [ К*]
М обозначает два звука [ М] ,[ М*]
(аналогичная работа со всеми изученными согласными)
3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ СОЧЕТАНИЙ БУКВ
К:РЫ К:РУ С:ТУ М:НО С:НЕ С:ТО Б:ЛЕ Г:РУ Ч:ТО НА:С КО:Т
А теперь добавьте к прочитанному слоги, чтобы получились слова, (например: кры-ша, кру-жится и т.д.)
4. РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ “ПЕРВЫЙ СНЕГ”
а) Вводная беседа.
- Какое наступило время года?
- По каким признакам мы определяем, что наступила зима (стало холодно, выпал снег).
- Вы рады первому снегу? Почему? (Потому что снег доставляет массу удовольствий!
Катание на коньках, санках, лыжах. И особенно мы рады первому снегу, потому что он долгожданный).
- Посмотрите на радостные лица детей. Когда вы будете читать, то должны с помощью интонации показать радость, хорошее настроение.
б) Чтение слов по вспомогательным пометам.
- Прочитаем слова, которые встречаются в стихотворении.
УТРО:М КРУЖИ:ТСЯ САЛА:ЗКИ ИМЕЕ:Т К:РЕПО:С:ТЬ РА:СС:ТЕЛИ:ТЬ С:Т:РОИ:ТЬ
в) Словарная работа.
Маленькие ручные санки-салазки.
г) Чтение стихотворения “Первый снег”.
А теперь все ученики займут места в зрительном зале.
5. ТЕАТРАЛЬНАЯ МИНУТКА
- Ребята, а сейчас мы проведем театральную минутку. Как называется наше представление? (“Заботливая внучка”)
- Давайте прочитаем некоторые слова.
Заботливая, внучка, бабушка, конечно, научила, грамотная.
- Кто главные герои нашего рассказа7
- Какой была внучка?
- Как надо прочитать слово девочка?
- Как читается слова бабушка?
Чтение по ролям.
III. ФИЗМИНУТКА
Отгадайте загадку.
С неба падают зимою,
И кружатся над землею,
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки).
Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь.
Станем вместе в хоровод, получается снежок.
IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Слого-звуковой анализ.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертой особенной буквой.
- Одна волшебная снежинка залетела к нам в класс и принесла схему слова.
- Посмотрите на схему слова и скажите, сколько слогов в этом слове? (2)
- Какой слог ударный? (2)
- Сколько звуков в 1 слоге? (2)-Что это? (Слияние мягкого согласного с гласным).
- Сколько звуков во 2 слоге? (2)(что это?) (слияние твердого согласного с гласным).
- Какое же слово спряталось в схеме? Отгадайте загадку.
Кручусь, верчусь,
И мне не лень,
Вертеться целый день.
- Посмотрите на картинку. Что это? (юла)
- Разделим слово юла на слоги ю-ла.
- Возьмите карточки, где в слове было бы 2 слога. Поставьте ударение.
- Произносим 1-й слог. Какие слышатся звуки [й,у] – это слияние согласного [й]с гласным [у].
Какой первый звук [й], второй [у].
Два звука образовали слияние. Но принято два звука обозначать не двумя буквами, а одной. Эти два звука мы обозначим буквой Ю.
2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВОЙ
Знакомство с буквой.
- Что напоминает буква Ю?
- Чем отличается печатная большая буква Ю от маленькой?
- Что пишется с большой буквы?
3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ О БУКВЕ “Ю”
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось
Получилась буква Ю.
Послушайте сценку.
Кто? – спросила буква Я,
Заменить готов меня?
Отвечала буква Ю -
Если надо заменю!
4. РАБОТА В ТЕТРАДИ
- А сейчас мы напишем буквы Ю, ю печатные.
- Почему же буква Ю хитрая? (Потому что обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной.)
- Звуки обозначим буквами.
- Назовите второй слог (ла)
- Сколько звуков в этом слоге? (2)
- Сколько букв? (2)
5. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ
Игра “Украсим елку”
Какой приближается праздник?
Если мы правильно прочитаем слово, то волшебные игрушки окажутся на ёлке.
РИСУЮ, | ИГРАЮ, | ПОЮ |
РИСУЮТ | ИГРАЮТ | ПОЮТ |
Сколько букв в каждом слове и сколько звуков? Почему?
6. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА В УЧЕБНИКЕ. “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”
1. Беседа по картинке.
- Кого вы видите на картинке?
- Каждому из вас мама на ночь пела колыбельную песню тихим спокойным голосом.
- Как мама баюкает ребенка?
7. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ
БА/Ю | К/ЛА/ДУ |
БА/Ю/ШО/К | КРО/ВА/ТЬ |
БУ/ДЕ/Т | К/РЕ/П/КО |
8.ЧТЕНИЕ ПОПЕВКИ “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”
Подумайте, как мы должны прочитать “Колыбельную”.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
С какой гласной мы познакомились на уроке?
- Почему гласные е, я, ё, ю называют особенными? Ответ:
в начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, т.е. два звука – согласной и гласной [йе], [йа], [йо], [йу].