Цели:
- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне (Н. Сладкова, А. Саврасова, П. И. Чайковского).
- Осуществлять связь содержания уроков чтения с изобразительным искусством и музыкой.
- Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.
Оборудование: книги для внеклассного чтения, тексты Николая Сладкого “Март”, “Апрель”, “Май”, репродукция картины А. Саврасова “Грачи прилетели”, запись музыки П.И. Чайковского “Времена года” и С.В. Рахманинова “Концерт для фортепьяно с оркестром №2”, запись “Птичьи голоса”, картинки первых цветов, портреты композиторов, детские рисунки о весне.
Оформление доски.
“Все весны дыханием согрето, все кругом и любит и поет”.
А.Толстой
Ниже доска разделена три части.
Март | Апрель | Май |
Март с водой, | В апреле земля преет. | Как в мае дождь, |
апрель с травой. | так будет рожь. |
Под каждой пословицей размещены соответствующие месяцу детские рисунки. Подготовлена выставка книг о весне.
Ход урока
I. Организация класса.
Вход учащихся под музыку С. Рахманинова.
II. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Загадка: Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна)
Чтение эпиграфа с доски.
На уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла, достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески, доброжелательно и красиво.
Чтение детьми стихов о весне.
Пали морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа просыпается. Послушайте, как просыпается природа.
Звучит запись птичьих голосов.
Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес на поляну.
III. Изучение нового материала.
Месяц март.
1. Теперь послушайте загадку из знакомой вам сказки “Старик- годовик”, которую мы читали во II классе.
“Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка птиц. Снег стал таять, на полях показались цветы.”
- Назовите этих волшебных птиц. Правильно, это март, апрель, май (обращаю внимание на доску).
Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает. Какой первый месяц? Март. Теперь прочитаем первую запись на доске и объясним ее смысл. (Чтение и объяснение детьми смысла пословицы)
А сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца, и что оно означает.
Ученик.
В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали.
Прочитайте рассказ Н. Сладкова “Март” и ответьте на мои вопросы.
- С каким чувством автор рисует картины природы?
- Какие краски использует автор, описывая небо? Снега? Льды? Следы?
Весной пробуждается природа. А как весна поднимает настроение! Хочется жить, работать, радоваться и, кажется, что жизнь прекрасна.
Даю прочитать отрывок из стихотворения ученику. Он читает.
Весна, весна кругом живет и дышит.
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши.
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер.
И легкий пар клубиться у реки.
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
2. Многие композиторы в своем творчестве обращались к природе. Это Чайковский, Рахманинов, Григ (показываю портреты). Композитор П.И. Чайковский очень любил русскую природу и посветил ей цикл пьес “Времена года”. Сейчас мы послушаем его пьесу про месяц март, которая называется “Песня жаворонка” (прослушивание записи).
- Что вы услышали? (пение жаворонка)
- Какое настроение передается мелодией? (В этой мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного)
“Прощай, зима, здравствуй, весна!” - такие чувства, такие мысли вложил композитор Чайковский в свою музыку.
3. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Левитан, Юон, Саврасов (показываю на картины художников).
Посмотрите на репродукцию знакомой картины Саврасова “Грачи прилетели”. Художник воспринимает природу как живое существо, даже камень неподвижный у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи. “Грачи прилетели” - лучшая работа Алексея Кондратьевича Саврасова.
- Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь?
- Что изобразил художник в своей картине? (Русскую деревню с небольшой церковью, деревянным домом, нераспустившимися березами. Прилетели первые весточки весны - неугомонные грачи. С весенним криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя теплые лужи.)
Давайте мысленно переместимся в то место на картине. Закройте глаза. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и как поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол.
Взгляните на ваши рисунки. Какие краски выбраны для изображения месяца марта? (Ответы детей.)
Физминутка. Под “ Песню кукушки” дети выполняют движения.
Месяц апрель.
1. Второй месяц вены - апрель.
Ученик.
Родина слова “апрель” - Древний Рим. Оно означает “теплый”, “солнечный”.
Прочитаем и разберем вторую пословицу, записанную на доске: “В апреле земля преет”. Дети объясняют смысл пословицы.
- Какие еще пословицы вы знаете об этом месяце? (Ответы детей.)
- Прочитайте рассказ Н. Сладкова “Апрель”и ответьте на вопрос: “Что описано в этом рассказе?”
- Прочитайте, какие запахи бывают зимой?
- Откуда идут запахи весной?
- Как автор описывает запахи?
- На что похожи первые цветы?
- Как автор называет проталины?
- Взгляните на рисунки. Какие вы краски использовали, чтобы нарисовать “апрель”? (Ответы детей).
2. Весной внутри деревьев происходит сокодвижение. Если вы увидите, что дерево повреждено, из него вытекает сок, что надо сделать, как помочь дереву? (Ответы детей).
- Правильно, рану надо замазать, иначе дерево засохнет.
3. Прибавиться еще тепла, и на пригретых солнцем пригорках вспыхнут золотые звездочки мать-и-мачехи - самого раннего первоцвета. А под пологом леса, где еще не сошел снег, распустятся подснежники. (Показываю картинки первоцветов). Каких только потом не будет цветов, но эти - истинное чудо природы. Свою пьесу об апреле П.И. Чайковский так и назвал “Подснежник”.
Мягкие, нежные волны мелодии поднимаются все выше, сама мелодия плавная, чуть робкая. В ее вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель (звучит запись).
Месяц май.
1. А сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца “май”.
Ученик.
Название пятого месяца года - май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.
- Прочитайте написанную на доске пословицу о мае и поясните ее смысл (чтение и объяснение пословицы)
- Какие еще пословицы о месяце мае вы знаете? (Ответы детей.)
- Прочитайте рассказ Н. Сладкова “Май”, ответьте на вопросы:
- Что описано в этом рассказе?
- Какие звуки слышны в лесу?
- Кто издает звуки?
- Откуда идут звуки весной?
2. Немного найдется скромных цветов, которые поэты воспевали бы так, как ландыш. Вот стихи А. Фета (даю читать ученику), прочитай.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем исходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Этот цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до “бешенного обожания” любил Чайковский.
Живя во Франции, Петр Ильич так затосковал по родине, что обратился к поэзии:
В чем тайна чар твоих?
Не знаю. Но меня твое благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье.
И, как огонь любви, питает жар ланит.
И счастлив я, пока цветешь ты,
Ландыш скромный…
Чайковский признавался: “В первый раз в жизни мне удалось написать, в самом деле, неплохие стихи, к тому же глубоко прочувственные… Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой”.
А теперь послушайте пьесу о мае П.И. Чайковского. Она называется “Белые ночи”. Природа в мае уже проснулась, и вы услышите движение волн, набегающих на берег. (Прослушивание записи.)
3. Обратите внимание на ваши рисунки. Какие краски вы взяли, чтобы нарисовать весну в мае? (ответы детей)
IV. Проверка домашнего задания.
- В каких еще произведениях вы читали о наступлении весны? (Называют произведения и авторов.)
- Прочитайте о признаках весны. (Дети читают отрывки из своих книг.)
V. Подведение итогов, выставление оценок.
- Какие же звуки весны вы сегодня слышали? (Шум ручьев, капели, пение птиц, гром.)
- Какие у весны запахи? (Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листьев, птичьих гнезд, почек.)
Путешествие на уроке подходит к концу. Спасибо за хорошую работу и помощь. (Выставление и комментирование оценок.)
Наше путешествие подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну! И на основе своих наблюдений напишите сочинение на тему: “Весна, весна! И все ей радо…”.
Под запись музыки С. Рахманинова ребята покидают класс.