Лирические произведения на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Для успешного обучения учащихся немецкому языку учителю необходимо прививать им интерес к предмету и постоянно поддерживать этот интерес. Задача учителя – сделать урок интересным, эффективным и эмоциональным. При нестандартных формах работы развиваются индивидуальные способности учащихся. Одной из форм работы на уроке и во внеурочное время является работа с лирическими произведениями немецкой литературы, стихотворениями Гёте, Гейне, Шиллера. На мой взгляд, именно изучение лучших образцов немецкой поэзии способствует повышению интереса учащихся к изучению немецкого языка и литературы, расширению литературного кругозора учащихся, формированию понимания национального своеобразия, чувства красоты художественного слова.

На первых уроках немецкого языка объясняю, что каждый народ имеет свою культуру, свои духовные ценности, свое понимание мироустройства, что отражается в его языке. Для учителя важно, чтобы его ученики поняли то, что знает носитель языка, должен знать и тот, кто изучает этот язык.

В начале обучения школьники знакомятся с простыми стихотворными формами, с различными рифмовками, скороговорками. Они с удовольствием заучивают предложенные тексты из учебника (УМК Бим И.Л.), получают задание составить аналогичные, используя дополнительный материал. Все удачные сочинения оформляются в альбом, красочно иллюстрируются. Учащиеся гордятся тем, что они пишут свой учебник “Первые шаги” вместе с автором И.Л. Бим.

В дальнейшем работа над стихотворениями проводится систематически, школьники учатся правильно и выразительно читать произведения немецкой классической литературы; в ходе работы отрабатываются фонетические навыки, усваивается новая лексика. На лучших образцах лирических произведений школьники учатся анализировать прочитанное, чувствовать настроение автора, оценивать содержание, смысл стихотворения. В начале работы учащиеся знакомятся с краткой биографией автора, узнают о разных периодах в жизни поэта. Начинают лучше понимать культуру страны изучаемого языка.

Систематическая, разнообразная работа над лучшими лирическими произведениями включает в себя:

  • сообщение учителем значения выражений, слов, часто устаревших, грамматических явлений;
  • перевод стихотворения на родной язык, знакомство с литературным переводом данного стихотворения классиками русской литературы;
  • беседа о содержании стихотворения, приемах автора, образе лирического героя;
  • заучивание стихотворения;
  • литературный перевод (для одаренных детей);
  • учащимся предлагается подобрать музыкальное произведение, отражающее содержание стихотворения (в кабинете есть большая фонотека классических произведений).

При первом знакомстве со стихотворением мною подбирается музыкальное произведение, служащее фоном для прочтения. Безусловно, учитель в первую очередь сам должен прекрасно декламировать, знать стихотворение наизусть и быть любителем и знатоком немецкой поэзии. Прекрасно, когда учитель располагает магнитной записью изучаемого стихотворения.

Ученикам среднего звена нравятся стихи о природе, дружбе, шуточные стихотворения, старшеклассники с удовольствием знакомятся с образцами гражданской, философской и любовной лирикой.

Учащиеся вместе со мной постигают чудо поэзии. А чудо поэзии состоит в том, что жизнь, отображенная в ней, дает неисчерпаемые возможности для учащихся прочесть произведение по-новому. Немецкая поэзия проникает в сердца учащихся, оставляя в них глубокий след, помогает понять нравы и обычаи, политическую ситуацию того времени. Ученики приходят к выводу, что лирические произведения великих немецких поэтов Гёте, Гейне, Шиллера актуальны и сегодня, будут интересны и в будущем, потому что поэзия – это страна, которую надо познавать всю жизнь, делить с поэтом радость, печаль, тревогу, учиться понимать то, что скрыто в художественном образе.

В заключение предлагаю вашему вниманию переводы стихотворений, сделанные моими учениками. Не считаю нужным предлагать оригинал стихотворения, т.к. каждый учитель немецкого языка знаком с этими прекрасными произведениями.

Приложение