Цели:
- Определить закономерность появления человека, как явления в природе.
- Установить взаимосвязи в живой природе.
Ход урока
Подготовительный этап.
У: Сегодня я хочу начать наше занятие словами поэта И. Рыленкова:
“Хоть выйди ты ни в белый свет, а в поле за околицу.
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал и по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, на веке не забудется”.
У: Пусть последние строчки стихотворения станут нашим девизом сегодняшнего занятия. Сегодня нам предстоит найти свой путь, найти свою дорогу.
Занятие оценивается баллами:
“3”
“4”
9-… “5”
Основная часть урока.
На доске: корова, обезьяна, кошка, человек, медведь, (иллюстрации или запись)
Детям предлагается назвать или прочитать, что представлено на доске.
У: Что общего в этих понятиях?
Д: Эти понятия относятся к телам живой природы, это животные, класс “млекопитающих”.
У: Раскройте понятие “класс млекопитающих”. Назовите отличительный признак данного понятия.
Покажите зависимость предложенных вами понятий через круги Эйлера. Условные обозначения:
ТЖП - тела живой природы,
Ж - животные,
М- млекопитающие.
У: Если я попрошу выделить из предложенных мною объектов живой природы лишнее. Вы выберите какое и почему?
Выслушиваются предположения детей.
У: Кто может подсказать тему сегодняшнего занятия?
Ответы детей.
Учитель открывает записанную на доске тему занятия: Кто ты, человек?
Эпиграф зачитывают дети.
“….самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле - это человек!”
У: Еще в древние времена люди стали задумываться о том, кто такой человек? Чем объяснить появление человека на Земле?
Детские предположения.
У: Я подведу итог, сказанного вами, друзья.
Назрела необходимость в природе создания новой особи.
(на доске появляется запись)
Новая особь (названия нет) | Что хорошего + Что плохого - |
…. …. |
Детские высказывания записываются на доске.
+ новая особь более приспособлена к среде обитания, усовершенствованный слух, зрение.
- пока природа будет создавать новую особь, уйдет много времени и, созданная особь уже не будет отвечать требованиям, т. к. природа постоянно развивается.
Внимание! При детских высказываниях могут возникать возражения.
Например, возражение Юли Ч.
- Ты, Дима, выразил предположение насчет усовершенствования слуха, но у животных достаточно хороший слух и зрение. Каким образом можно усовершенствовать слух? Сделать ухо больше? Но тогда ухо войдет в противоречие с туловищем. Ведь огромное ухо носить тяжело. У животных прекрасный слух и зрение.
В итоге дети приходят к выводу, что надо что-то менять, совершенствовать, но вот ЧТО?
Дети поднятой вверх рукой просят помощи учителя.
У: Ребята, я вижу ваши руки и спешу вам на выручку.
Все помнят тему нашего занятия? А сейчас позвольте мне напомнить вам героиню из одной известной сказки, “ … просила старуха и новое корыто, и новый дом, боярыней была и в царицах ходила, да осталась у разбитого корыта”. Узнали сказку?
Стремилась старуха к совершенству да вернулась к началу. Так и с человеком. Начала природа совершенствовать его с самого рождения, с самого начала. С рождения человек ничего не умеет, ни к чему не приспособлен.
Чтение текста.
Только что родившийся человек еще не может мыслить, говорить, трудиться. Чтобы научиться всему этому, человек должен жить, расти среди людей. Человек родился… Он совсем маленький, беспомощный. Сейчас жизнь его полностью зависит от заботы взрослых. Постепенно малыш начинает садиться, ползать, вставать, ходить, произносить первые слова. И вот он идет в ясли, детский сад, а потом в школу. Родители, воспитатели, учителя заботятся о детях, следят за их развитием, помогают познавать окружающий мир.
У: Природа одарила человека огромным богатством “мышлением”.
Мышление предполагает труд людей. Не просто первобытные люди орудовали палками, а, заострив их, охотились.
Рисунки первобытных людей на охоте.
Внимание! Разведите понятия “труд” и “ деятельность”.
Медведь роет нору - это не труд, а деятельность.
У: Вследствие чего человек начал трудиться?
Отвечают дети.
У: Верно, человеку необходимо было что-то построить. Он начал принимать вертикальное положение, освобождались верхние конечности и, человек имел возможность их развивать.
На доске появляется понятие “прямохождение”.
У: Но, даже имея выделенные нами признаки человека, он может таковым не быть.
Например: Почему Маугли полноценным человеком не назовешь, хотя внешнее сходство присутствует?
У: Какое условие необходимо для того, чтобы человека можно было так называть?
Выслушиваются детские предположения.
У: Правильно, необходимо общение с подобными себе существами при помощи речи, пусть даже первобытной.
Заключительный этап урока.
Задание: Заполнить таблицу по тексту и составить вопросы-суждения.
Текст: Шло время. Расширялись знания людей о человеке и окружающем мире. Ученые считают, что предками человека были высокоразвитые, вымершие сейчас животные (ближе всего к ним стоят современные человекообразные обезьяны). Это означает, что человек произошел от животных. Человек - часть природы, её живого мира. Как и другие существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло. И все же человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек мыслит, обладает речью, трудится.
Благодаря этому он создает особый мир-
современные города, дороги, фабрики, заводы, автомобили, самолеты, телефоны и телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают все новые и новые загадки.
Сходство человека с животными | Отличительные признаки человека |
Внимание! Учитель проверяет таблицы. Таблицы заготовлены заранее.
Вывод к уроку. Мы сегодня прошли небольшой путь появления человека, и никто из нас не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, мы будем гордиться, что принадлежим к тем, кому ничего не доставалось даром, и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить.
Внимание! Заработанные учащимися баллы не забудьте перевести в отметки. Во время занятия старайтесь использовать вопросы-суждения и старайтесь, чтобы учащиеся то же их задавали.
Вопросы-суждения выстраивайте по схеме:
Вопрос-суждения понятие глагол-связка понятие?
Вопросы-суждения:
Как доказать, что… | В каком случае… |
Чем объяснить, что… | Каким образом… |
Когда… | |
Вследствие чего… | Почему… |
Например: Как доказать, что человек и кошка относятся к классу “млекопитающих”?
Каким образом лягушка передвигается по суше? др.