Модернизация системы образования, вовлечение педагогических коллективов в инновационный процесс получают отражение в деятельности дошкольных образовательных учреждений, миссия которых состоит в обеспечении первичной социализации и развитии личности дошкольника соответственно его возможностям и потребностям.
В связи с этим перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. А это достигается в первую очередь качеством воспитательно-образовательного процесса.
В нынешних условиях наше дошкольное образовательное учреждение работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса и определяет следующий комплекс действий:
- Правильно прогнозировать, проектировать, моделировать и строить образовательный процесс.
- Повышать качество образования через развитие профессионально значимых качеств педагогов, развитие инновационного и интеллектуального потенциала коллектива ДОУ.
- Осваивать современные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и формировать на этой основе профессиональное педагогическое мышления.
Все эти действия направлены на формирование в дошкольном учреждении сплоченного, инициативного коллектива единомышленников, объединенного общностью профессиональных интересов.
Перед руководителем (стратегом развития своего учреждения) стоит задача - подготовить коллектив к инновационной деятельности, т.е. сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личных особенностей.
Однако инновационные изменения в дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. А так как педагогический коллектив всегда неоднороден, то его изучение и анализ помогает руководителю правильно организовать деятельность ДОУ с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию нововведений. Поэтому в ДОУ было определено поэтапное развитие педагогического коллектива, которое предполагают не только управленческие действия и серьезную реконструкцию системы работы с кадрами, но и имеет свои цели и задачи на каждом этапе.
I этап: организационный.
Он ставит следующие задачи:
1. Скоординировать деятельность специалистов путем создания взаимосвязанной системы отношений (в ДОУ апробируется система работы с помощью циклограмм).
2. Сформировать у педагогов позицию специалиста - носителя мыследеятельности.
II этап: консолидирующий.
Его задачи:
1. Сформировать внутреннюю структуру педагогического коллектива, определяя его группы.
2. Обеспечить переход педагогов из позиции носителя мыследеятельности в позицию специалиста с развитыми профессиональными интересами, способностью к поисково-творческой деятельности (“источник”).
3. Привлечь к управлению педагогическим процессом рядовых членов коллектива.
III этап: интегрирующий.
Его задачи:
1. Обеспечивать взаимное просвещение членов коллектива.
2. Активизировать участие педагогов в управленческой деятельности.
3. Определить зоны ближайшего развития ДОУ.
На каждом этапе развития, была определена позиция руководителя, что позволяет эффективно влиять на позитивное развитие педагогического коллектива, и, следовательно, дошкольного учреждения в целом.
Так, на первом этапе роль руководителя заключалась в проведении им целенаправленной обучающей работы, предоставляя педагогам самостоятельность в определении цели и смысла педагогической деятельности, в формировании у педагогов четкого представления о том, что делается и для чего.
На втором этапе руководитель обеспечивает логику деятельности педагогов, является посредником в трансляции необходимого опыта и знаний.
Позиция руководителя на третьем этапе определена, как совершенствование профессиональных интересов педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, создавая условия для реализации их планов.
Консолидирующий этап развития педагогического коллектива ДОУ на сегодняшний день позволил выстроить технологическую цепочку образовательного процесса, обеспечивая конкретные формы профессиональных отношений в коллективе, адекватную оценку профессионализма педагогов ДОУ, продуманный план оздоровительных мероприятий, отлаженную систему контроля.
Особое внимание в процессе формирования педагогического коллектива уделяется скоординированной деятельности всех специалистов для достижения единой цели.
Не менее важным качеством руководителя является умение составить долгосрочный прогноз, который выстраивается в программу развития дошкольного учреждения.
Следует отметить, что программа развития охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, педагога, руководителя и дошкольного учреждения в целом.
Приступая к работе над программой развития, обозначив приоритетное направление деятельности ДОУ, мы определи, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка), учли интересы, потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности.
Основываясь на современной психолого-педагогической концепции развития личности, учитывая специфику норильского промышленного региона, педагогический коллектив МДОУ “Детский сад № 24 “Родничок” определил приоритетным направление: “Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”.
Выстраивая программу развития дошкольного учреждения и социально-педагогическую перспективу оздоровительной работы в ДОУ, мы обратились к междисциплинарному научно-практическому направлению, которое В.Т. Кудрявцев назвал педагогикой оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на “стыке” возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников был российский ученый-педиатр, педагог, психолог Ю.Ф. Змановский. В настоящее время оно активно разрабатывается сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.
При разработке стратегии развития детского сада нами была определена перспектива деятельности педагогического коллектива:
- построение новой адаптированной модели развивающей педагогики оздоровления;
- обновление содержания работы;
- организация развивающей предметной среды;
- обеспечение физического, интеллектуального, личностного развития ребенка;
- создание сплоченного, инициативного коллектива единомышленников.
Процесс обновления дошкольного образования, вовлечение нашего дошкольного учреждения в исследовательскую деятельность потребовал от нас не только определенных управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьезной реконструкции системы работы с кадрами.
Ориентируясь на гуманизацию образования, признание неповторимости личности каждого ребенка, мы, прежде всего, обращаем особое внимание на то, что личность ребенка формируется личностью педагога. Поэтому система методической работы в нашем ДОУ ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.
Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, а следовательно, на основе этого определить цели и задачи работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения.
В результате из числа педагогов были сформированы три группы, в основе которых лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства:
- I группа — педагоги, требующие усиленного внимания;
- II группа — педагоги со сложившейся системой работы;
- III группа — педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме.
Анализ последних четырех лет показал положительную динамику изменения в составе профессиональных групп.
Группа педагогов |
Учебный год |
|||
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 |
|
I |
13 % |
22 % |
20 % |
18 % |
II |
58 % |
43 % |
36 % |
30 % |
III |
29 % |
35 % |
44 % |
52 % |
Таким образом, увеличилось количество педагогов третьей группы, что свидетельствует о росте профессиональной компетентности педагогов, о развитии инновационного стиля мышления и деятельности. Незначительные изменения в составе первой группы по уровню педагогического мастерства объясняются кадровыми изменениями в ДОУ.
Такое условное деление позволяет определить проблемы и перспективы каждой группы, облегчает планирование работы. Поэтому для каждой из этих групп спланирована определенная методическая работа.
Для первой группы педагогов определены такие формы организации работы, как: теоретические семинары, изучение опыта творческих педагогов, включение в группы по подготовке педсоветов, конференций, диспутов и т.д.
В организации работы с педагогами второй профессиональной группы использованы такие формы, которые позволили, изучая опыт творчески работающих педагогов и обобщая собственный опыт работы, организовать самообразовательную работу, провести самоанализ своей профессиональной деятельности.
Педагоги третьей группы, входят в группы творчества и рабочие группы по подготовке к педсоветам, конференциям, диспутам, являются членами совета педагогов ДОУ.
С целью повышения результативности педагогической работы мы используем следующие формы работы:
- Повышение квалификации через педагогические советы, методические объединения, педагогический консилиум, семинары-практикумы по типу деловых игр, педагогический брейн-ринг и т.д.
- Повышение уровня самообразования:
- знакомство с новинками педагогических изданий (“Информационный час”);
- активное использование и внедрение педагогического опыта (“Эстафета передового опыта”, “Неделя новаторов”);
- участие в творческих группах педагогов, желающих совершенствовать свой профессионализм путем изучения какой-либо темы, проблемы, которая представляет для них интерес и является актуальной для коллектива:
- участие в конкурсах (творческий марафон на звание “Педагог года МДОУ “Детский сад № 24 “Родничок”, цель которого — создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми; выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми) и т.д.;
- Сопутствующие виды контроля (диагностика, самооценка, анкетирование, самоконтроль, самоанализ и т.д.).
- 2003-2004 учебный год — 92% педагогов;
- 2004-2005 учебный год — 28% педагогов;
- 2005-2006 учебный год:
“Кроха” (цель — оптимизация воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста);
“Чародеи” (цель — развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности);
“Ритм” (цель — организация опытно-экспериментальной и интеллектуально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста);
“Здравствуйте” (цель — расширение здоровьесберегающего пространства путем формирования у детей навыков здорового образа жизни);
Показателем осознанной активности и деловой квалификации является динамика роста профессионализма педагогов ДОУ. За последние три года 97% от общего количества педагогов прошли курсовую переподготовку и повысили свое педагогическое мастерство:
- 47% от общего количества педагогов прошли курсовую переподготовку и повысили свое педагогическое мастерство при Норильском межотраслевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- 30% педагогов — дистанционное обучение при Педагогическом университете “Первое сентября” и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 3% педагогов — в московском “Центре профессионального образования им. С.Я.Батышева” по программе “Развитие”.
Следует отметить, что, определяя для себя направление обучения, педагоги самостоятельно включаются в учебный процесс, который непосредственно связан с приоритетным направлением ДОУ. Этот факт свидетельствует о том, что процесс повышения профессиональной квалификации перестал быть для них формальным. Сегодня педагоги способны глубоко осмысливать и передовую практику, и научные исследования в своей профессиональной области.
В настоящее время в ДОУ создается профессиональная общность единомышленников, укрепляются традиции, направленные на сближение, взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, созданные в дошкольном учреждении условия для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива позволяют полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантируют разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.