Содержание учебного предмета, так же как и цели, складывается исторически под влиянием потребностей общества, уровня развития системы общего образования и других факторов. В федеральных УМК по английскому языку в основном представлены темы “Моя родина - Россия” и “Столица нашей родины - Москва”. Потребность в учебном материале “Мой край” вызвана требованиями введения регионального компонента и профильным обучением иностранному языку (ИЯ), которые предъявляются современной педагогикой и методикой обучения ИЯ.
В психологическом плане учащиеся 10-11 классов относятся к юношескому возрасту. Для них характерен поиск общих принципов, дифференциация умственных способностей и интересов. У многих школьников этого возраста наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к науке. Коммуникативная направленность в обучении ИЯ предполагает наличие интересных активных заданий по изучаемому материалу, чтобы стимулировать общение между учениками.
Метод проектов является наиболее эффективным для решения подобных задач. Исследовательские проекты требуют[5]:
- социальной значимости;
- актуальности для всех участников;
- социологического опроса или других исследовательских методов;
- структурирования содержательной части проекта;
- четкой формулировки целей, способов оформления конечных результатов;
- продуманных методов сбора данных и обработки результатов.
Цели проекта “Моя Родина - Кузбасс”:
Познавательный аспект
- формировать умения учащихся самостоятельно добывать знания;
- закрепить лексические единицы по теме, фразы речевого этикета для отстаивания мнений, ведения дискуссии;
- закрепить видо-временные формы английского глагола в действительном и страдательном залогах;
- формировать навыки чтения краеведческих статей.
Развивающий аспект
- развитие познавательной деятельности – умения обобщать, анализировать, рассуждать, доказывать;
- развитие умения извлекать нужную информацию из периодики и интернета о родном крае на английском языке;
- формирование и развитие умений самооценки и самоконтроля;
- формирование умений проводить социологический опрос;
- развитие умения оформлять проект, систематизировать материал;
- развитие умения защищать свой проект.
Воспитывающий аспект
формировать патриотизм по отношению к малой родине;
осознавать проблемы региона, формировать “экологическое мышление”;
формировать активную позицию, не быть равнодушным к малой родине;
Перед началом работы над проектом среди учащихся был проведен опрос, как они оценивают собственные умения чтения, письменной речи и устной монологической и диалогической речи по теме “Моя Родина - Кузбасс”.
Далее группы получили задания
- собрать материал о Кузбассе по сайтам http://www.nvkz.Kuzbass.ru, http://www.Kuzbass.ru, http://www.ecology.ru;
- просмотреть в библиотеке иностранных языков имеющийся материал на английском языке;
- подобрать фотоматериал о памятниках города, фотообличающий материал, связанный с экологическими проблемами;
- написать мини-сочинения на тему “My favourite place in Novokuznetsk”
- опросить родителей на тему “Modern Novokuznetsk and Novokuznetsk in the past”.
Продуктами проекта стали: подборка материалов о современном Кузбассе, альбом “My home-town in the past and nowadays”, викторина, дискуссия и защита индивидуального исследовательского проекта на научно практической конференции гимназии (Челинова А., 10 “А”)
К учебным текстам предъявляются следующие требования в свете коммуникативной направленности в обучении ИЯ: 1) информативность; 2) соответствие возрасту и интересам; 3) практическая ценность материала; 4) доступность содержания.
Подобранный текстовый материал был избыточен и сложен. Была проделана такая работа как 1) сокращение объема материала; 2) выделение незнакомой лексики (минералы, животные, отрасли народного хозяйства, видов продукции). В результате подобраны 3 опорных текста “Kuzbass”, “Novokuznetsk”, “Earth resources of Kuzbass”, которые используются в классах всех имеющихся профилей в гимназии.
При разработке заданий к текстам о родном крае мы обратились к системе упражнений, предложенной И.Л. Бим [1]. И.Л. Бим выделяет три уровня организации учебного материала и соответствующие им упражнения [1; стр. 198]:
на I уровне решаются задачи овладения элементарными исходными действиями на уровне слов, звуков и т.п.;
на II уровне происходит овладение более сложными действиями на уровне предложения, словосочетания (овладение механизмом подстановки, трансформации, образования по аналогии и т.д.);
на III уровне – овладение целостной деятельностью в ее основных видах.
В соответствии с трехчастной структурой упражнения должны обеспечивать ориентировку, исполнение и самоконтроль в том конкретном действии, которое с их помощью подлежит формированию.
К отобранным опорным текстам предлагаются следующие подгруппы упражнений: ориентирующие упражнения и упражнения, направленные на контроль исполнения.
Ориентирующие упражнения, направленные на создание правильной ориентации в материале и в действиях реализации: это работа с новыми словами – обработка их произношения; раскрытие значения, показ на карте знаков ископаемых и проговаривание их названия (контроль ориентировки), составление предложений.
Исполнительские упражнения предполагают исполнение: чтение слов, образование фраз и предложений по модели, чтение текста, ответы на вопросы, рассказ и т.д.
Контроль исполнения может осуществляться в ходе самого исполнения (при чтении вслух, ответах на вопросы и т.д.), у нас разработаны отдельные задания – составление рассказа по ситуациям, викторина, написание мини-сочинений и др.
В целом упражнения I и частично II уровней организации материала могут называться предречевыми или условно-коммуникативными, а часть упражнений II уровня и III уровня собственно-речевыми, коммуникативными [1; стр.210].
После обработки языкового материала текстов и домашнего перевода предлагались такие задания как:
- Выберите из текста слова, характеризующие географическое положение края (экологические, социо-культурные...)
- Составьте предложения со словами....
- О чем бы вы хотели рассказать зарубежному другу про родной край (город)?
- Представьте, что вы – гид и рассказываете туристам о родном крае (городе)?
- Напиши письмо другу о родном крае (городе).
- Напиши небольшое сочинение “My favourite place in Novokuznetsk”.
После того, как в классах была проведена цепочка уроков на подобранном материале, учащиеся заполнили графы таблицы самооценки.
Образец таблицы взят из УМК “English 10-11” В.П. Кузовлева [2]. Затем школьники сравнили свои результаты с предварительными. По результатам видно, что после отработки учебного материала старшеклассники стали более уверенными в своих знаниях и умениях в различных видах речевой деятельности по теме “Мой край”.
Таблица результатов самооценки учащихся 11-х классов до и после работы с темой “Мой край” | ||||||
Уровень самооценки | КЛАССЫ | |||||
11А | 11Б | 11В | ||||
до | после | до | после | до | после | |
Poor | 4 | 2 | 2 | 1 | 5 | 1 |
Fair | 9 | 10 | 12 | 10 | 10 | 7 |
Good | 10 | 10 | 8 | 11 | 9 | 14 |
Excellent | 1 | 2 | - | - | 1 | 3 |
Общее количество учащихся | 24 | 22 | 25 |
На заключительном уроке по теме с успехом прошла дискуссия “Can technical revolution be more important than human health?”
Ввиду ограниченного объема публикации считаю целесообразным ознакомить коллег с таблицей по самооценке умений и навыков учащихся по разным видам речевой деятельности, связанной с Кузбассом лексической таблицей, опорой для подготовки дискуссии и для подготовки устного высказывания. Тексты со словарями и заданиями находятся в Приложении №1.
Образец таблицы самооценки. (Приложение)
Список литературы
- Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам, как наука и теория школьного учебника – М.: Русский язык, 1977.
- Кузовлев В.П. и др. Английский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2000.
- Who is who in Novokuznetsk – Новокузнецк, 1998.
- сайты: http://www.nvkz.Kuzbass.ru, http://www.Kuzbass.ru, http://www.ecology.ru.
- Полат Е. Метод проектов на уроке иностранного языка // ИЯШ, 2000, №2, стр.3-10.