Цели:
- Расширять кругозор учащихся в области литературы.
- Прививать любовь к родному языку.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: портреты писателей, книжная выставка, плакат, творческие работы ребят “Родовое древо”.
Учитель:
Люди, родившиеся в разные исторические эпохи, сильно отличаются друг от друга. И в первую очередь тем, как они смотрят на окружающий мир, какое место отводят в нем человеку, как понимают прошлое, настоящее будущее, т.е. своим мировоззрением.
Сегодня мы побываем в далеком прошлом, где проследим за этапами возникновения и создания детской литературы. Нашими помощниками будут учебники чтения “В океане света”, произведения писателей, поэтов. И начнем наше временное путешествие по литературному чтению с первых летописей.
1 ученик:
Если раскрыть (или, как говорили в древности, разогнуть) старинную летопись, то увидим, что она разделена на главки, каждая из которых посвящена происшествиям одного года. Описав события за 12 месяцев, летописец останавливался, записывал номер нового “ лета” и лишь потом продолжал свой рассказ.
2 ученик:
Одного летописца сменял другой, третий, и так на протяжении веков летописи росли, словно деревья-долгожители, в древесине которых каждый год оставляет свою отметину - годовое кольцо.
3 ученик:
Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах. По повелению князя или епископа трудолюбивый инок проводил порой за составлением летописи долгие годы. Сочинить что-то или грубо исказить летописное известие долгое время считалось тяжким грехом, поступком, недостойным христианина.
4 ученик:
Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте - специально выделанной тонкой коже.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах.
О земле древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
(1966 г. Наталья Кончаловская, из книги “ Наша древняя столица”, учебник 4 класса “ В океане света”)
Учитель:
- Вспомните, когда была создана начальная русская летопись? (ХI-ХII веках)
- Как она называлась? (“Повесть временных лет”)
- Как начинал свою повесть летописец? Найти и прочитать отрывок из статьи “У истоков русской детской литературы” (учебник “В океане света”, с.35)
- Где трудились и жили летописцы (В монастырях, в своих кельях)
- Какими вы представляете творцов летописи?
Инсценирование отрывка из трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов”
(Пимен закончил свой труд, горит лампадка, в руках гусиное перо):
Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет, -
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
Учитель:
- В Древней Руси летопись ценилась очень высоко. Она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.
- Интересна ли летопись современному читателю, спустя 1000 лет?
Дома вы с помощью родителей писали “ родовое древо” (Прослушивание 2-3 учеников), Приложение 1.
- До какого времени летописцы писали пером и чернилами?
- В каком веке появилось книгопечатание? (ХVI век)
- Как называлась первая печатная книга для детей?
- Кто автор? (“Азбука”, Иван Федоров)
В ХVII веке появляются первые рассказы и повести для детей.
-Назвать имена поэтов в ХVII в., которые писали для детей (Савватий, Симеон Полоцкий, Карион Истомин).
- Кем был Савватий?
- О чем писал Симеон Полоцкий, если он был учителем, наставником, воспитателем?
- Прочитать его приветствия.(Учебник “ В океане света” с. 54)
В ХVII веке автором букварей, повестей, стихотворений был Карион Истомин.
- Прочитать из “Книги вразумления” отрывок, (Учебник “В океане света” с. 55)
- Что вы скажете об отношении детей той эпохи к взрослым?
- Можно ли в наше время, в ХХI веке, этими же словами обратиться к маме?
Учитель:
“Книга вразумления” была преподнесена одиннадцатилетнему царевичу Петру в день его рождения (23 июня 1683г.). Это своеобразная программа для будущего царя. Поэт призывает царевича учиться “ во юности” вместе “с рабами твоими, в летах равными”, ибо образованные слуги – “царству краса”.
Учитель:
- Наступает ХVIII век, век преобразований, реформ, век творчески мыслящих людей.
- Назовите писателей ХVIII века, которые писали для детей (Новиков, Карамзин, Болотов, Шишков).
- А кто этих писателей в ХVIII веке назвал всех? (Сережа Аксаков)
- Кем он сам будет во взрослой жизни?
- Назовите самые известные его произведения
- Что помогло чудовищу из сказки “Аленький цветочек” вновь стать прекрасным молодым человеком?
- Для кого Сергей Аксаков написал книгу “Детские годы Багрова-внука”?
- Почему Сереже маленькому негде было взять книг?
Ученик:
“Да, много нужно условий для образования детского писателя: нужна душа благодатная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески- простодушная, ум возвышенный, образованный”,- писал Виссарион Григорьевич Белинский в ХIХ веке.
Учитель:
- Кто же в ХIХ веке обладал такими качествами и создавал бессмертные произведения для детей? (И.Крылов, А.С.Пушкин, А.Погорельский, Н.В.Гоголь, В.Жуковский, В.Даль, В.Одоевский, Н.Некрасов, Л.Н.Толстой…)
- Какие литературные жанры появились?
Чтение стихотворений И Козлов “Вечерний звон”, А.Н.Плещеев “Дети и птичка”. Басни: И.Крылов “Муравей и Стрекоза”, “Лебедь, Щука и Рак”, Приложение 2.
Инсценирование рассказа Л.Н.Толстого “Филипок”. Приложение 3.
Инсценировка пьесы для детей К.Ушинского “Любопытство”. Приложение 4.
Учитель:
- Вы прочитали много произведений о детях и для детей. Чем похожи дети прошлых столетий и дети ХХI века и их отличия?
Наше путешествие можно закончить цитатой , что на плакате (читают хором):
“Жаль, невозможно все книги прочесть,
Книги, спасибо за то, что вы есть” (К.Недоступ).