Задачи:
- Закрепить знания учащихся о временных формах глагола.
- Познакомить с образованием глаголов прошедшего времени.
- Развивать умения обобщать знания, применять в конкретной языковой ситуации; прививать навыки самостоятельной работы.
- Воспитывать любовь к родному краю, его традициям, людям труда.
Оборудование:
Аудиоприложение, карты индивидуальной работы, карточки с глаголами, ситуативная картинка, кубанский народный костюм.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: Организовать учащихся к работе, проверить готовность к уроку.
(Ученик читает стихотворение “Родная Кубань” Г.Пономаренко).
Высокие горы, степные просторы,
Азовского берега грань.
Леса и поля, сады и лиманы
Все это вместила Кубань.
По песням и танцам
Узнаешь кубанцев
Безмерно большая судьба.
И нету красивее края на свете,
Чем наша родная Кубань…
2. Погружение в ситуацию урока.
Цель: Сообщить тему и цели урока.
Ученик: Вас приветствует ансамбль “Казачата”. В его исполнении звучит песня Г.Ф.Пономаренко “Здравствуй, наша Кубань”.
(во время песни – разминка для пальцев рук)
Ученик: После небольшой распевки и разминки для рук, наш ансамбль приглашает вас на урок-концерт, где вспомним о прошлом времени, времени образования кубанских земель, поговорим о жизни земляков-кубанцев в настоящем времени и попробуем заглянуть в будущее Кубани. Вспомним традиции кубанских казаков, будем петь и плясать.
3. Минутка чистописания:
Цель: Тренировать мелкие мышцы рук для письма.
Ученик:
Люблю тебя, край мой.
Простор краснодарский.
И труд хлебороба, и песни, и пляски.
Учитель: Сегодня мы вспомним написание строчной буквы п в соединении с буквами е, л, о:
п пл пе по пр
Запишем слова, глаголы, где встречаются эти соединения.
Плясать, запел, представит.
Составим предложения с этими словами.
Хор поет веселые песни.
Разберите предложение по членам предложения, выпишите словосочетания.
4. Словарная работа:
Цель: Развивать умение анализировать предлагаемый материал и формировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя. См. Приложение 2.
Ученик:
Кубань - земля такая,
Здесь что-то засевают.
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
(Звучит песня В.Захарченко “Родная Кубань”).
Учитель: Чем богата кубанская земля, кто ее прославляет, мы узнаем, если вспомним словарные слова, которые изображены на рисунке.
Давайте устно подберем глаголы к некоторым словам, укажем время.
5. Закрепление пройденного материала
Цель: Выявить уровень владения учебным материалом.
Ученик: Давно это было. Господь призвал к трону племена и поделил по справедливости землю. И вдруг перед очами создателя предстал человек, уставший, наработавший до пота. А разделы уже розданы. А сжалился господь над опоздавшим, который в заботах своих, о хлебе насущном, не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и трудолюбие оставленным для себя уделом. А в уделе - плодородные земли, крутые горы, бурные моря, густые леса, неоглядные степи - вся КУБАНЬ. (На доске выставляю карточки с глаголами). см. Приложение 3
Учитель: Глаголы какого времени записали? Что общего у глаголов прошедшего времени?
6. Физкультурная минутка.
Цель: Отдохнуть после работы с помощью кубанского танца.
Ученик Казачки, поработали? Можно и отдохнуть. Давай, баянист, возьми инструмент в руки, да заиграй нам весёлую кадриль. (Две пары танцуют, остальные выполняют движения на месте)
7. Работа в группах.
Цель: Формировать партнёрские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
(Звучит фонограмма (гул самолётов). Приложение 5.
Ученик: Кубанские казаки! А ведь на долю некоторых из них выпала гражданская война, а потом и отечественная.
Но выстояла, выжила кубанская земля. И сегодня, спустя 60 лет, мы помним о тех, кто погиб, защищая свою землю.
Ученик:
Пролетели года, отгремели бои,
Отболели тяжелые раны твои.
Но далекому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ученик: Не сломила война кубанцев. В настоящее время сильна земля кубанская людьми трудолюбивыми и дружными. Они сохраняют традиций своих предков и богатый опыт в работе. Мы тоже умеем трудиться творчески и вы сейчас в этом убедитесь.
(работа в группах). Приложение 4.
Учитель: Разберите слова-глаголы, которые встретили в этом предложении по составу (созреют, работали, погрузят).
8. Самостоятельная работа
Цель: Развивать умение организовать себя при работе с учебником
Ученик:
Казаки кубанские - не сыночки панские.
Не тростник, что ветром клонит,
А дубы, что буря ломит.
Учитель: Выпишите глаголы, определите время.
Ученик:
А над Кубанью тополя!
И ветлы в три обхвата,
И все поля, поля, поля.
До самого заката.
9. Воспитательный момент
Цель: Развивать эмоциональную сферу личности ребёнка, способность к состраданию, сочувствию.
Ученик: Жизнь идет своим чередом. На смену старому поколению приходим мы - молодежь, сильная и счастливая, уверенная в себе и в будущем. Какими мы будем? (Исполнение танца “Брейк”)
10. Домашнее задание.
Цель: Перспективная проверка усвоенного материала.
Упр. 563 письменно стр. 211
11. Итог урока.
Цель: Анализировать выполнение поставленных задач.
Ученик: Заканчивая свое выступление мы хотим сказать:
Прошедшее время-то, что прошло.
Мы пели, плясали, и все хорошо.
Настоящее время - это теперь.
Гостей мы позвали, открыта всем дверь.
Будущее время скоро придет.
О нем мы узнаем, настанет черед.
(Звучит песня В.Захарченко “Ой, да, Краснодарский край”.)