Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин

Разделы: Общепедагогические технологии


Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах – школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.

В первую очередь при разработке электронных презентаций или уроков необходимо выполнять следующие функции:

  • эффективно управлять деятельностью обучающегося по изучению учебной дисциплины;
  • стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации или электронного урока или учебника:

  • достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;
  • практическая содержательность, системность, целостность.

При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.).

В своей работе я использую обычные традиционные технологии ведения урока теоретического обучения, использую интерактивные и компьютерные технологии.

При использовании интерактивной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, но стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится создание условий для их инициативы. Я оказываюсь в роли своеобразного фильтра пропускающего через себя учебную информацию, и выполняю функции помощника в работе, одного из источников информации. В своей работе я уже несколько лет использую эту технологию. Она себя оправдывает, особенно при выполнении письменных квалификационных и зачетных работ. Обучающиеся получают задания, находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во время всей подготовительной работы обучающихся, я выступаю в роли консультанта. На втором этапе - разработки презентации в роли консультанта и помощника выступает преподаватель информатики. Третий этап – это защита презентации (Приложение 1). В ходе такой работы, обучающиеся глубже изучают тему или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером.

На уроках изучения теоретического цикла предмета “Основы агрономии” обучающиеся составляют опорные конспекты и оформляют их, используя компьютер (приложение № 2.1, приложение № 2.2, приложение № 2.3).

В своей работе я особое внимание уделяю использованию компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. К сожалению, в настоящее время очень мало электронных учебников по дисциплинам спеццикла, особенно по предметам “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство”. Мне пришлось разрабатывать и создавать электронные презентации по этим предметам.

Разработка презентаций потребовала от меня большого труда и затрат времени, но несмотря на все это, мною были созданы компьютерные презентации по предметам “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство” (приложение 3). В настоящее время я уже имею опыт создания электронных презентаций, и для себя определила критерии, которые необходимо учитывать при создании и разработке учебных компьютерных презентаций.

Критерии отбора содержания можно свести к следующим положениям:

  1. отбираемый материал должен соответствовать тематическому плану;
  2. отбираемый материал должен быть адаптирован для обучающихся;
  3. отбираемый материал должен включать различные виды наглядности;
  4. конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.

При изучении предметов “Основы агрономии” и “Плодоовощеводство” используются различные наглядные средства, но с внедрением компьютерной технологии я начала использовать средства обучения разного уровня. Средства обучения можно классифицировать как:

  • Наглядность I рода – это все то, что обучающиеся видят непосредственно в результате показа (оборот пласта, процесс усвоения питательных веществ из почвы растениями, поверхностная обработка почвы и т.п.).
  • Наглядность II рода – это графическое отображение строение почвы, химические символы минеральных удобрений; формулы определения посевной годности семян и нормы высева семян и т.п.
  • Наглядность III рода – это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать наглядности ? и ? рода, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа.

Наряду с этим компьютер представляет возможность преподавателю и обучающемуся подключаться к демонстрации, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал; управлять и моделировать процессы, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.

Таким образом, в ходе применения информационных технологий в своей работе, я пришла к выводу, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока неэффективно, проще и легче использовать фрагменты или конкретный вопрос.

Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов а также уроков-семинаров, игр. Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. “Актуальные проблемы информатизации профессионального образования”, материалы республиканской научно-практической конференции, Казань РИЦ “Школа”, 2006г -152 с.
  2. Апатова Н.В. “Информационные технологии в школьном образовании”, М; изд-во РАО, 1994 г -228с.
  3. Беспалько В.П. “Программированное обучение: Дидактические основы”, М “Вища школа”, 1970 г.
  4. Захарова И.Г. “Информационные технологии в образовании”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 192 с.
  5. “Информатизация общего среднего образования”, Научно-методическое пособие /под ред. Д.Ш. Матроса/ - М “Педагогическое общество России”, 2004 г – 384 с.
  6. Кукушин В.С. “Теория и методика обучения”, Ростов-на-Дону “Феникс”, 2005 г – 474 с.
  7. Методист, научно-методический журнал, № 3, 2005 г.
  8. “Подготовка практикоориентированных специалистов для наукоемких производств: инновации, технологии, качество”, материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Казань, КГТУ, 2006 г – 304 с.
  9. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 272 с.
  10. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. “Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения”, Томск, изд-во ТПУ, 2003 г.
  11. Фокин Ю.Г. “Теория и технология обучения: деятельностный подход”, М, Издательский центр “Академия”, 2006 г – 240 с.
  12. Школьные технологии; научно-практический журнал школьного технолога, № 1, 2006 г.