“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не спобсобствует гармоничному и нравственному развитию.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, тетральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, перессказывать текст.В разговоре присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают,активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова, Г.П.Федорова, “Народный календарь и дети” С.Черноскутовой, фольклорный материал книги “Фольклорный праздник”, методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, программу Н.Ф.Сорокиной “Театр - творчество – дети”, мы рассчитываем, что эти проблемы должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.
Краткое описание проекта
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия , как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности, средствами театрализованной деятельности. Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей и взрослых в постановке спектакля, участие в “Марафоне музыкальных проетов”, показах на МО г.Братска.
Всего в проект будут вовлечены 18 детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.
Цель проекта:
Освоение детьми фольклорного наследия средствами театрализованной деятельности (через постановку фольклорных спектаклей).
Задачи:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представление, используя образцы детского и музыкального фольклора, основы актерского мастерства и драматизации.
3 Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся : с устным народным творчеством (скороговорками, потешками,небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформированы основные навыки театрального мастерства:
- умение перевоплощаться, удерживая образ в позиции активного наблюдателя и при смене его позиций.
- свободно и раскрепощенно общаться, держаться на сцене,находить пластику соответствующую разным состояниям персонажа, пытаясь воссоздавать сценическую иллюзию, передавать переход из одного состояния в другое.
- умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии.
- умение передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой и голосом.
- уметь сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, грамотная. сценическая речь.
Популяризация данного проекта
Будет осуществляться различными путями:
- через участие в работе городских М/О.
- через участие в смотре “Марафон музыкальных проектов”.
- Через презентацию данного проекта для детей и родителей д/с (показ спектакля “Приключения Колобка”).
Участие в конкурсе методических разработок воспитателей, педагогов дополнительного образования “Открытое занятие”
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.
Оценка качества овладения педагогами практическими умениями и навыками будет оцениваться по итогам смотра “Марафон музыкальных проектов”, на методическом объединении музыкальных руководителей.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по театральной деятельности, через просмотр спектакля, видеоматериалов.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педаогов.
План реализации проекта:
Реализация данного проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (1 месяц – август). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь). Реализация основных видов деятльности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 месяц – декабрь). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
“Приключения Колобка”
Первое действие
Играет музыка, дети выходят за Скоморохами змейкой, заводят круг и садятся около них( мальчик- девочка).
Прошка: Под кустом у дорожки сидели...
Все: Скоморошки!
Федул: Они срезали по пруточку, они сделали по гудочку.
Все дети хлопают в ладоши, а Скоморохи играют на свистульке и дудочке.
Прошка: У меня, Скомороха прошки, игр до забав полное лукошко!
Федул: А я ,Федул скоморошка, за шиворот тебе кошка! Собирайся народ, становись в хоровод. Без толчеи, без спешки...
Оба: Вас сегодня ожидают игры да потешки
Хоровод: “ То не гусельки рокочут”.
Прошка: Ты что, Федул, вспотел? Верно в поле за сохой пыхтел?
Федул: Да нет, я квас пил да пряником закусывал.
Прошка: А почему вчера на работу не пришел?
Федул: Вчера я был занят: у брата зуб болел.
Прошка: Но ведь зуб болел у брата, а не у тебя.
Федул: А я ему помогал, мы вместе на печке лежали и стонали( смех).
П: А сегодня что пришел?
Ф: Сказку рассказывать, да в лицах показывать. Поможете мне?
Все: Да! А про кого?
Ф: Найдем про кого.
П: Сказка страшная, да не бойся не трусь
Ф: Я хоть не трус, но все равно боюсь
П: Я и сам боюсь, да ничего держусь
Ф: А как называется догадайтесь сами
П: Круглый бок, румяный бок- это сказка...
Все: “Колобок”!
П: Раз, два, три быстро в сказочку беги!
Расходятся по местам, одевают шапочки.
Второе действие
Звучит музыка.Жили-были Дедушка и Бабушка.
Выходит старик. Нюхает воздух и заглядывает в окно.
Старик: Как вкусно пахнет... Это моя старуха колобок печет. Сначала не хотела, муки мол нет. А я ей: Поищи, старуха, найдешь. По коробу поскребешь.... по амбару пометешь... вот и найдется мучка. И верно, по коробу поскребла... по амбару помела... в сметанке поваляла и в печку. Скоро уж будет готов.
Появляется старуха с Колобком на котором сверху лежит полотенце .Садит его на пенек.
С: Испекла, пускай остудится
Д: Хорош, так бы и съел
С: Не тронь, он горячий
Д: Не трону
Нюхает колобок. Хочет до него дотронуться, а он выскальзывает, падает и катится прочь.
Д: Старуха, лови его...
С: Держи его...Погоня
Вдвоем вздыхают: Как же его догонишь?
С: Ну и что, доигрался? Говорила тебе- не тронь колобок, вот и нет ничего. Даром последнюю муку и сметану извела
Д: Да ладно, покатается, покатается да и вернется
С: Как же вернется, каждому захочется такого колобка отведать: пышный да сдобный, а уж красавец какой , не все же такие как ты, поймают да уже не отпустят.
Д: отпустят...
Б: Не отпустят...Ссорятся и расходятся в разные стороны.
Скоморох: А наш колобок катится да катится. Верно старик заметил, бедовый был колобок
Музыка.
К выглядывает: Не для того я из старухиной печи такой красивый вышел, чтобы меня старик и старуха съели. Побегу-ка я и посмотрю, что на белом свете твориться, на других погляжу и себя покажу.
Скоморох: Покатился он по дорожке, а дорожка вела в поле, а из поля–то в дремучий лес
Музыка и Лес. Скоморохи меняют декорации.