Длительная работа над темой “Безударные гласные” дает возможность вести ее последовательно от простого к сложному по следующим этапам:
1. Определение безударных гласных в слове и предложении: мороз; За Колей бежит собака Трезор.
2. Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные (работа с группами слов).
Белый, белок, белеет, побелел
Синяк, посинел, синий
3. Безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные (наблюдения над группами слов).
4. Хитрец, хитрый, хитрит
Мясо; А как напишем? М…сник, м…сной?
Работа по учебнику проходит как сообщение накопленных ранее знаний: “Безударные гласные пишутся так же, как ударные в родственных словах”
В процессе обобщения рождается схема:
О | Совы – сова |
А | Сад – сады |
Е | Земли – земля |
И | Свист – свисток |
Я | Мяч - мячи |
Безударные гласные пишутся так же, как ударные в родственных словах. |
Теперь в работе над словом по теме учитель обязательно спрашивает: “Как пишется? Почему?” (Правило каждый раз читается по схеме).
5. Работа над группами родственных слов с подчеркиванием проверочного слова. Сначала она проводится с записью на доске, а потом под диктовку, с перемещением проверочного слова с первого места в середину и на конец.
Глаз, глаза, глазной
Слепой, ослеп, ослепил
Моряк, морской, море
6. Работа с текстом по теме: списывание с доски (из учебника), диктовки зрительные, предупредительные, объяснительные.
7. Комментирование предложений. (при выполнении этой работы следует особо поощрять тех детей, которые замечают безударные гласные.)
8. Работа с группами слов с помощью проговаривания (“Как напишешь?”): петушок, волчиха, хвалил, подарил и т.д., которая затем переходит в работу с карточками.
- Карточки с обозначением гласных у учащихся: о, а, е, и, я. Учитель называет слово, учащиеся по сигналу поднимают нужную карточку, наиболее трудные слова повторяются из урока в урок.
- Карточки с наиболее трудными словами на безударную гласную у учителя: деньки, запах, вожатый, линейка, певунья, птенцы, листочки, пернатые, зеленый, скрипучий, трескучий, знакомый, смеется, сажают, кричат, качает, блестит, копает, встает, несут, зовет, свистит, давно, хвалить, виднеются.
Задания разнообразны: чтение слов, называние проверочного слова, подчеркивание безударной гласной, написание проверочного слова; карточки на рейке доски – безударная гласная в словах закрыта бумажкой (заслоночкой), вызванный ученик пишет безударную гласную над заслоночкой, затем бумажка снимается – проверяется правильность выполнения работы.
9. Обобщение работы над словами с непроверяемыми написаниями; выделяются слова с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере-. Карточки с этими сочетаниями укрепляются на стенде.
Проверка безударных гласных (углубление и обобщение материала в работе по учебнику)
1. Упражнения в чистописании: Грачи, Галина.
2. Словарная работа. Комментирование слов с непроверяемыми написаниями (используется словарь): собака, корова, медведь, медведица, заяц. (проговаривание слов из словаря, ранее изученных, по выбору учителя).
3. Комментирование предложения на доске: Дядя Сережа получил письмо из Рязани.
4. Комментирование предложения с места: У тети Ани жила собачка Жучка.
Задания:
- Поставить ударение в словах предложения (под проговаривание ученика).
- Указать части речи (надписать над словами предложения). Комментирует ученик, используя схемы.
Обобщение: какие слова называются именами существительными, прилагательными, глаголами.
5. Развитие знаний по теме:
- Какие гласные называются ударными? Что знаете о безударных гласных в слове? (они слышатся неясно). А как пишутся безударные гласные? (Они пишутся так же, как и ударные в родственных словах).
- Вызванный к доске ученик пишет предложенную группу слов: волнистый, волны, волнуется.
- Какие слова написали? Как они называются? Почему их можно назвать родственными? Выделим корень в этих родственных словах. Какое из них является проверочным? Почему? Какие слова при написании вызывают затруднения? Почему?
Сделаем вывод: как же пишутся безударные гласные? (правило читается по схеме).
Вторую группу слов дети записывают под диктовку и обговаривают таким же способом: старик, старый, постарел.
- А как напишете? (Проговаривание предложенных слов: моряк, ковер, больной, врачи, козленок, конец, сосновый, котята, ловил, кормушка, нора).
- Самостоятельная работа. Выполнение упражнения, записанного на доске: вставить пропущенную букву, написать проверочное слово.
У Жучки б…лят лапы. За р…кой березовая роща. На сн…гу было много сл…дов.
Проверка выполненной работы.
6. Домашнее задание: упражнение.