Урок русского языка в русле субъективизации во 2-м классе по теме: "Правописание безударных гласных в словах"

Разделы: Начальная школа


Интеллект и лингвистика неразрывны. Союз интеллекта и лингвистики – большая сила.

На протяжении 2006–2007 учебного года я работала над такой темой, как “Интеллектуальное развитие школьников средствами субъективизации”. На своих уроках я использовала методику комплексного интеллектуального Г.А.Бакулиной.
В соответствии с ее методикой процесс обучения строится таким образом, что у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения, навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь… Лингвистические развитие учеников происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках русского языка.

Приведу пример закрепления темы “Правописание безударных гласных в словах” во 2 классе.

Тема: “Правописание безударных гласных в словах”

Цели:

  • совершенствовать умения распознавать в словах безударные гласные, обосновывать их написание;
  • учиться писать слова с изученными орфограммами: развитие каллиграфических, фонетических умений;
  • развитие умения устанавливать связь в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения, оформлять предложение на письме;
  • развитие речи, воспитание внимательного отношения к русской речи, богатству русского языка;
  • воспитание здорового образа жизни, интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  • Тетради-солнышки.
  • Светофорики настроений.
  • Лесовичок.
  • Горка слов.
  • Схема предложения.
  • Деформированное предложение.
  • Лента самоконтроля.
  • План.
  • Лента оценки работы на уроке.
  • Сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Поздоровались. Повернулись и посмотрели на меня. Сейчас я посмотрю, как вы умеете садиться. Сел 1-й ряд, сел 2-й ряд, сел 3-й ряд. Закрыли глаза, легли на парту. Повторяем за мной:

Мы в школе на уроке. Сейчас будем слушать, думать, говорить, писать.

– Открываем глаза и приступаем к работе.
Сегодня у нас необыкновенный урок – урок-путешествие. Мы отправляемся в зимний лес. Но, чтобы попасть туда, нужно открыть волшебную дверь. Откроем дверь? Кто нас приветствует?

– А на что он указывает? Правильно, на тему урока.

лес-лесник
ученик

– Внимательно посмотрите на эти слова и сформулируйте тему урока. Какая орфограмма в словах?

Тема:
Учиться:

– Чему будем учиться на уроке?

– Какая будет цель?

– Нашего Старичка-лесовичка мы возьмем с собой.

– Поскольку у нас урок необычный, то я хочу, чтоб он у вас остался в памяти светлым, хорошим уроком. И поэтому, хочу подарить вам лучики своего хорошего настроения. Посмотрите на свои парты. Эти солнышки заменят вам рабочие тетради.

II. Закрепляющая работа

1) Работа в тетрадях.

– Какой сегодня день недели? Скажите, какое сегодня число? Найдите верхнюю рабочую строку. Запишите число. Классная работа. Какие орфограммы в этом словосочетании? Всем, кто будет писать грамотно, красиво, читать целыми словами, я буду очень благодарна.

– Сели ровненько. Продолжаем работу.

2) Каллиграфическая минутка.

– Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдете в нашем упражнении. Она чаще других используется в словах. Что за буква? Что вы знаете о ней? Из каких элементов состоит? Какие ошибки можно допустить в написании?

– Руки на локоток. Валя пойдет и покажет написание этой буквы.

Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки малый полуовал, большой полуовал, ведем на среднее соединение со строчной “е” – прямая с закруглением внизу.

– Еще раз под счет:

1-и, 2-и, З-и,
1-и, 2-и, З-и.

– На второй строке пишем цепочку букв с другими буквами алфавита. Пишем красиво, стараемся. Не забываем про посадку.

Самоконтроль. Взаимоконтроль.

3) Словарная работа.

– А сейчас, играем в игру “отгадай загадку”. Пишем отгадку, объясняя все написания орфограмм.

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)

– Какие орфограммы в слове? Можно проверить? Как?

Много рук, а нога одна? (Дерево)

По полю рыщет
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)

Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала. (Снежинка)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санях прокатила. (Зима)

– Молодцы! Так на какие орфограммы были даны загадки? Какие правила знаете? Найдите среди слов такое, которое состоит из 3 слогов, 8 букв. Что это за слово? Составьте предложение по схеме.

– Давайте запишем его. Какое задание можно сделать?

III. Физминутка

– Продолжаем путешествие. Лесовичок предлагает отдохнуть. Дружно встали.

Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо.
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

IV. Работа у доски

– Тихо сели за парту. На пути у нас горка слов, на которой мы будем соревноваться.

– На старт, внимание, марш.

– А теперь по сигнальным карточкам проверяем. Почему вставили именно эту букву?

– Молодцы!

V. Самостоятельная работа

– Зима холодная, красивая. Наш Лесовичок решил написать рассказ о зиме, но в это время шёл снег и снежинки закрыли буквы. Давайте прочитаем его и попробуем растопить снежинки.

– Запишите самостоятельно рассказ, вставив нужные буквы. Проверяем! Находим слова с безударной гласной. Доказываем ее написание. Молодцы!

VI. Письмо по памяти

– Вот мы спустились с горки. Разогрелись, в лесу воздух свежий, ядреный, благодаря которому мы с вами будем сильными, здоровыми, красивыми. Как известно, зимой ветра дуют очень сильно, отчего заметают дороги, образуя сугробы. Давайте очистим дорогу, дуем как ветер. Ещё!

– Что это такое? Слова? Что с ними можно сделать? Внимание, а рядом есть подсказки. Назовите их. Что за предложение получилось? Как в русском языке называется? Как вы ее понимаете? Какие еще пословицы о здоровье вы знаете?

– Возвращаемся к нашей пословице. Какие орфограммы в словах? Как проверить можно? Повторите пословицу. Ещё!

– Но вот подул ветер и замел слова.

– Запишите пословицу. Подчеркните безударные гласные в словах.

– Проверяем по ленте самоконтроля. У кого все правильно?

– Постарались, хорошо! Я рада за вас!

VII. Итог урока

– Заканчиваем наше путешествие, но нужно подвести итог урока по плану:

  1. Безударные гласные – это...
  2. Проверяемые безударные гласные ...
  3. Непроверяемые безударные гласные...

– Чему научились? Что понравилось? Замечательно! Давайте попрощаемся со Старичком-лесовичком, скажем ему спасибо за путешествие и интересный урок. Оцените свою работу на уроке:

  • "+" – отлично;
  • "=" – хорошо;
  • "–" – нужно подтянуться.

– А настроение какое у Вас? Поднимите солнышки! Посветите ими! Спасибо за урок!