Интеллект и лингвистика неразрывны. Союз интеллекта и лингвистики – большая сила.
На протяжении 2006–2007 учебного года я работала
над такой темой, как “Интеллектуальное развитие
школьников средствами субъективизации”. На
своих уроках я использовала методику
комплексного интеллектуального Г.А.Бакулиной.
В соответствии с ее методикой процесс обучения
строится таким образом, что у учащихся не только
формируются лингвистические знания, умения,
навыки, но и совершенствуется ряд
интеллектуальных качеств: логическое мышление,
внимание, память, наблюдательность, речь…
Лингвистические развитие учеников происходит
параллельно с комплексным развитием их
интеллекта, что обеспечивает высокую
результативность на уроках русского языка.
Приведу пример закрепления темы “Правописание безударных гласных в словах” во 2 классе.
Тема: “Правописание безударных гласных в словах”
Цели:
- совершенствовать умения распознавать в словах безударные гласные, обосновывать их написание;
- учиться писать слова с изученными орфограммами: развитие каллиграфических, фонетических умений;
- развитие умения устанавливать связь в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения, оформлять предложение на письме;
- развитие речи, воспитание внимательного отношения к русской речи, богатству русского языка;
- воспитание здорового образа жизни, интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
- Тетради-солнышки.
- Светофорики настроений.
- Лесовичок.
- Горка слов.
- Схема предложения.
- Деформированное предложение.
- Лента самоконтроля.
- План.
- Лента оценки работы на уроке.
- Сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Поздоровались. Повернулись и посмотрели на меня. Сейчас я посмотрю, как вы умеете садиться. Сел 1-й ряд, сел 2-й ряд, сел 3-й ряд. Закрыли глаза, легли на парту. Повторяем за мной:
Мы в школе на уроке. Сейчас будем слушать, думать, говорить, писать.
– Открываем глаза и приступаем к работе.
Сегодня у нас необыкновенный урок –
урок-путешествие. Мы отправляемся в зимний лес.
Но, чтобы попасть туда, нужно открыть волшебную
дверь. Откроем дверь? Кто нас приветствует?
– А на что он указывает? Правильно, на тему урока.
лес-лесник ученик |
– Внимательно посмотрите на эти слова и сформулируйте тему урока. Какая орфограмма в словах?
Тема: Учиться: |
– Чему будем учиться на уроке?
– Какая будет цель?
– Нашего Старичка-лесовичка мы возьмем с собой.
– Поскольку у нас урок необычный, то я хочу, чтоб он у вас остался в памяти светлым, хорошим уроком. И поэтому, хочу подарить вам лучики своего хорошего настроения. Посмотрите на свои парты. Эти солнышки заменят вам рабочие тетради.
II. Закрепляющая работа
1) Работа в тетрадях.
– Какой сегодня день недели? Скажите, какое сегодня число? Найдите верхнюю рабочую строку. Запишите число. Классная работа. Какие орфограммы в этом словосочетании? Всем, кто будет писать грамотно, красиво, читать целыми словами, я буду очень благодарна.
– Сели ровненько. Продолжаем работу.
2) Каллиграфическая минутка.
– Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдете в нашем упражнении. Она чаще других используется в словах. Что за буква? Что вы знаете о ней? Из каких элементов состоит? Какие ошибки можно допустить в написании?
– Руки на локоток. Валя пойдет и покажет написание этой буквы.
Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки малый полуовал, большой полуовал, ведем на среднее соединение со строчной “е” – прямая с закруглением внизу.
– Еще раз под счет:
1-и, 2-и, З-и,
1-и, 2-и, З-и.
– На второй строке пишем цепочку букв с другими буквами алфавита. Пишем красиво, стараемся. Не забываем про посадку.
Самоконтроль. Взаимоконтроль.
3) Словарная работа.
– А сейчас, играем в игру “отгадай загадку”. Пишем отгадку, объясняя все написания орфограмм.
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
– Какие орфограммы в слове? Можно проверить? Как?
Много рук, а нога одна? (Дерево)
По полю рыщет
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала. (Снежинка)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санях прокатила. (Зима)
– Молодцы! Так на какие орфограммы были даны загадки? Какие правила знаете? Найдите среди слов такое, которое состоит из 3 слогов, 8 букв. Что это за слово? Составьте предложение по схеме.
– Давайте запишем его. Какое задание можно сделать?
III. Физминутка
– Продолжаем путешествие. Лесовичок предлагает отдохнуть. Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо.
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
IV. Работа у доски
– Тихо сели за парту. На пути у нас горка слов, на которой мы будем соревноваться.
– На старт, внимание, марш.
– А теперь по сигнальным карточкам проверяем. Почему вставили именно эту букву?
– Молодцы!
V. Самостоятельная работа
– Зима холодная, красивая. Наш Лесовичок решил написать рассказ о зиме, но в это время шёл снег и снежинки закрыли буквы. Давайте прочитаем его и попробуем растопить снежинки.
– Запишите самостоятельно рассказ, вставив нужные буквы. Проверяем! Находим слова с безударной гласной. Доказываем ее написание. Молодцы!
VI. Письмо по памяти
– Вот мы спустились с горки. Разогрелись, в лесу воздух свежий, ядреный, благодаря которому мы с вами будем сильными, здоровыми, красивыми. Как известно, зимой ветра дуют очень сильно, отчего заметают дороги, образуя сугробы. Давайте очистим дорогу, дуем как ветер. Ещё!
– Что это такое? Слова? Что с ними можно сделать? Внимание, а рядом есть подсказки. Назовите их. Что за предложение получилось? Как в русском языке называется? Как вы ее понимаете? Какие еще пословицы о здоровье вы знаете?
– Возвращаемся к нашей пословице. Какие орфограммы в словах? Как проверить можно? Повторите пословицу. Ещё!
– Но вот подул ветер и замел слова.
– Запишите пословицу. Подчеркните безударные гласные в словах.
– Проверяем по ленте самоконтроля. У кого все правильно?
– Постарались, хорошо! Я рада за вас!
VII. Итог урока
– Заканчиваем наше путешествие, но нужно подвести итог урока по плану:
|
– Чему научились? Что понравилось? Замечательно! Давайте попрощаемся со Старичком-лесовичком, скажем ему спасибо за путешествие и интересный урок. Оцените свою работу на уроке:
- "+" – отлично;
- "=" – хорошо;
- "–" – нужно подтянуться.
– А настроение какое у Вас? Поднимите солнышки! Посветите ими! Спасибо за урок!