Открытый урок по физике в 8-м классе по теме: "Графическое представление теплового явления"

Разделы: Физика


Цель урока: исследовать теоретически и экспериментально явления нагревания и охлаждения, таким образом получить как можно больше информации об этих явлениях.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • раскрыть прямую пропорциональную зависимость Q от c; m; t;
    • научиться читать и анализировать графики Q от t, мин. и to C от t, мин, а также построить график to C от t, мин. для охлаждения воды;
    • отработать основные этапы деятельности при использовании метода наблюдения;
    • выделить значение средств экспериментального исследования (приборов) в процессе познания;
    • начать работу по формированию исследовательского подхода при чтении, объяснении, построении графиков;
    • подчеркнуть межпредметные связи между математикой и физикой.
  • Развивающие:
    • работать над формированием исследовательского подхода к изучаемым явлениям. Показать два вида исследовательской деятельности на уроке: теоретическое и экспериментальное исследование;
    • продолжить работу по формированию умений ставить цели перед началом работы и делать выводы по её окончанию;
    • формировать культуру эксперимента у учащихся;
    • учить детей задавать вопросы во время постановки опыта и его объяснении;
    • учить анализу, сравнению, обобщению, синтезу.
  • Воспитательные:
    • показать значение причинно-следственных связей в познании явлений;
    • воспитывть коммуникативность при работе в группах.

Оборудование:

  • Два штатива.
  • 5 термометров.
  • 4 стеклянных огнеупорных колбы.
  • Сухое горючее.
  • Спички.
  • Чайник с горячей водой.
  • Линейка и треугольник для работы на доске.
  • Указка.
  • Мензурка.
  • 3 набора на стойках из картона для организации групповой работы (Приложение 2, Приложение 3).
  • На каждого ученика лист с осями координат для графика.
  • Инструкция по технике безопасности
  • Описание техники проведения эксперимента, этапы, контрольные вопросы.
  • Отдельно железное “плато” штатива.
  • Два деревянных бруска.
  • Подкрашенная (КМnO4) вода.
  • Экран фоновый.

I. Учитель подводит итог лабораторной работы по сравнению количеств теплоты при смешивании воды разной температуры, которая была выполнена на предыдущем уроке:

– Какие явления мы изучали на лабораторной работе? (Явления нагревания холодной воды и охлаждения горячей воды.)

II. Учитель: Продолжим разговор об этих явлениях – нагревании и охлаждении, но введем еще один способ описания процессов – графический.

На доске написано:

Q = ± c .  m .   t °

Q = ± c .  m .   ( t2° –  t1°)

Учитель:

– Прочитайте эти выражения в буквенном варианте и смысловом.
– Сравните, чем отличаются записи. Объясните значение знаков “+” и “–”.
– Назовите буквы и физические величины, входящие в формулы.
– Дайте определение удельной теплоемкости вещества.

Учитель предлагает провести теоретические рассуждения:

– Если Q > 0, это значит, что t ° > 0, так как и с и m всегда положительные числа (t ° > 0, если t2° – конечная температура больше t1° – начальной температуры), то есть идет нагревание, и система тел поглощает энергию.
– Q < 0, если t2° меньше t1°, то есть система тел охлаждается, и энергия выделяется в окружающее пространство .

При беседе учитель особо подчеркивает:

– В каком направлении идет теплообмен? (Теплообмен идет от более нагретого тела к менее нагретому телу.)
– В какой зависимости находятся между собой параметры в данной формуле Q ~ m ; Q ~ с ; Q ~ t °? (Все зависимости прямые пропорциональности.)
– Вспоминаем единицы измерения всех физических величин и открываем учебник на странице 21, где напечатана таблица удельной теплоемкости вещества.

Работа с таблицей, проговаривание физического смысла “с” для воды, стекла, масла, алюминия, меди, железа.

III.

Учитель: Продолжаем исследование, опираясь на наблюдения из жизни, например с вашей кухни:

В два новых одинаковых чайника налили 1 литр и 2 литра воды. В каком чайнике вода быстрее закипит, при одинаковых горелках, если первоначально вода была одной температуры, равной 20° С?

Один ученик отвечает: Так как чайники новые и одинаковые, а в чайнике № 2 воды в два раза больше то и количество теплоты Q2 в два раза больше, чем Q1 . Значит раньше закипит вода в чайнике № 1.

Второй ученик пишет на доске:

Если c1 = c2 = c
p1 = p2
t 1° = t 2° =
m2 = 2 m1
то Q1 = c . m1 . t °
Q2 = 2 c .  m1 . t °
Значит Q2 > Q1 в два раза и тогда вода закипит раньше в 1 чайнике.

Учитель просит сравнить ответы и проанализировать их, отмечает краткость первого ответа и логическую стройность и убедительность второго, хвалит за наблюдательность и умение логически и последовательно вести теоретическое исследование – доказательство.

IV. Опыт 1

– А теперь обратимся к опыту на столе:

В две одинаковые колбы налили вдвое отличающееся количество подкрашенной воды. В колбу №1 – 2 мерных стаканчика, в колбу № 2 – 1 мерный стаканчик.

Учитель предлагает составить задачу по опыту и задать вопросы вслух; выбирает лучший вопрос:

– Если температура воды в начале опыта в колбах одинакова, то при получении одинакового количества теплоты Q , в какой колбе через 1 минуту температура воды станет больше? (В колбе № 2, так как: Q = c . m . t °

Анализ :

1) c1 = c2 = c;

2) m1 = 2m2;

3) Q1 = Q2

следовательно

c1 .  m1 . t1 ° = c2 . m1 /2 .   t2 ° ; сокращаем на с1 и на m1 получим

t1° = t2°/2

То есть в колбе № 2 температура t2° в два раза больше, чем в колбе № 1.

Обращаю внимание, что нами проведено еще одно теоретическое исследование.

V. Опыт 2.

На демонстрационном столе

В стеклянной колбе нагрели воду на 20о С.   Масса колбы равна массе воды. Одинаковое ли Q получат колба и вода за одинаковое время? Прошу провести анализ:

Условия m1 =  m2; t1° = t2°/
Но вещества разные:

  • стекло c1 = 840 Дж/кг о С.
  • вода c2 = 4200 Дж/кг о С.
Q1 = c1 .  m1 .  t1 °
Q2 = c2 .  m2 .  t2 °

Так как нагрев происходил за одинаковое время, то количество теплоты зависит только от c.

Q ~ c

Вывод: Чем больше c, тем больше Q. Вода получит большее количество теплоты, чем стекло за одно и то же время.   Выразим эту зависимость графически.

VI. Перед тем, как начать строить график, вспомним табличное задание функции:

x 0 1
y 0 2
x 0 1
y 0 4

Графики у1 = 2х и у2 = 4х имеют разные коэффициенты: к1 = 2; к2 = 4, и чем больше К, тем больше угол наклона графика к оси абцисс.

Для нашего опыта:

Ученик у доски сравнивает:

Q2 > Q1
Так как Q ~ c и у нас
c1 – для стекла;
c2 – для воды;
график I соответствует стеклу, график II – воде.
Остается только подписать над прямыми соответствующие им уравнения.

Вывод: Чем больше с, тем круче график, в системе Q = Q( t ).

Примеры из жизни:

  1. Течение Гольфстрим.
  2. Летом вода в трубах на даче теплая.

 

VII. Используем полученные знания для решения задачи № 1000 из сборника задач Лукашика:

В алюминиевом чайнике нагрели воду и потерями тепла в окружающую среду пренебрегаем.
Построим графики Q = Q( t ), полученной чайником и водой. Какой график для воды, какой график для алюминиевого чайника?

Ответ: График I – для чайника, график II – для воды.

VIII. Опыт 3

На демонстрационном столе:

Начальные температуры жидкостей одинаковы.

cмасла = 1700 Дж/кго С;
cводы = 4200 Дж/кго С;
m1 = m2 ; Q1 = Q2.

Температура какой жидкости станет больше, если они получили одинаковое количество теплоты за одно время?

Два ученика проводят опыт: измеряют температуры; через 1,5 минуты – t о масла = 70о С, t о воды = 52 о С

Вывод: Температура масла больше температуры воды доказано опытом.

Теоретическое доказательство опыта:

c = если m1 = m2 и Q1 = Q2, , то от этих параметров зависимость не берем

c ~ 1 /t °

Это обратнопропорциональная зависимость, что означает, что чем больше c, тем меньше разность температур и наоборот, чем меньше c тем больше разность температур. По таблице теплоемкость масла меньше теплоемкости воды, а по опыту разность температур t ° масла больше
t° воды, значит теория подтверждает практику.

IX. Решаем задачу № 1001 из сборника задач Лукашика.

На одинаковых горелках нагрели воду, железо, медь равной массы.
Графики построены

  • для воды c = 4200 Дж/кгоС;
  • меди c = 400 Дж/кгоС;
  • железа c = 460 Дж/кгоС.

Для какого вещества каждый график, если потери некоторого количества теплоты в окружающее пространство не учитывались?

Ответ: Мы знаем, что зависимости теоретической t ° С от t мин (температуры от времени) – нет. Рассуждаем так: “Из точки на оси времени восстанавливаем перпендикулярдо пересечения с графиками I,  II,  III. Сравним температуры t3 > t2 > t1, а так как c ~ 1 / t °, то c3 < c2 < c1 –  400 < 460 < 4200.

Вывод: Чем больше удельная теплоемкость вещества, тем ближе график к оси абсцисс (в системе toC – t мин), значит I – для воды, II – для железа, III – для меди.

Х.

– А теперь найдите на столе черновик для таблицы и лист для построения графика с осями координат. Цель работы: объединиться в 3 группы и каждой группе построить график зависимости toC от t мин для охлаждения воды.

– Распределяем в группах обязанности (готовим стойки – см. Приложение 2, Приложение 3). Наблюдаем, снимаем показания и заполняем таблицу.

toC          
t мин          

Приложение 1.

– Снять не менее 5 показаний через 2 минуты, чем больше результатов, тем точнее график.

Всего работают три группы и при всей видимости одинаковых условий эксперимента (о чем учитель предварительно не сообщил ученикам), имеем: в первой группе – колбу с водой, которая стоит на железной подставке от штатива; во второй группе – колба стоит на двух сложенных вместе деревянных брусках, а в третьей группе – колба практически висит в воздухе, так как закреплена на штативе.
Графики получатся разные, но школьники пока об этом не догадываются! Это проблемная ситуация к следующему уроку: объяснить почему графики разные, если воду налили из одного сосуда для всех трех групп, то есть начальные условия эксперимента – одинаковые.

XI. Домашнее задание

– Построить график по результатам эксперимента.

XII. Итог урока

Ученики сделали вывод по уроку, познакомились с графическим представлением явлений нагревания и охлаждения, строили графики, изучали теоретически, а также вторым способом исследований – экспериментально.

– Спасибо за урок.

Все получат отметки за график и за ответы.