Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.
Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость – это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал – главное условие в обеспечении благоприятных условий.
В качестве одного из базисных понятий, на котором основывается концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Их развитие напрямую зависит от физического состояния ребенка, то есть от его здоровья.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. По данным Министерства здравоохранения и образования Республики Саха (Якутия), лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% – хронические заболевания. И лишь 10% выпускников выходят из школ здоровыми.
По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов, уровень освещенности в школах значительно занижен, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.
Причинами также являются завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.
Год от года усовершенствуются и модернизируются различные методики, приемы и стратегии образовательной системы. Вместе с этим увеличивается и умственная нагрузка, так как объем учебного материала и литературы возрастает.
Это является следствием огромного количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения, в итоге возрастает число одночасовых предметов. В связи с этим увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна – что является результатом ухудшения здоровья.
Ни для кого не секрет, что различные экспериментальные программы интенсификация педагогических процессов, чрезмерный напор на профориентационную деятельность негативно отражается не только на физическом, но и на умственном состоянии и развитии детей.
В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий в современной школе. Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка:
1. Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.
2. Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам
Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.
Возникшая за последние годы нестабильность в социально-экономической обстановке отрицательно повлияла на показатель здоровья детей, снизились возможности семьи по жизнеобеспечению ребенка.
Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания был положен в основу концепции нашей школы. В ее рамках функционирует “Центр здоровья школьников”.
Целью центра является создание единого пространства для формирования личности гармонично развитой физически и психически.
Задачи центра:
- Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.
- Обучение основам здорового образа жизни.
- Мониторинг здоровья.
- Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.
- Профориентация подростков.
- Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.
Само понятие “здоровье” понимается в трех аспектах: социальное, физическое и психологическое. Стратегиями для достижения существенных результатов являются здоровьеоберегающая учебная деятельность и функционирование различных спортивных секций.
В школе регулярно организуются социально-психологическая работа: анкетирования, тесты, диагностика здоровья и изучение неблагополучных семей. Наряду с этим проводятся мониторинги состояния здоровья учащихся, режима дня, мотивов курения, отношения к курению, алкоголю и наркотикам.
Более подробно с работой Центра можно ознакомиться в Приложении 1.
Результаты проведенного анализа школьников показали, что учащиеся начальных классов болеют чаще, а у учащихся 9–11-х классов заболеваемость снижается на 50–60%. Наблюдается снижение хронических болезней на 9%, а количество практически здоровых детей ежегодно возрастает примерно на 5 %. Случаи простудных заболеваний сократилось на 12%.
Данная положительная тенденция обусловлена благодаря здоровьесберегающим технологиям, которые в последнее время активно применяются в педагогическом и воспитательном процессах. Тем не менее, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при консолидации сил педагогов, родителей и общественности.
На наш взгляд, необходимо развивать и усовершенствовать личностно ориентированный подход к каждому ученику, следует уделить внимание проблемам прав ребенка и дать правильное валеологические знания.