Цели:
- дать представление о способах и организаци хранения информации;
- ввести понятие “Информационный носитель”;
- расширить информационную картину мира.
Оборудование: прикладная программа – текстовый или графический редактор.
I. Разминка
– Вспомним информацию о метаграммах. Нужно отгадать “спрятанное” в стихотворении слово. Затем в угаданном слове следует одну из указанных букв заменить другой, и значение слова изменится.
Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения.
(Флюс – плюс)
С буквой “Л” – в игре в футбол
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало просто…
(Гол – год)
С “Д” – давно я мерой стала,
С “Т” – уж нет и выше балла.
(Пядь – пять)
II. Объяснение нового материала
– Если спилить дерево, то по кольцам на стволе
можно определить, сколько ему лет, дождливым или
засушливым был каждый год его жизни и многое
другое. Значит, дерево хранит информацию обо всей
своей жизни.
Давным-давно, когда на Земле жили первобытные
люди, возникла необходимость хранить различные
сведения о способах охоты, земледелия. Для этого
люди использовали рисунки, зарубки на палках,
узелки на веревках. По этой информации мы и
узнаем, как они жили.
С появлением письменности человек стал хранить
информацию на папирусе, глиняных табличках,
берестяных свитках, бумаге.
Современный человек для хранения информации
использует фотопленку, киноленту, магнитные
ленты и диски, лазерные диски и другие носители.
Технические устройства и другие приспособления,
на которых хранится информация, называются информационными
носителями. Всем знаком информационный
носитель – книга. Записная книжка, дневник, в
который ученик записывает расписание уроков и
домашние задания, - тоже информационные носители.
Дверной косяк, на котором родители ежегодно
отмечают рост своего ребенка, - тоже
информационный носитель.
Вы уже знаете, что иметь дело с хранением
информации приходится очень часто, но информацию
недостаточно просто сохранить, надо сделать так,
чтобы потом, когда она понадобится, ее можно было
быстро найти. Для этого люди придумали организацию
хранения информации.
Вот, например, вы решили сохранить адреса и
телефоны одноклассников. Как лучше поступить?
Правильно, нужно записать фамилии в записную
книжку на странички, помеченные буквами –
указателями в алфавитном порядке. Если хранить
информацию в таком порядке, то очень быстро можно
найти нужную фамилию, ведь алфавит мы хорошо
знаем.
Как найти нужное место в книге? Можно, конечно,
просто перелистывать книгу страница за
страницей, пока не найдется нужная страница, но
этот способ займет много времени. Гораздо
быстрее посмотреть оглавление. А какой способ
использован для записи учеников в классном
журнале?
В расписании поездов указано, в какой город и в
какое время уходит каждый поезд. В каком порядке
надо расположить эту информацию, чтобы было
удобно пассажиру? А как будет удобнее диспетчеру
железнодорожного вокзала? В каком порядке
располагаются слова в словаре? В телефонной
книге названия учреждений тоже расположены в
определенном порядке. В каком?
Какие же существуют способы организации
информации? Это таблицы, схемы, каталоги и др. Со
схемами и таблицами вы уже работали на уроках.
Посещая детскую библиотеку и читальный зал,
видели библиотечные каталоги, в которых карточки
расположены в алфавитном порядке. На карточки
заносятся различные сведения, например: автор,
название книги, год выпуска книги и др.
Существуют и компьютерные электронные каталоги.
Одну и ту же информацию можно представить
различными способами. Например, есть такая
информация:
Человек с помощью 5 органов чувств воспринимает зрительную, звуковую, обонятельную, вкусовую и тактильную информацию.
Эту информацию можно организовать так:
1. В виде таблицы (табл. 1):
Таблица 1
Номер |
Орган чувств |
Воспринимаемая информация |
1. |
Глаза |
Зрительная |
2. |
Уши |
Звуковая |
3. |
Нос |
Обонятельная |
4. |
Язык |
Вкусовая |
5. |
кожа |
Тактильная |
2. В виде схемы (рис. 1):
Рис. 1
3. В виде рисунка (рис. 2):
Рис. 2
Глазами человек воспринимает зрительную информацию;
- ушами – звуковую;
- носом – обонятельную;
- языком – вкусовую;
- кожей – тактильную.
III. Физкультминутка
– Я вам зачитаю информацию, которая хранится у меня в плане урока, а вы запомните ее и действиями передадите мне:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Поморгаем мы немножко.
Постоим, посмотрим в окошко.
Другу руку мы протянем,
Вместе с ним за парту сядем.
IV. Работа в учебнике – тетради
– Рассмотрите схему движения электропоезда “Мечтатель” на участке от ст. Солнечное до ст. Приветино (рис.3). Для данной схемы заполните таблицу (табл. 2).
Рис. 3
Таблица 2.
Номер |
Название станции |
Время прибытия |
Время отправления |
1. |
Солнечное |
10:14 |
10:15 |
2. |
Радужное |
10:22 |
10:24 |
3. |
Умейкино |
10:30 |
10:32 |
4. |
Неунывайкино |
10:47 |
10:48 |
5. |
Приветино |
10:57 |
– |
V. Дополнительное задание
– Расположите предложенные фамилии в таблице в алфавитном порядке: Иванов, Петров, Андреев, Галкина, Дмитриев, Пантелеева, Снегирева, Яковлева, Борисов. (Андреев, Борисов, Галкина, Дмитриев, Иванов, Пантелеева, Петров, Снегирева, Яковлева.)
VI. Работа на компьютере
1. Можно предложить следующий вид работы.
В одном из приложений (текстовом или графическом
редакторе) учитель заранее создает несколько
объектов, имитирующих карточки библиотечного
каталога. На карточки заносятся сведения о книге,
например: фамилия и инициалы автора, название
книги, количество страниц, издательство, год
выпуска.
Напомнив учащимся приемы выделения и
перетаскивания, предложить расположить карточки
по номерам или в алфавитном порядке (по названию
произведения) и т. П.
2. Можно совершить короткую экскурсию в школьную библиотеку для ознакомления с библиотечным каталогом.
VII. Домашнее задание
Представьте в виде схемы или таблицы и запишите известную вам информацию об информационных носителях. (Пример выполнения домашнего задания представлен на рис. 4).
Рис. 4