В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса.
Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности.
При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования действительности, и использованию технологий игровых форм обучения в урочной деятельности.
Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания, т. к. отсутствует система познавательных задач, направленных на “обучение” творчеству в каждом отдельно взятом учебном предмете.
Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка.
Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Предлагаем систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
“Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.
- Глухой – ф, звонкий -…
- Предпоследняя буква в слове “ветер”.
- Стоит за буквой Р.
- Суффикс в слове “речной”.
- Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Цифровой диктант”.
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.
“Числовой диктант”.
В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.
Пример: к числу букв в слове “молоко” прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).
Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.
Номер буквы “Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.
“Буквенный диктант”.
Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).
- Как называется часть суток после ночи? (утро – У)
- Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)
“Четвёртое лишнее”.
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для развития логического мышления.
Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
- Корова, медведь, лиса, заяц.
- Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
- Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.
“Ребусы, анаграммы”.
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:
У ШКА |
(подушка) |
|
ОД Р |
(народ) |
|
100Л (стол) |
Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…
Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.
“Развивающий канон”.
Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.
Дикие животные.
Хитрая Л Злой В Косой ?
2. Род имени существительного.
Земля ? Стол М Окно С
Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
“Развиваем логику”
По определению назови слово:
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
“Найди соответствие”
1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.
Звук –
Речь –
Предложение –
Словарь –
2. Вставьте в текст прилагательные:
После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
“Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами:
2780 | 37281 | 4756101 |
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Кто быстрее”
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
- Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…
- Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)
- Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
“Альтернативные задания”
1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.
2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка – глупый мальчик
Хороший друг - | Слабый мороз – |
Поздний вечер - | Грустная старость |
Короткий день - | Радостная встреча – |
3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:
Лучше _____ правда, чем______ ложь.
_______мир лучше _______ войны.
Приведите свои примеры.
4. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:
Грусть – тоска | Ложь – вымысел |
Мрак – темнота | Жара – холод |
Близко – рядом | Работать – трудиться. |
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.
Используемая литература:
- Винокурова Н.К., 5000 игр и головоломок для школьников, М. АСТ Астрель, 2004
- Екимова М.А., Кукин Г.П., Задачи на разрезание, М.МЦНМО, 2002
- Сухин И.Г., 1200 головоломок с неповторяющимися цифрами, М. Астрель ЕРМАК, 2005