Цель: приобщить детей к культуре исполнения духовных песнопений и чувству гармонии.
Задачи:
- Учебные:
- познакомить учащихся с порядком проведения пасхального богослужения;
- разучить внебогослужебные песнопения и первую песнь “Пасхального канона”.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес у детей к образу Христа Спасителя и праздника Светлой Пасхи.
- Развивающие:
- развивать мелодический и гармонический слух через исполнение двухголосая.
Оборудование:
- Икона “Светлое Христово Воскресение”;
- Свеча “Христос Воскресе”;
- Открытки “С праздником святой Пасхи”;
- Библия, “Евангелие”;
- Словарь для понимания церковно-славянского языка;
- Мини-открытки “Христос Воскрес”.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы урока
– Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы проводим открытый урок на тему
“Воскресение Христово” с целью развития у
присутствующих здесь интереса к образу Христа.
Попробуем показать вам и разучить с вами
несколько духовных произведений за исключением
первой песни “Пасхального канона” – они
являются внебогослужебными песнопениями, т.е. –
они не используются в Божественных литургиях в
Храме, а приобщают нас к тому, как нужно славить
Иисуса Христа, рассказывают нам о нем, о его
жизни, делах.
– Ребята, в преддверии какого религиозного праздника мы с вами находимся? Правильно – Пасхи.
II. Рассказ о празднике святой Пасхи
– Воскресение Христово – Величайший
христианский праздник, день торжества
православной веры, знамение Победы Господа над
грехом и смертью, начало бытия нового мира,
искупленного и освещенного Господом Иисусом
Христом. Праздничная пасхальная служба
совершается во всех храмах с субботы на
воскресенье, вся она исполнена радости и
ликования.
В этот и последующие дни звучат слова
пасхального приветствия: “Христос Воскресе! –
Воистину Воскресе!”, которыми мы исповедуем веру
в Воскресение Господа.
Торжественное пасхальное богослужение
начинается с совершения крестного хода вокруг
храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами
и хоругвями, сопровождаемое молящимися с
зажженными свечами в руках, под звон колоколов
выходят из храма как бы навстречу грядущему
Спасителю с пением стихиры: “Воскресение Твое,
Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на
земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”.
Обойдя вокруг храма, крестный ход
останавливается в его притворе перед закрытыми
дверями, как бы перед входом ко гробу Господню.
При торжественном пении: “Христос воскреси из
мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех
живот даровав” двери открываются;
священнослужители и все молящиеся входят в храм
и начинается пение пасхального канона. За
пасхальной утреней следует Божественная
литургия, в конце которой происходит освящение
артоса.
Артосом (по-гречески – “хлеб”) мы называем
особый круглый хлеб, на котором изображается
Крест Господень или Воскресение Христово. На
протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб
находится в храме перед алтарем, а в субботу
после богослужения разрезается на части и
раздается верующим.
Воскресения день,
Просветимся людие:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни,
И от земли к небеси,
Христос бог нас приведе
Победную поющия.
Это значит:
Сегодня день воскресения,
Станем, люди, светлыми
Пасха, Господня Пасха!
Христос Бог привел нас
От смерти к жизни
И от земли к небесам
Поющих победную песнь.
III. Пение учебно-тренировочного материала
– Прежде чем мы с вами начнем разучивать богогласия, т.е. песнопения, давайте распоемся.
Идет распевание:
- пение гаммы вверх и обратно.
- пение по полутонам (от “до1” до “соль2” .)
- пение трезвучий (от “лям” до “соль2” )
- пение канонов “Вьюга”, “Дрема”, “Пой, малышка”, “Мой гусенок”.
- пение по полутонам для дыхания на слоги “ля”, “лё”, “ми”.
- пение по полутонам для развития дикции: “ма-мо-ми-ме”, да-до-ди-до, бра-бро-бри-бро”.
- построение и пение терций: “до-ми, ре-фа, ми-соль”, “фа-ля”, “соль-си”, “ля-до”, “до1 – до2”.
IV. Показ и разучивание внебогослужебных песнопений
– А сейчас, ребята, я показываю вам первое наше произведение, которое мы сегодня разучим, это:
1. “Молитва” сл. Ю.Лермонтова, муз. неизвестного автора. <Приложение № 1>
Диапазон песни: фа1–ре2 – 1 партия, ре1–си2 – 2 партия.
Программное содержание: Учить детей воспринимать ласковый, лирический характер пения. Петь в умеренном темпе, соблюдая вальсообразный ритм 3/4. Упражнять в чистом пропевании сексты “ре-си”, “ми1-до1”, “фа1-ре1”, терций: “ре-фа”, “до-ми”. Следить за правильным пропеванием во 2-й партии мелодического хода “ре, до, ми”, соблюдая длительность нот. Петь начинать с затакта, правильно брать дыхание, спокойно.
2. “Легенда” сл. Плещеева, муз. П.И.Чайковского. <Приложение № 2>
Диапазон: “до–до” – 1 партия, “соль м–соль 1” – 2 партия.
Программное содержание: Развивать эмоциональное отношение к песне-легенде, чувство сострадания, переживания. Петь в умеренном темпе, не спеша. Чисто интонировать квинту “си Ь–ми Ь” – вниз; кварту “соль–до1” – вверх. Обратить внимание во второй партии на интервал “соль м–си Ь”, “соль м–до1”. Чистое пропевание терции во второй части легенды, а также сексты “ми1–до2”. Соблюдать ритмический рисунок, выдерживая паузы: восьмую, четверть.
3. Христа Господь воскресе (из синодального сборника). <Приложение № 3>
Диапазон: “ми Ь–до” – 1 партия, “си Ьм–ми” – 2 партия.
Программное содержание: Продолжать учить
детей эмоционально откликаться на содержание
праздничного песнопения: чувство поклонения,
благодарности Творцу и утверждение в вечности
жизни.
Все песнопение построено на пропевании больших и
малых терций. Учить детей чисто их интонировать,
пропевать.
Так как текст написан церковно-славянским
языком, объяснить детям назначение слов: “Кирие,
элейсон (греч.) – господи, помилуй.
“Аллилуйя” – хвалите Бога.
Обратить внимание на дыхание в слове “Аллилуйя”
– следует пропеть на цепном дыхании.
4. “Пасхальный канон” <Приложение № 4>
Диапазон: фа–ре2 – 1 партия, ре–си – 2 партия. <Приложение № 5>
Программное содержание: Передавать бодрый, жизнеутверждающий характер канона. Петь естественным голосом, без крика. Сохранять ритмический рисунок. Учить детей правильно петь гармонически, подстраивая свой голос с рядом сидящими вокалистами. Правильно выполнять логические ударения в словах: “воскресения”, “людие”, “пасха”, “к жизни”, “земли”. Следить за дыханием, брать его плавно перед музыкальными фразами.
V. Вывод
– Сегодня мы приобщились с вами к одной из сторон мировой художественной культуры-религии, а именно к духовной музыке.
1. Скажите, пожалуйста, а где могут исполняться
эти песнопения, которые мы с вами разучили? (Везде:
в воскресных школах, на уроках музыки,
музыкальной школе и т.д.)
2. А как они еще называются? (Внебогослужебные,
т.к. не используются во время службы в храмах, за
исключением “Пасхального канона”)
3. Какие чувства у вас вызвало пение “Молитвы”? (Очищения,
просветления, легкости.)
4. В какие моменты своей жизни мы бы обратились и
обращаемся к молитве? (Когда что-то не ладится в
жизни, трудно и просто когда грустно на душе.)
5. О чем и о ком рассказывает нам “Легенда”? (О
Христе-младенце, у которого был сад, в котором
росли розы. Он их любил, ухаживал за ними, чтобы
потом сплести себе венок.)
6. И что же из этого получилось? (Когда розы
расцвели, Он позвал еврейских детей, которые
сорвали все цветы и ему ничего не осталось, кроме
шипов.)
7. Какой венок они ему сплели? (Из шипов, колючий,
вместо роз капли крови украсили его лоб.)
8. Христос Господь воскресе… Скажите, что принес
в жертву за наши грехи Иисус Христос? (Свою
жизнь.)
– Те песнопения, которые мы с вами разучили, “будят” нашу душу и призывают к тому, чтобы мы с вами стали чище в наших помыслах, делах, чтобы были добрее друг к другу.
Христос воскрес, и ад Им побежден.
Христос воскрес, и мир Им искуплен.
Христос воскрес и рай открыт для нас.
Христос воскрес, и сила ада пала.
Христос воскрес, и ангелы ликуют.
Христос воскрес, и люди торжествуют.
Христос воскрес, и стерто смерти жало.
Христос воскрес, и мир от муки спас.
– В память о нашей встрече я дарю вам эти пасхальные открытки.
Вручение подарков всем присутствующим.
Словарь для понимания молитв
1. Канон – песнопение в честь
праздника или святого.
2. Аллилуйя – хвалите Бога.
3. Акафист (от греческого акафистон
имнос) – гимн, при пении которого не сидят.
4. Десница – правая рука.
5. Чело – лоб.
6. Артос (греч. хлеб) – особый
круглый хлеб, на котором изображается Крест
Господень или Воскресение Христово.
7. Кирие, элейсон (греч.) – Господи,
помилуй.
8. Тропарь – главная краткая молитва в
честь праздника.
9. Евангелие – благая или добрая весть.
10. Библия (греч.) – книги.
11. Паперть – площадка, крыльцо.
12. Притвор – 1-ая часть храма.
13. Храм – где стоят молящиеся.
14. Алтарь – где совершаются
священнослужителями богослужения, в нем
находится святой престол, на котором совершается
таинство святого причащения.
15. Богослужение – чтение и пение молитв,
совершающееся по особому порядку в храме, во
главе со священнослужителем.
16. Литургия (обедня) – совершается до
полудня, во время ее воспоминается вся земная
жизнь Спасителя и совершается таинство
причащения.
17. Пасха (евр.) – Исход, избавление,
освобождение.
18. Богослужение – служба богу.
19. Литургия (греч.) – общие работы,
когда все вместе, сообща.
20. Божественная литургия – Самая
главная церковная служба.
21. Вечеря – ужин.
22. Благовест – церковный колокольный
звон.
23. Денница – заря.