Тема урока: "Воскресение Христово"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: приобщить детей к культуре исполнения духовных песнопений и чувству гармонии.

Задачи:

  • Учебные:
    • познакомить учащихся с порядком проведения пасхального богослужения;
    • разучить внебогослужебные песнопения и первую песнь “Пасхального канона”.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес у детей к образу Христа Спасителя и праздника Светлой Пасхи.
  • Развивающие:
    • развивать мелодический и гармонический слух через исполнение двухголосая.

Оборудование:

  • Икона “Светлое Христово Воскресение”;
  • Свеча “Христос Воскресе”;
  • Открытки “С праздником святой Пасхи”;
  • Библия, “Евангелие”;
  • Словарь для понимания церковно-славянского языка;
  • Мини-открытки “Христос Воскрес”.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы урока

– Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы проводим открытый урок на тему “Воскресение Христово” с целью развития у присутствующих здесь интереса к образу Христа. Попробуем показать вам и разучить с вами несколько духовных произведений за исключением первой песни “Пасхального канона” – они являются внебогослужебными песнопениями, т.е. – они не используются в Божественных литургиях в Храме, а приобщают нас к тому, как нужно славить Иисуса Христа, рассказывают нам о нем, о его жизни, делах.

– Ребята, в преддверии какого религиозного праздника мы с вами находимся? Правильно – Пасхи.

II. Рассказ о празднике святой Пасхи

– Воскресение Христово – Величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение Победы Господа над грехом и смертью, начало бытия нового мира, искупленного и освещенного Господом Иисусом Христом. Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах с субботы на воскресенье, вся она исполнена радости и ликования.
В этот и последующие дни звучат слова пасхального приветствия: “Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!”, которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.
Торжественное пасхальное богослужение начинается с совершения крестного хода вокруг храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемое молящимися с зажженными свечами в руках, под звон колоколов выходят из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением стихиры: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в его притворе перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко гробу Господню. При торжественном пении: “Христос воскреси из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” двери открываются; священнослужители и все молящиеся входят в храм и начинается пение пасхального канона. За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение артоса.
Артосом (по-гречески – “хлеб”) мы называем особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб находится в храме перед алтарем, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздается верующим.

Воскресения день,
Просветимся людие:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни,
И от земли к небеси,
Христос бог нас приведе
Победную поющия.

Это значит:

Сегодня день воскресения,
Станем, люди, светлыми
Пасха, Господня Пасха!
Христос Бог привел нас
От смерти к жизни
И от земли к небесам
Поющих победную песнь.

III. Пение учебно-тренировочного материала

– Прежде чем мы с вами начнем разучивать богогласия, т.е. песнопения, давайте распоемся.

Идет распевание:

  • пение гаммы вверх и обратно.
  • пение по полутонам (от “до1” до “соль2” .)
  • пение трезвучий (от “лям” до “соль2” )
  • пение канонов “Вьюга”, “Дрема”, “Пой, малышка”, “Мой гусенок”.
  • пение по полутонам для дыхания на слоги “ля”, “лё”, “ми”.
  • пение по полутонам для развития дикции: “ма-мо-ми-ме”, да-до-ди-до, бра-бро-бри-бро”.
  • построение и пение терций: “до-ми, ре-фа, ми-соль”, “фа-ля”, “соль-си”, “ля-до”, “до1 – до2”.

IV. Показ и разучивание внебогослужебных песнопений

– А сейчас, ребята, я показываю вам первое наше произведение, которое мы сегодня разучим, это:

1. “Молитва” сл. Ю.Лермонтова,  муз. неизвестного автора. <Приложение № 1>

Диапазон песни: фа1–ре2 – 1 партия, ре1–си2 – 2 партия.

Программное содержание: Учить детей воспринимать ласковый, лирический характер пения. Петь в умеренном темпе, соблюдая вальсообразный ритм 3/4. Упражнять в чистом пропевании сексты “ре-си”, “ми1-до1”, “фа1-ре1”, терций: “ре-фа”, “до-ми”. Следить за правильным пропеванием во 2-й партии мелодического хода “ре, до, ми”, соблюдая длительность нот. Петь начинать с затакта, правильно брать дыхание, спокойно.

2. “Легенда” сл. Плещеева, муз. П.И.Чайковского.   <Приложение № 2>

Диапазон: “до–до” – 1 партия, “соль м–соль 1” – 2 партия.

Программное содержание: Развивать эмоциональное отношение к песне-легенде, чувство сострадания, переживания. Петь в умеренном темпе, не спеша. Чисто интонировать квинту “си Ь–ми Ь” – вниз; кварту “соль–до1” – вверх. Обратить внимание во второй партии на интервал “соль м–си Ь”, “соль м–до1”. Чистое пропевание терции во второй части легенды, а также сексты “ми1–до2”. Соблюдать ритмический рисунок, выдерживая паузы: восьмую, четверть.

3. Христа Господь воскресе (из синодального сборника). <Приложение № 3>

Диапазон: “ми Ь–до” – 1 партия, “си Ьм–ми” – 2 партия.

Программное содержание: Продолжать учить детей эмоционально откликаться на содержание праздничного песнопения: чувство поклонения, благодарности Творцу и утверждение в вечности жизни.
Все песнопение построено на пропевании больших и малых терций. Учить детей чисто их интонировать, пропевать.
Так как текст написан церковно-славянским языком, объяснить детям назначение слов: “Кирие, элейсон (греч.) – господи, помилуй.
“Аллилуйя” – хвалите Бога.
Обратить внимание на дыхание в слове “Аллилуйя” – следует пропеть на цепном дыхании.

4. “Пасхальный канон” <Приложение № 4>

Диапазон: фа–ре2 – 1 партия, ре–си – 2 партия. <Приложение № 5>

Программное содержание: Передавать бодрый, жизнеутверждающий характер канона. Петь естественным голосом, без крика. Сохранять ритмический рисунок. Учить детей правильно петь гармонически, подстраивая свой голос с рядом сидящими вокалистами. Правильно выполнять логические ударения в словах: “воскресения”, “людие”, “пасха”, “к жизни”, “земли”. Следить за дыханием, брать его плавно перед музыкальными фразами.

V. Вывод

– Сегодня мы приобщились с вами к одной из сторон мировой художественной культуры-религии, а именно к духовной музыке.

1. Скажите, пожалуйста, а где могут исполняться эти песнопения, которые мы с вами разучили? (Везде: в воскресных школах, на уроках музыки, музыкальной школе и т.д.)
2. А как они еще называются? (Внебогослужебные, т.к. не используются во время службы в храмах, за исключением “Пасхального канона”)
3. Какие чувства у вас вызвало пение “Молитвы”? (Очищения, просветления, легкости.)
4. В какие моменты своей жизни мы бы обратились и обращаемся к молитве? (Когда что-то не ладится в жизни, трудно и просто когда грустно на душе.)
5. О чем и о ком рассказывает нам “Легенда”? (О Христе-младенце, у которого был сад, в котором росли розы. Он их любил, ухаживал за ними, чтобы потом сплести себе венок.)
6. И что же из этого получилось? (Когда розы расцвели, Он позвал еврейских детей, которые сорвали все цветы и ему ничего не осталось, кроме шипов.)
7. Какой венок они ему сплели? (Из шипов, колючий, вместо роз капли крови украсили его лоб.)
8. Христос Господь воскресе… Скажите, что принес в жертву за наши грехи Иисус Христос? (Свою жизнь.)

– Те песнопения, которые мы с вами разучили, “будят” нашу душу и призывают к тому, чтобы мы с вами стали чище в наших помыслах, делах, чтобы были добрее друг к другу.

Христос воскрес, и ад Им побежден.
Христос воскрес, и мир Им искуплен.
Христос воскрес и рай открыт для нас.
Христос воскрес, и сила ада пала.
Христос воскрес, и ангелы ликуют.
Христос воскрес, и люди торжествуют.
Христос воскрес, и стерто смерти жало.
Христос воскрес, и мир от муки спас.

– В память о нашей встрече я дарю вам эти пасхальные открытки.

Вручение подарков всем присутствующим.

Словарь для понимания молитв

1. Канон – песнопение в честь праздника или святого.
2. Аллилуйя – хвалите Бога.
3. Акафист (от греческого акафистон имнос) – гимн, при пении которого не сидят.
4. Десница – правая рука.
5. Чело – лоб.
6. Артос (греч. хлеб) – особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово.
7. Кирие, элейсон (греч.) – Господи, помилуй.
8. Тропарь – главная краткая молитва в честь праздника.
9. Евангелие – благая или добрая весть.
10. Библия (греч.) – книги.
11. Паперть – площадка, крыльцо.
12. Притвор – 1-ая часть храма.
13. Храм – где стоят молящиеся.
14. Алтарь – где совершаются священнослужителями богослужения, в нем находится святой престол, на котором совершается таинство святого причащения.
15. Богослужение – чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку в храме, во главе со священнослужителем.
16. Литургия (обедня) – совершается до полудня, во время ее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения.
17. Пасха (евр.) – Исход, избавление, освобождение.
18. Богослужение – служба богу.
19. Литургия (греч.) – общие работы, когда все вместе, сообща.
20. Божественная литургия – Самая главная церковная служба.
21. Вечеря – ужин.
22. Благовест – церковный колокольный звон.
23. Денница – заря.