Конспект урока по физике на тему: "Магнитное поле. Магнитное поле Земли" с использованием мультимедийной технологии. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели:

формирование понятия о постоянном магните и его свойствах, а так же магнитном поле Земли;

развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса (на основе физического эксперимента);

формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);

  • парная (проведение опытов);

  • индивидуальная (выполнение теста).

Приемы реализации методов:

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования ; рисунков; фронтального опыта:
  • самостоятельная работа с учебником;
  • составление опорных конспектов;
  • задание учащимся на осмысление изученных знаний.

Средства обучения: учебник Физика -8 А.В. Перышкин, компьютер, диск из серии “Электронные уроки и тесты” по физике под названием “Магнитное поле”.

Оборудование: на столах у учащихся два полосовых магнита, баночка с металлическими опилками, картон.

ХОД УРОКА

 

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационное начало урока
(1 мин.)
Подготовка учащихся к работе на уроке Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место
2 Подготовка учащихся к работе на основном этапе 1. Обеспечение мотивации учащихся Учитель читает стихотворение:

“Ах, как играет Север
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета”

Задает вопросы: почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?” Учитель использует прием эмоционального стимулирования, показ через компьютер видеофрагмента “Северное сияние” (Видеофрагмент 1) и постановка проблемного вопроса).Сегодня на уроке мы будем изучать тела и явления, которые помогут ответить на вопрос.

Внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится в стихотворении, смотрят видеофрагмент “Северное сияние”
2. Формулировка темы урока Учитель обращает учащихся к опыту:

– Поднесите карандаш к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
Возьмите магнит и поднесите к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
Почему к магниту притягивается скрепки, а к карандашу – нет? Как Вы думаете какова тема урока?

(Беседа с учащимися. Проведение фронтального опыта, формулирования темы урока вместе с учениками.)

Делают опыты. Отвечает на вопросы учителя формулируют тему урока, записывают её в тетрадь “Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.”
3. Постановка цели урока Учитель: наблюдали ли Вы действие постоянных магнитов и магнитного поля Земли в природе, быту и технике? (Учитель обращается к субъективному опыту учеников. Подводит к постановке целей урока.)

Учитель: Вы привели много фактов и примеров доказывающих, что необходимо изучать магниты и магнитное поле Земли. Тогда какова цель нашего урока?

Ученики отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
4. Актуализация опорных знаний Подготовить к восприятию новых знаний, актуализировать опорные знания. Вспомните:
  1. Строение атома
  2. Что является источником магнитного поля?
  3. Какой вид имеет магнитное поле катушки с током?

Ответы на вопросы помогут лучше понять новый материал.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.
3 Этап усвоение новых знаний и способов действий Сформировать понятия:

– постоянного магнита и его свойствах;
– магнитное поле Земли.

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками изучаемого материала.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и составить по ответам ОК. (На столах у учащихся ,на листочках напечатаны вопросы для составления ОК. Учебник Физика-8, А.В.Перышкин. )

1. Что такое постоянные магниты? (стр. 138 абзац 2 – учебник Физика-8, А.В.Перышкин)

2. Что всегда имеют магниты на своих концах? (стр.138 абзац 4 – учебник Физика-8, А.В.Перышкин; (Видеофрагмент 2)

3. Как взаимодействуют магнитные полюса магнитов? (Видеофрагмент 3)

4. Вид магнитного поля полосового магнита (Видеофрагмент 4)

5. Вид магнитного поля дугообразного магнита. (Видеофрагмент 5)

6. Вид магнитного поля одноименных полюсов магнита и разноименных полюсов магнитов. Фронтальный опыт: получить вид полей с помощью металлических опилок – оборудование: баночка с металлическими опилками, лист картона, 2 полосовых магнита.

7. Можно ли разделить магнитные полюса? Гипотеза Ампера о возникновении магнитного поля вещества.
(Видеофрагмент 6, стр 138 абзац 3– учебник Физика-8, А.В.Перышкин)

8. Утрата магнитных свойств вещества. Как сохранить эти свойства? (Видеофрагмент 7)

9. Вид магнитного поля Земли. Как ориентируется магнитная стрелка в магнитном поле Земли?  Изобразить на рисунке полюса Земли.

10. Внутренне строение Земли. (Видеофрагмент 9)

11. Гипотеза возникновения магнитного поля земли (Видеофрагмент 10)

Учитель использует самостоятельную работу учащихся с учебником в сочетании с беседой.

Главным элементом в написании опорного конспекта служит компьютер с диском “Электронные уроки” по физике под названием “Магнитное поле”. Видеофрагменты в диске разделены на уроки и страницы. Какие уроки и страницы использует учитель написаны после вопросов.

После завершения работы учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос поставленный в начале урока: "Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?"

Слушают учителя, отвечают на вопросы обращаясь к учебнику, просматривают фронтальный эксперимент, видеофрагменты. Составляют опорный конспект в тетради.

Отвечают на проблемный вопрос.

4. Первичная проверка понимания, закрепления новых знаний и способов деятельности Усвоение правильности и осознанности усвоения нового материала, выявления пробелов, неверных представлений и их корректировка Учитель предлагает тест по новому материалу.

1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

2. На рисунке изображен полосовой магнит АВ и его магнитное поле. Какой из полюсов северный и какой южный?

3. Северный магнитный полюс земли расположен у … географического полюса, а южный у …

4. Одноименными или разноименными полюсами образован магнитный спектр, изображенный на рисунке?

Учитель

– проверяет правильность ответов; (ответы озвучивают учащиеся)

– проводит коррекцию: сравнение ответа получаемого в тесте с ответами ОК.

Ответ на 1 вопрос: южный. Ответ на этот вопрос можно найти из третьего вопроса ОК

Ответ на 2 вопрос: В – северный, А – южный. Ответ на этот вопрос можно найти из четвертого вопроса ОК.

Ответ на 3 вопрос: южного, северного Ответ на этот вопрос можно найти из девятого вопроса ОК.

Ответ на 4 вопрос: разноименными. Ответ на этот вопрос можно найти из 6 вопроса ОК.

Отвечают на вопросы теста , проводят самоконтроль с помощью учителя.

Участвуют в обсуждении вопросов вызываемых затруднения.

5. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель задает домашнее задание для всех учащихся §59, 60. Л .№ 1477, 1476

Для желающих написать сообщения на темы:

  1. Магнитное поле Земли.
  2. Магнитные аномалии.
  3. Есть ли магнитное поле у Луны и Марса?
  4. Жизнь и магнитное поле Земли.
  5. История открытия компаса.

Предлагаемая литература:

  1. Энциклопедия юного физика.
  2. Блудов “Беседы по физике
  3. Книга для чтения по физике.
Записывают информацию о домашнем задании
6. Подведение итогов учебного занятия, рефлексия. Обеспечение анализа успешности достижения цели и постановки перспективы следующей работы, осознание процесса и результата своей учебной деятельности. Учитель предлагает учащимся вернутся к ОК и определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

Учитель благодарит всех за урок.

Учащиеся работают по ОК, определяют уровень достижения цели..