Воспитание и наставление начинаются
с самых первых лет существования и
продолжается до конца жизни.ПЛАТОН.
Нестандартные уроки – это всегда уроки – праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, и когда класс становится творческим коллективом. Вот несколько рекомендаций для учителей – коллег, желающих проводить такие уроки:
- нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
- слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
- нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
- при выборе формы нетрадиционного урока преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
- интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
- при проведении нестандартных уроков следует руководствоваться принципом “с детьми и для детей”, ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
В качестве актуальных первоочередных направлений творческой работы учителя предлагаем определить следующие:
- создание единой для учителя и ученика системы целей и задач обучения и воспитания, соответствующих требованиям сегодняшнего дня и каждому этапу обучения;
- отбор и построение содержания обучения позволяющего избежать перегрузок ученика, учитывать его индивидуальные запросы, гуманизация и экологизация содержания образования;
- разработка широкого арсенала методических приемов, используемых как традиционные, так и новаторские подходы к проведению различных форм занятий.
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начинающими процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью - разработкой и проведением учителем интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрирующих курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено, учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний учащихся об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изученного материала методами других наук, других учебных предметов. Неслучайно еще интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т. д.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь, имеет следующий вид:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе тем, разделов, наконец, курсов.
Цель интегрированных уроков родного языка и национально-прикладного искусства показать взаимосвязь устного народного творчества народов Крайнего Севера, формирование эстетического отношения к окружающей действительности ее органическую связь с трудом, бытом, природой. Воздействовать на детей всем комплексом фольклорных средств, пробудить в них эстетические идеалы о национальном, духовном и культурном наследии. Способствовать пробуждению интереса, чувства любви, уважения к своему народу, гордости и ответственности за свою национальную культуру. Помочь детям почувствовать себя творцами при создании одежды, предметов быта, побудить их к более осознанному пониманию основ народного искусства, в котором при его наглядности и практичности никогда не было места для суеты и пустословия.
Созданные народом произведения искусства, промыслы, традиции, обряды существуют многие столетия.
Человек живет в контакте с природой. Ведь она и вдохновляет его к творческой деятельности.
“Природа в тундре скромная, неброская
Под стать природе – души у людей.”П. Явтысый.
Человек умеет разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, скачущую белку, блеск серебряной воды и последний луч заходящего солнца. Захотелось человеку перенести эту красоту в свою жизнь, жилище, быт, одежду и он научился резать по дереву, вышивать бисером, плести из травы и веток, сочинять песни и сказки. Так он стал творцом.
А для чего нам нужно изучать творчество народов Крайнего Севера? Чтобы знать свои обычаи, традиции, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.
Культура – память человечества, универсальный язык общения между народами.
Побудила нас к объединению уроков родного языка и национально-прикладного искусства тревога за то, что в нынешних детях коренной национальности пропадает интерес, тяга к своему родному, национальному укладу жизни, культуре. Многие дети не знают языка, многие не видели одежду, что носили их предки.
Думается, что художественные впечатления детей еще больше обогатятся, если наряду с наглядным материалом на уроках родного языка, они изготовят эти вещи на уроках национально-прикладного искусства, а значит, прикоснутся к истории, культуре предков.
Разнообразный по своим жанрам мир устного фольклора на уроках родного языка не является чем-то чужим декоративно-прикладному искусству, он очень близок ему, порой даже отражен в нем. И это не случайно, так как источник общности всех видов народного творчества – их связь с трудом и бытом, в недрах которого они рождались и получали развитие.
Поэтому одежда и орнамент народов Крайнего Севера, мотивы шитья (украшения одежды) с их величавостью образов реально сопоставимы с размеренным складом песен, былин, сказаний народа. Подтверждение этому может служить высказывание И. Я. Билибина, замечательного художника, создавшего иллюстрации к русским народным сказкам и былинам:
“Для меня, вообще, сказки, былины, духовные стихи связаны в одно целое с вышивкой, набойками, резьбой по дереву, с народным зодчеством, с народными картинками”.
На интегрированных уроках родного языка и национально-прикладного искусства у детей развивается творческое воображение, кроме того, проводятся упражнения, тренирующие память, воображение, мышление, формируются умения использовать различные средства выразительной устной речи.
На уроках родного языка создается атмосфера сотрудничества и поиска побуждающая к диалогу. С окончанием самостоятельной творческой работы на уроке национально – прикладного искусства дети обмениваются впечатлениями. Они рассматривают свои работы, слушают рассказы, звукозапись. Если на следующее занятие, влетая в класс, они начинают делиться своими открытиями, учитель понимает, что эти уроки прошли не зря! У детей появилось желание прислушаться к явлениям природы, подмечая то, что раньше оставалось без внимания.
Так шаг за шагом, от урока к уроку мы учимся красоте, слушая друг друга и понимая, что у каждого есть свое ощущение счастья. Ему бесполезно подражать, но его можно дарить.
И один из способов – это проведение интегрированных уроков.
ЛИТЕРАТУРА:
- А.М. Сязи “Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья”. И., Томский университет 2000 г.
- Северные родники. Сыктывкар 1995г.
- С.П. Мирский “Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе” М., “Просвещение” 1980г.
- Начальная школа № 11 – 1995г.
- Воспитание школьника № 1 – 2000г.