Открытый урок по русскому языку в 3-м классе на тему: "Имя существительное. Урок-игра "Что? Где? Когда?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обучающие: обобщить знания детей об имени существительном, развивать орфографическую зоркость при правописании звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова;
  • развивающие: развивать устную связную и письменную речь, развивать познавательную активность учащихся, развивать творческую способность;
  • воспитывающие: воспитывать умение работать в группах, доброжелательность, самостоятельность.

Оборудование: Портреты сказочных героев, гонг, “телевизор”, картина с зимним пейзажем, карточки со словами, буквами, предложениями, “светофоры”, перфокарты.

Ход урока

I. Введение:

Здравствуйте! Начинаем урок русского языка.

Прозвенел звонок! Внимание.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.

Проверили? Садитесь!

- Кто из вас знает передачу “Что? Где? Когда?”?

- О чем эта передача? (ответы детей)

Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач ваших мам, пап, братьев и сестер. В связи с этим у нас сегодня тоже будет урок-игра “Что? Где? Когда?”.

В нашей игре участвуют 3 команды знатоков:

Капитан I команды - __________________________

Капитан II команды - _________________________

Капитан III команды - ________________________

Капитаны представляют свои команды.

Против вас, знатоки, играют ваши любимые друзья – герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут зеленый светофор. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Если была допущена ошибка, право ответа переходит к другой команде. Так что, за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. В конце игры та команда, у которой окажется больше жетонов, выигрывает.

Итак, приготовились, мы начинаем!

1 раунд. Против знатоков играет хитрая Лисичка-сестричка.

Вот ваше задание: Из букв составить слова – существительные и определить род существительного. (Устно).

1 команда: ГЕРОЙ, ФАМИЛИЯ, МЕТРО

2 команда: АДРЕС, БЕРЁЗА, ЯБЛОКО

3 команда: ЗАВОД, РАБОТА, ДУПЛО

Даются жетоны, звучит гонг.

2 раунд. Против вас играет Чипполино.

Задание: Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, устно скажите проверочное слово и определите падеж существительных:

В небе вспыхнул первый луч со.нца.

Дождь и сне. – это осадки.

Проверяем.

Физминутка.

Звучит гонг

3 раунд. Против вас играет кот Леопольд.

Задание: Посмотрите внимательно на картину “Зимний пейзаж”, выпишите по семь существительных и используя данные существительные, составьте 2 предложения, запишите в тетради. Сделайте разбор по членам предложения.

Итак, проверяем. Чья команда готова?( представитель из каждой команды читает свои предложения) Читаем предложения и называем главные и второстепенные члены предложения. Здесь вручается жетон.

Звучит гонг.

4 раунд. В этом раунде будет играть команда, которая в рифму стихотворения скажет имя сказочного героя, который будет сейчас играть с вами.

Он – дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка
Он зовётся ……..(Чебурашка)

Итак, против вас играет Чебурашка. В блицтурнир играет-------команда. Кто из вашей команды будет отвечать? На каждый вопрос сразу даётся ответ. За правильный ответ – жетон.

  1. Чем кончается день и ночь? (ь)
  2. Какое слово состоит из 7 одинаковых букв? (Семья)
  3. В каком слове 40 гласных? (Сорока).
  4. В семье четверо детей, имена которых оканчиваются на слог “-ша”. Отгадайте, как зовут малышей? (Саша, Даша, Миша, Маша)
  5. Разгадай ребус: В 3 на

Звучит гонг.

5 раунд. Против Знатоков играет Буратино

Задание: Просклоняйте существительные по падежам. Работаете на листочках.

Лес, роща.

Дом, печка.

Стол, вода.

Командам выдаются по 1 жетону.

Дополнительный раунд.

Против Знатоков играет Клякса.

На всех словах она поставила кляксу. Вы подумайте и скажите, какую букву спрятала Клякса, и докажите это. Тогда вам даём ещё один жетон.

Улы..ка ,оши..ка, чес..ный, бесе..ка, ша..ка, ска..ка, доро..ка.

Дополнительный раунд.

Вопросы задаёт Чучело-Мяучело.

Работают устно: отгадайте загадку, определите род, число отгадки – существительного.

Схватил за уши, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Кто же это? Вот вопрос!
Это делает ….(мороз)

Я с собой её ношу,
Не макаю, а пишу!
Удивительная штучка –
Самопишущая …(ручка)

В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик–чирик! Не робей!
Я бывалый …(воробей).

II. Обобщение урока.

Наша игра подошла к концу.

Давайте обобщим, что мы повторили на этом уроке: за ответ дополнительный жетон.

  1. Что означает имя существительное?
  2. На какой вопрос отвечает имя существительное?
  3. Как изменяется имя существительное?
  4. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?
  5. Какой падеж не может жить без предлогов?
  6. Как отличить имя существительное именительного падежа от имён существительных винительного падежа?

Итак, обобщим вот по этой таблице, все, о чем мы сегодня говорили. Сначала я вам расскажу. Вы потом расскажете про себя. И по желанию повторите всему классу. (Работа по таблице)

III. Итоги игры.

Подведем итог игры. Самое большое количество жетонов у команды №______, капитан команды ______________. Им вручаются “совы” – символы мудрости. Остальным вручаются другие жетоны.

Команде, занявшей первое место, все мы говорим: “Молодцы!”

Команде, занявшей второе место, все мы желаем: “Так держать!”

Команде, занявшей третье место, все мы советуем: “Не вешать нос!”