Цели урока:
- обучающие: обобщить знания детей об имени существительном, развивать орфографическую зоркость при правописании звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова;
- развивающие: развивать устную связную и письменную речь, развивать познавательную активность учащихся, развивать творческую способность;
- воспитывающие: воспитывать умение работать в группах, доброжелательность, самостоятельность.
Оборудование: Портреты сказочных героев, гонг, “телевизор”, картина с зимним пейзажем, карточки со словами, буквами, предложениями, “светофоры”, перфокарты.
Ход урока
I. Введение:
Здравствуйте! Начинаем урок русского языка.
Прозвенел звонок! Внимание.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.Проверили? Садитесь!
- Кто из вас знает передачу “Что? Где? Когда?”?
- О чем эта передача? (ответы детей)
Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач ваших мам, пап, братьев и сестер. В связи с этим у нас сегодня тоже будет урок-игра “Что? Где? Когда?”.
В нашей игре участвуют 3 команды знатоков:
Капитан I команды - __________________________
Капитан II команды - _________________________
Капитан III команды - ________________________
Капитаны представляют свои команды.
Против вас, знатоки, играют ваши любимые друзья – герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут зеленый светофор. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Если была допущена ошибка, право ответа переходит к другой команде. Так что, за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. В конце игры та команда, у которой окажется больше жетонов, выигрывает.
Итак, приготовились, мы начинаем!
1 раунд. Против знатоков играет хитрая Лисичка-сестричка.
Вот ваше задание: Из букв составить слова – существительные и определить род существительного. (Устно).
1 команда: ГЕРОЙ, ФАМИЛИЯ, МЕТРО
2 команда: АДРЕС, БЕРЁЗА, ЯБЛОКО
3 команда: ЗАВОД, РАБОТА, ДУПЛО
Даются жетоны, звучит гонг.
2 раунд. Против вас играет Чипполино.
Задание: Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, устно скажите проверочное слово и определите падеж существительных:
В небе вспыхнул первый луч со.нца.
Дождь и сне. – это осадки.
Проверяем.
Физминутка.
Звучит гонг
3 раунд. Против вас играет кот Леопольд.
Задание: Посмотрите внимательно на картину “Зимний пейзаж”, выпишите по семь существительных и используя данные существительные, составьте 2 предложения, запишите в тетради. Сделайте разбор по членам предложения.
Итак, проверяем. Чья команда готова?( представитель из каждой команды читает свои предложения) Читаем предложения и называем главные и второстепенные члены предложения. Здесь вручается жетон.
Звучит гонг.
4 раунд. В этом раунде будет играть команда, которая в рифму стихотворения скажет имя сказочного героя, который будет сейчас играть с вами.
Он – дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка
Он зовётся ……..(Чебурашка)
Итак, против вас играет Чебурашка. В блицтурнир играет-------команда. Кто из вашей команды будет отвечать? На каждый вопрос сразу даётся ответ. За правильный ответ – жетон.
- Чем кончается день и ночь? (ь)
- Какое слово состоит из 7 одинаковых букв? (Семья)
- В каком слове 40 гласных? (Сорока).
- В семье четверо детей, имена которых оканчиваются на слог “-ша”. Отгадайте, как зовут малышей? (Саша, Даша, Миша, Маша)
- Разгадай ребус: В 3 на
Звучит гонг.
5 раунд. Против Знатоков играет Буратино
Задание: Просклоняйте существительные по падежам. Работаете на листочках.
Лес, роща.
Дом, печка.
Стол, вода.
Командам выдаются по 1 жетону.
Дополнительный раунд.
Против Знатоков играет Клякса.
На всех словах она поставила кляксу. Вы подумайте и скажите, какую букву спрятала Клякса, и докажите это. Тогда вам даём ещё один жетон.
Улы..ка ,оши..ка, чес..ный, бесе..ка, ша..ка, ска..ка, доро..ка.
Дополнительный раунд.
Вопросы задаёт Чучело-Мяучело.
Работают устно: отгадайте загадку, определите род, число отгадки – существительного.
Схватил за уши, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Кто же это? Вот вопрос!
Это делает ….(мороз)
Я с собой её ношу,
Не макаю, а пишу!
Удивительная штучка –
Самопишущая …(ручка)
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик–чирик! Не робей!
Я бывалый …(воробей).
II. Обобщение урока.
Наша игра подошла к концу.
Давайте обобщим, что мы повторили на этом уроке: за ответ дополнительный жетон.
- Что означает имя существительное?
- На какой вопрос отвечает имя существительное?
- Как изменяется имя существительное?
- Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?
- Какой падеж не может жить без предлогов?
- Как отличить имя существительное именительного падежа от имён существительных винительного падежа?
Итак, обобщим вот по этой таблице, все, о чем мы сегодня говорили. Сначала я вам расскажу. Вы потом расскажете про себя. И по желанию повторите всему классу. (Работа по таблице)
III. Итоги игры.
Подведем итог игры. Самое большое количество жетонов у команды №______, капитан команды ______________. Им вручаются “совы” – символы мудрости. Остальным вручаются другие жетоны.
Команде, занявшей первое место, все мы говорим: “Молодцы!”
Команде, занявшей второе место, все мы желаем: “Так держать!”
Команде, занявшей третье место, все мы советуем: “Не вешать нос!”