Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Общий курс в объединении рассчитан на 2 года по направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для воспитанников составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 9-11 лет.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Используемые понятия.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.
Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения.
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности.
Программа по математике рассчитана на 34 час. По ней обучаются 2 разновозрастные группы учащихся (3-х и 4-ых классов). Изучаются одни и те же темы, но учащиеся 4 класса получают задания более сложного уровня. В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000, а у учащихся 4-ых классов – в пределах миллиона.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Программа по русскому языку для каждого класса рассчитана на 34 ч.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.
Мониторинг результативности работы с учащимися по программе “Умники”:
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Материально-техническое обеспечение реализации программы “Эрудит”.
Учебники Л.Г.Петерсон и Н.Б. Истоминой “Математика” для 3-4 кл., тесты по русскому языку и математике (1-4 кл.), сборники нестандартных задач по математике для 1-4 классов, тетради с печатной основой по математике, карточки для индивидуальной работы, тетради.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:
3 кл. - КВН по русскому языку.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
4 кл. Интеллектуальный марафон.
Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
Лекция “Развитие личности ребенка”.
Общественный смотр знаний.
Список рекомендованной литературы.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
- Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
- Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.
- Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.
- Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2002.
Учебно-тематическое планирование русский язык (3-4 класс)
№ п\п | Тема занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. |
Транскрипция. Звуковой анализ слов. Способы словообразования. Словообразовательный анализ. Сложные и сложносокращенные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях. Спрятавшиеся слова. Олимпиада по русскому языку (школьный тур). Фразеологизмы. Фразеологические термины. Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. Интеллектуальный марафон. Фразеологизмы-антонимы. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Омоформы. Омографы. Синонимы. Образование синонимических рядов. Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи. Форма родительного падежа множественного числа имен существительных. Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных. Решение орфографических задач. Приставка. Многозначные и омонимичные приставки. Правописание приставок. Суффикс. Трудные случаи правописания. Игра “Устами младенца”. Части речи. Морфологические шарады. Учимся делать логические выводы. КВН по русскому языку. Анаграммы. Шарады. Метаграммы. Скрытые предложения. Прямая и косвенная речь. Перестроение предложений. Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
Учебно-тематическое планирование математика (3 - 4 класс)
№ п\п | Тема занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. |
Числовые лабиринты. Забавные исчезновения и остроумный дележ. Задачи с меняющимся содержанием. Задачи с несформулированным вопросом. Олимпиада по математике (школьный тур). Задачи с недостающими и лишними данными. Задачи с меняющимся содержанием. Задачи с несколькими решениями. Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Задачи на доказательство. Усложненные текстовые задачи. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Интеллектуальная игра “Ума палата”. Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование). КВН “Считай, смекай, отгадывай”. Задачи на нахождение закономерностей. Игры со спичками. Задачи на соображение и логическое рассуждение. Логические задачи. Комбинаторные задачи. Умозаключения. Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица. Занимательные задачи о работе. Задачи о покупках и ценах. Вес и взвешивание. Задачи на время. Задачи о транспорте (на движение и не только). Неожиданные подсчеты. Затруднительные положения. Задачи на переливание. Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях. Арифметические игры и фокусы. Игры с числами и предметами. Задачи, развивающие кругозор. Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки. Шарады, метаграммы, логогрифы. |