Комментарий к уроку.
Урок построен таким образом, что “нить повествования” тянется от группы к группе выступающих. Ученики как бы сами выстраивают урок, соблюдая очередность ответов. Слова учителя являются лишь связующим звеном между информационными разделами. В связи с этим мы сочли уместным расположить задания группам в общем конспекте урока. В заданиях важно не только сформулировать проблему для конкретной группы детей, но и дать им план ответа, акцентировать их внимание на тот или иной конкретный исполнительский момент (на выразительность исполнения, развернутость ответа и т. д. )
Тема: “ Новое время” в развитии культуры России”
Тип урока - вводный
Жанр урока: урок-панорама (обзорный характер содержания)
Форма - работа в группах
Цель урока: Создание в сознании учащихся целостной картины Исторического времени
Задачи урока:
- через решение проблемно-поисковых ситуаций, погружение в атмосферу Исторического времени
- применение ЗУН в новых нетрадиционных условиях работы;
- развитие аналитических способностей учащихся;
- развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей школьников;
- обогащение духовного мира подростков;
- воспитание патриотических чувств;
- развитие коммуникативных навыков учащихся.
Иллюстративный материал: мозаика М. В. Ломоносова “Полтавская баталия”, фотографии скульптур “Медный всадник” Э. М. Фальконе, “Петр Великий” З. Церетелли, памятников Ю. Долгорукому, маршалу Жукову, схемы-планы Москвы и Санкт-Петербурга, гравюры и репродукции ведутт, репродукции А. Остаде
Музыкальный материал: М. П. Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” из оперы “Хованщина”, кант” Виват!”
Литературный материал: А. С. Пушкин ”Медный всадник” (фрагмент), ода М. В. Ломоносова “Петр Великий” (фрагмент), М. Н. Погодин “Историко-критические отрывки” (фрагмент).
Конспект урока.
Вступительное слово учителя
В истории развития человечества, общества той или иной страны время от времени происходят изменения, когда устаревают старые взгляды, идеи, научные и технические достижения, обычаи, уклад жизни и тогда наступает Новое время – время перемен.
Такие перемены в жизни российского общества происходили не однажды. Но что же это за время, и благодаря какой исторической личности наступили преобразования, станет ясно только после того, как вы ознакомитесь с заданиями. Сегодня на уроке мы попробуем создать панораму эпохи.
Раскройте конверты и ознакомьтесь с заданиями.
Самостоятельная работа учащихся
- С какой исторической личностью связано наступление нового времени в развитии культуры России расскажет нам первая группа. (выступление учащихся)
Группа №1 (лист заданий)
№1 М. В. Ломоносов (фрагмент оды)
Пою премудрого российского Героя,
Что грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вел войну,
Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,
Смирил злодеев внутрь и внутрь попрал противных,
Рукой и разумом сверг дерзостных и льстивных;
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь и зависть удивил.
№ 2
“Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, землевладения, лесоводство, скотоводство, рудокопство, виноделие, торговля, внутренняя и внешняя одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарство, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академия - суть памятники его неутомимой деятельности и его Гения. Он видел все, обо всем думал и приложил руку ко всему, всему дал движение или направление, или саму жизнь. ”
М. Н. Погодин /Историко-критические отрывки. М. ,1846 г. /
№ 3 репродукции (мозаика М. В. Ломоносова “Полтавская баталия”, фотография памятника “Петр Великий” З. Церетелли)
План ответа группы.
1. Выразительное чтение текстов.
2. Предъявление классу иллюстративного материала (сообщите известные вам сведения о произведении: автор, жанр, название произведения, место нахождения, др. )
3. Развернутый ответ на вопрос: Какому “ премудрому российскому Герою” посвящены все эти произведения?
Учитель: Не все и не сразу по достоинству оценили Петровские реформы. Но они раскололи привычный россиянам мир надвое – на старое время и новое.
У Петра было много единомышленников, сподвижников его грандиозных замыслов, ведущих Россию к прогрессу. Но еще больше было противников, не желающих перемен в сложившемся укладе жизни.
Сценку, которую покажут ребята 2-ой группы, можно было увидеть в жизни. Она продемонстрирует нам противоречия этого непростого времени. (выступление учащихся)
Группа № 2 (лист заданий)
Задание: Выбрав 2-х наиболее артистичных участников группы, разыграйте сценку встречи двух монашенок (в качестве элементов костюмов используйте черные платки)
Тексты для актеров прилагаются (2 экземпляра)
Текст для актеров.
1-я монашка: Святые угодники, что за времена настали?!
2-я: Антихрист пришел править нами!
1-я монашка: Приказал слугам своим бесовым колокола с храмов
божьих снимать, на пушки их переливать!
2-я: Свят! Свят! (крестится) Детушек в солдаты забирают, печатью антихристовой их бедных метят: иголкой кресты на руке накалывают, да порохом натирают!
1-я монашка: Ай, беда, беда! Знамо дело, конец света виден! Не иначе!
Слыхано ли дело, указал - мужикам катаны резать, бороды брить!
2-я: Соберутся в каком доме, бабы да мужики вместе! А бабам-то велено являться простоволосыми на людях, руки и грудь, страшно сказать, чтоб голыми были! Да танцы заморские выплясывают и кофий бесовский пьют! По ихнему это ассамблеями называется!
Господи прости ! Один срам!
1-я монашка: Срам! Срам! Как жить-то теперь будем?
Вопросы:
1) Как эта сценка раскрывает противоречие “ старого” и “ нового” Петровского времени в укладе жизни россиян?
2) Почему реформы не вызывали единодушного отклика в различных слоях населения России?
План ответа.
1. Разыграйте перед классом сценку.
2. Дайте развернутый ответ на вопросы.
Учитель: Монашки горячо обсуждали новое явление в жизни россиян – ассамблеи. А что же это такое – расскажет нам следующая группа. (выступление учащихся)
Группа № 3 (лист заданий)
Задание: Рассмотрите иллюстрации, предметы, находящиеся в коробке и в конверте.
Вопросы:
1) Без каких вещей нельзя было обойтись при посещении новомодного светского мероприятия - ассамблеи? (Что из них можно было встретить на ассамблеи?)
2) Что такое ассамблеи?
P. S. В коробке находятся предметы: кофейный прибор, зерна кофе, газета, веер,шахматы, овощи: картофель, морковь, помидор, яблоко, различные бытовые предметы: расчески, фломастеры, калькулятор и проч. , иллюстрации дамских и мужских костюмов эпохи Петра I, народных костюмов, современных предметов быта.
Если учащиеся затрудняются с определением ассамблеи, они могут воспользоваться подсказкой, находящейся в ящике в запечатанном конверте.
Учитель. Ассамблеи - В России - собрание - балы устраивались при Петре I в домах вельмож с 1718 г. Вводили в быт и общественную жизнь дворянства западно - европейские обычаи.Ассамблея сегодня - общее собрание какой-либо организации (дипломатического или иного характера).
Пример - Генеральная ассамблея ООН.
Под мощным натиском европейской культуры входили в речевой обиход россиян иноязычные слова. . (выступление учащихся)
Группа № 4 (лист заданий)
Задание:Сгруппируйте и распределите приведенные ниже иноязычные слова, вошедшие в речевой обиход россиян в Петровское время, по следующим разделам:
1. Административная терминология 2. Военно-морская терминология 3. Мода
(Ливрея, префект, штраф, галстук, юнкер, гавань, губернатор, гауптвахта, камзол, мачта, каюта, парик, веер, бухгалтер, боцман, штурман, палантин, верфь, сенатор, швартовы, ранг)
Вопрос: Почему так много иноязычных слов (терминов) появляется в русском языке в Петровское время?
Примечание. Отвечая на вопрос, используйте полученные вами разделы: административная терминология, военно-морская, мода.
Стремитесь к тому, чтобы у вас получился слитный рассказ.
План ответа группы.
Не зачитывая задания и вопросы вслух, дайте развернутый ответ на вопрос. Ответы распределите между участниками группы.
Учитель. Петру приходилось бороться с предрассудками и невежеством, с внутренними и внешними врагами.
Каждое новое завоевание являлось лишь связующим звеном в цепи преобразований.
С трудом завоеванное приходилось защищать. Отвоевав выход в Балтийское море, Петр I открыл новый, ближайший путь, связующий Россию с европейскими государствами – морской.
Он “прорубил окно в Европу”, - будут говорить о нем современники и потомки. Но, чтобы это окно не захлопнулось, нужно было построить город-крепость, город-порт. Какой же русский город стал им? (выступление учащихся)
Группа № 5 (лист заданий)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…. Пред ним широко
Река неслася ; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы тут и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам,
И запируем на просторе.
Вопрос: Какой город будет “заложен назло надменному соседу”?
План ответа группы
1. Выразительно прочтите отрывок.
2. Ответьте на вопрос.
Учитель. Новый град Петр задумал строить по-новому, так, как строили в Европе. 16 мая 1703г. Началось строительство Петропавловской крепости. Так было положено начало Петербургу. . (выступление учащихся)
Группа № 6 (лист заданий)
Задание:
1. Внимательно рассмотрите схемы - планы Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Найдите принципиальное различие в градостроительных схемах городов. Какая из схем относится к Москве, какая к Санкт-Петербургу? (обоснуйте)
3. Что необычного для планировки русских городов (сравните со схемой Москвы ) появляется в новой столице?
4. Какие архитекторы (иностранные и русские) принимали участие в градостроительстве Санкт-Петербурга?
План ответа группы.
1. Не зачитывая задания и вопросы вслух, дайте развернутый ответ по порядку номеров вопросов. Ответы распределите между участниками группы. При ответе продемонстрируйте планы - схемы городов.
Примечание. Стремитесь к тому, чтобы у вас получился рассказ о градостроительстве Санкт - Петербурга.
Учитель.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
….
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва.
Для того, чтобы познакомить Европу с новой столицей России, ее достижениями, Петр повелел создавать гравюры с видами Санкт-Петербурга, красочные схемы города. (слайд №4)
В заранее продуманном и расчерченном на бумаге (спроектированном) городе не было хаотичной застройки, тупиков, как в Москве. Это был принципиально новый тип градостроительства. В городе появляются и новые типы зданий. (выступление учащихся)
Группа № 7 (лист заданий)
Коллекция живописи голландских художников была привезена Петром 1 в Россию. Среди них и картины любимого императором художника Адриана фан Остаде. Именно с этой коллекции позже начнется Эрмитаж.
Вопросы:
1) Какой из музеев в Санкт-Петербурге и в РОССИИ вообще будет ПЕРВЫМ?
2) Для чего был создан этот музей?
План ответа группы.
1. Ответьте на 1 и 2 вопросы.
2. Продемонстрируйте классу репродукции Остаде, дайте справку о значении коллекции его картин для Эрмитажа.
Учитель. Эрмитаж (с фр. ermitage - уединенное место, одинокий дом) - загородный дом, парковый павильон;
с XVIII в. - некоторые залы Зимнего дворца с художественными коллекциями;
сейчас Государственный Эрмитаж - художественный и культурно-исторический музей Санкт-Петербурга, один из ведущих музеев не только России, но и мира.
Но первым музеем стал не Эрмитаж, а Кунсткамера.
Кунсткамера (с нем. Kunstkammer) - в старину: собрание разнообразных редкостей, диковинок, а также помещение для такого собрания.
Петр1 приглашает иностранных архитекторов. На его зов откликнутся Д. Трезини, Гербель, Леблон, Фонтан, Миних, Шедель и др. Много позже украсят город здания архитекторов Растрелли, Ринальди, Монферана, Росси, Кваренги и др.
У иностранцев будут учиться и русские мастера, ничуть не уступавшие иностранным зодчим: Васильев, Еропкин, Усов, Земцов, Матвеев, Коробов и др. позже оставят свой след в архитектурном облике Санкт-Петербурга Кокоринов, Баженов, Старов, Воронихин, Стасов и др.
Санкт-Петербург - это музей под открытым небом. Город украшают декоративные скульптуры, памятники, напоминающие нам о важнейших событиях русской истории.
Один из памятников является символом Санкт – Петербурга. . (выступление учащихся)
Группа № 8 (лист заданий)
Задание:
1. Рассмотрите фотографии памятников. (“Медный всадник” Э. М. Фальконе, памятники Ю. Долгорукому, маршалу Жукову)
2. Какой из “всадников” является символом Санкт-Петербурга?
3. Подберите к нему соответствующий литературный фрагмент.
№ 1 № 2 Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?И царь навстречу деве мчится,
Охвачен страстною мечтой,
Но вьется траурная птица
Над венценосной головой.Н. Гумилев
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А. С. Пушкин
№ 3
Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен!Н. Рубцов
План ответа группы.
1. Вывесить на классной доске памятник - символ Санкт-Петербурга.
2. Если знаете, то расскажите, какое название получил этот памятник в народе
3. Выразительно зачитайте подходящий к описанию памятника литературный фрагмент.
Учитель. Любое произведение искусства служит не только для услады взора, но и наполнено смыслом. В нем ни одна деталь не может оказаться случайной. (выступление уч-ся)
Группа № 9 (лист заданий)
Памятник Петру I, который получил название “Медный всадник “ создал французский скульптор Этьен Морис Фальконе с помощью своей ученицы, работавшей над скульптурным портретом - Анн Мари Колло. Под копытами всадника скульптор изобразил змею.
Вопрос: Как вы думаете, что символизирует этот Змей? (обоснуйте свой ответ)
План ответа группы.
1. Назвать авторов скульптуры.
2. Ответить на вопрос.
Учитель. Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному “работнику на троне.
Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения полезности.
Преобразования Петра были направлены на преодолении вековой отсталости России. Реформы, проведенные при Петре I укрепили русское государство, заставили считаться с ним в Европе и во всем мире. (выступление учащихся)
Группа № 10 (лист заданий)
Ваш ответ является кульминацией урока. Вы должны самостоятельно подвести итог всему сказанному на уроке.
Задание: Пока остальные группы работают над своими вопросами, напишите эссе (а может быть вам по силам сочинить стихотворение?) на темы: 1)“Новое время в истории России” или 2)” Значение личности Петра I в развитии культуры России”.
Опорные смысловые цепочки.
“Новое” время - конец XVII в. - 1-я четверть XVIII в. - Петр1 - реформы - противоречия времени: внешний вид, пища, ассамблеи, развлечения, армия, обучение и т. д. - европеизация культуры.
Градостроительство – Санкт-Петербург - (16 мая 1703 г. - день рождения города) - европейский подход - проект города, улиц, районов - чертеж - архитектура - музей - (Кунсткамера - 1-ый музей России) - (живопись Адриана фан Остаде - начало коллекции Эрмитажа)- развитие скульптуры, графики - просветительская роль музеев - (гл. Зло - невежество, неграмотность общества) - Петр I - “Новое” время
Учитель. Так время Петра Великого открыло новую страницу в развитии культуры России.