Урок развития речи. Сочинение по картине В.Г. Перова "Тройка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение составлять текст по данному плану и опорным словам;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • учить детей читать картину, осмысливать ее содержание.

1. Вступительная беседа.

- Сегодня будем писать сочинение по картине Василия Григорьевича Перова “Тройка”. Перов - это целая эпоха в русской живописи. Когда молодой художник Перов впервые задумался над тем, каким будет его искусство, в художественной среде считали: “крик, смех, стон, страдания – явления, недоступные для живописи”.

Но Перов стремился показать именно страдания одних и сытую тупость и жестокость других, показать, как страдает народ под игом помещиков, попов, полицейских. Каждая его картина – крик боли и протеста.

Вот репродукция его знаменитой картины “Тройка”.

В старину, когда еще не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали трех лошадей. Та лошадь, что находилась в центре, называлась “коренником”, а две по бокам – “пристяжными”.

Перов назвал свою картину “Тройка”. Только изобразил он на ней особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.

Вглядитесь в картину… Сколько сумел сказать этим небольшим полотном художник!

2. Молчаливое рассматривание картины.

3. Беседа по картине. Словарная работа.

Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

(Чувства сострадания, жалости, боли.)

Почему В.Г. Перов решил её написать?

(Чтобы показать, как тяжело приходилось простым людям, особенно их детям, до революции.)

Готовясь к сочинению, мы с вами прочитали ряд художественных произведений о жизни простого народа до революции. Давайте вспомним эти произведения.

А.П. Чехов. Ванька.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Вертел.

В.Г. Короленко. Купленный мальчик.

Д.В. Григорович. Гуттаперчивый мальчик.

Г. Сенкевич. Янко – музыкант.

Н.А. Некрасов. Плач детей.

Вернёмся к картине В.Г. Перова “Тройка”. Мы будем рассматривать картину, беседовать по её содержанию, пользуясь вопросным планом, по которому вы будете писать сочинение.

План.

1. Какое время года изображено на картине?

Какая стоит погода?

Что тянут трое ребят?

2. Что вы можете сказать о ребятах?

Кто решил помочь детям?

Что выражают их лица?

3. О чём заставляет задуматься вас картина В.Г. Перова “Тройка”?

Какие мысли и чувства вызывает она у вас?

Какое время года изображено на картине?

Какая стоит погода? (Того и гляди разразится буран. Недаром так тревожно взметнулась стая чёрных птиц. В лицо детям дует сильный ветер.)

Подберите определения к существительным ветер, мороз.

(Ветер – безжалостный, леденящий, встречный, свирепый и т.д.

Мороз – жгучий, лютый, суровый.)

Что тянут трое ребят? Подберите определение к существительному ноша. (Ноша – невыносимо тяжёлая.)

Вглядитесь внимательно в героев картины. Их трое: два мальчика и девочка. Какими вы видите детей?

(Средний мальчик – “коренник” в “тройке”. Он постарше, чем его “пристяжные”, ему лет двенадцать. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею, да и летний картуз совсем не греет. На лице у мальчика – страдание, усталость, озабоченность. Лицо привлекательное, смелое, доброе. Мальчик чувствует себя старшим. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную тяжесть поклажи взял на себя.

На другом мальчике черное рваное пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил, голова в чёрном картузе бессильно склонилась на бок, рука повисла плетью. Легко заметить, что характер у него совсем не такой решительный, как у старшего. Лицо тоже утомлённое, но совсем другое: нежное и грустное. Мальчику, видимо, нет и десяти лет.

Примерно такого же возраста и девочка. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове легкий. Темные волосы в беспорядке выбились из-под него, разметались по ветру. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется ветхое, выцветшее ситцевое платье. Башмаки тоже чужие, огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по скользкой дороге!)

Подберите определения к существительным дети, одежда.

(Дети – уставшие, обессиленные, измученные, обездоленные.

Одежда – рваная, ветхая, с чужого плеча.)

Что выражают лица детей? Подберите определения. (Лица – измождённые, страдальческие, горестные, безучастные к окружающему.)

Кто решил помочь детям?

(Одинокий прохожий пожалел ребят, он старается подтолкнуть сани в гору, хоть как-то облегчить нелёгкий труд ребят. Он наклонился вперёд и ему, взрослому, видимо очень трудно. А справа, в фиолетовом тумане смутно вырисовывается спина равнодушно удаляющегося человека, плотно запахнувшегося от ветра в шинель.)

Какие краски преобладают в этой картине и почему?

(Краски серые, несколько однообразные, однако они очень точно выражают мысль художника – тяжела жизнь детей бедноты. Краски помогают создать впечатление сурового зимнего вечера и передать детское горе.)

4. Орфографическая подготовка.

Обездоленные дети

Детство, лишённое счастья и радости

Жгучее желание закончить работу

Изнемогая от тяжести

Безучастный к окружающему взгляд

Страдальческие, горестные лица

Фигуры детей вызывают сострадание

Сочувствует бедным детям

5. Написание сочинения.

6. Итог урока.