Звучит песня (на мотив Феличита).
Химия — слово прекрасное, даже волшебное – химия!
Петь даже хочется, что-то душевное — химия!
Гипохлориды, вода и оксиды — химия. (3 раза).
Химия — нет на свете прекрасней науки — химия.
С нею готов я терпеть даже муки — химия
Может разрушить, а может построить — химия (3 раза).
Химия везде и повсюду тебя мы находим — химия.
В одежде и в каше, а также в природе — химия.
Жизнь без тебя, что костер без огня — химия. (3 раза).
Вед.1. Древняя Греция — страна необыкновенная. Мысль древнегреческих ученых опередила свое время не на одно столетие.
Философы, что в переводе означает “любители мудрости”, не только интересовались практическим использованием вещей, они старались проникнуть в суть вещей и процессов. И, одним из вопросов, который интересовал их больше других, был вопрос о том, как же устроен мир?
Вед.2. Природу веществ, “ кирпичики мироздания” разные философы видели в разном. Фалес основой считал воду; Гераклид — огонь; Ферокиз — землю; Аристотель добавил еще один элемент — духовный.
Вед.1. Философские взгляды возродились в трудах римского поэта и философа Тита Лукреция Кара. Свои взгляды он изложил в знаменитой поэме “О природе вещей”, которая и сегодня поражает наше воображение и дает возможность увидеть мир таким, каким его видели древние греки.
Сценка: Тит Лукреций Кар читает поэму. (На фоне музыки и чтения поэмы исполняется танец теней).
Было открыто затем и железо, и золото с медью
Веское так же еще серебро и свинцовая сила,
После того как огонь истребил, охвативши пожаром,
Лес на высоких горах… недра земли распалялись,
И, в углубления ее собираясь, по жилам кипящим
Золото, медь, серебро потекли раскаленным потоком
Вместе с ручьями свинца. А когда на земле появились
Сметки застывшие их, отливавшие ярко, то люди
Начали их поднимать, плененные глянцем блестящим,
И замечали притом, что из них соответствует каждый
В точности впадине той, которая их заключала.
Это внушила ту мысль, что, расплавив металлы, возможно
В форму любую отлить и любую придать им фигуру;
И до любой остроты, и до тонкости так же возможно
Лезвий края довести, постепенно сжимая их ковкой,
Чтобы оружье иметь и орудья для рубки деревьев,
Чтобы обтесывать лес выстругивать гладкие брусья,
Это они серебром или золотом делать пытались
Так же сначала, как силой могучей и мощною меди.
Тщетно: слабей, была стойкость у этих металлов, и с медью
Вровень они не могли выдерживать грубой работы
Ценой была тогда медь, а золото было в презрении,
Как бесполезная вещь с лезвие, от удара тупевшим.
Ныне в презрении медь, а золото в высшем почете.
Так обращенье времен изменяет значенье предметов:
Что было раньше в цене, то лишается вовсе почета,
Следом другое растет, выходя из ничтожества к блеску…
Далее, как естество железо было открыто,
Это и сам без труда ты понять в состоянии, Меммий
Древним оружьем людей, были руки, ногти и зубы,
Камни, а так же лесных деревьев обломки и сучья,
Пламя, затем и огонь, как только узнали их люди.
Силы железа, потом и меди были открыты,
Вед.1. Следующий этап развития химии – алхимический. Истоки его следует искать в Александрии (III-IV в. до н.э.), где химия была, составной частью, жрецов, покровителем, которого был бог Осирис.
Особенное развитие алхимия получила в XII-XIV в., перекочевав в Западную Европу.
Вед.2. Ученые, посвятившие себя, служению новой богине, назывались соответственно алхимиками. Работа их была трудной и опасной, так как они растирали, кипятили, смешивали вещества, которые порой взрывались, воспламенялись. Для чего они это делали? Они пытались химическим путем получить золото, хотели создать философский камень – вещество, способное превратить все металлы в золото. Кроме того, они хотели найти эликсир вечной молодости.
Вед.1. Поставленной цели алхимия, в конечном счете, не достигла, но она сыграла огромную роль в развитии науки в целом. Алхимиками было сделано множество самых разнообразных открытий, и с Х по ХVI в. алхимия дала много крупных ученых.
Наиболее выдающиеся из них: Альберт Великий, Роджер Бэкон, Фома Аквинский и Джабира.
Сценка “Алхимик”
Алхимик — А., помощник — П., король — К.). А. и П. — П. читает рецепт алхимика, А. что-то перемешивает.
К. Вот что любезнейший, а вправду ли говорят, что в Вас — алхимиках есть что-то от колдунов? А. - Да, Ваше Величество, это действительно так. Хотите, зажгу костер с помощью воды?
К. И что, Вы действительно можете предсказывать судьбу, видеть невидимое?
А. Так, Ваше Величество.
К. Скажи мне тогда, что же ты видишь на этом чистом месте?
А. Позвольте, Ваше Величество…
К. Этот свиток был доставлен гонцом из соседнего Государства. Выясни-ка, с какими намерениями был он нам послан.
А. Изучает — проявляет. Протягивает королю – “Вот, Ваше Величество, все и готово”.
К. Герб. Этот герб — короля Артура II и он напоминает мне о своей дружбе и поддержке.
П. Учитель, все готово, мы можем приступать.
К. Что-что вы собираетесь делать?
А. Я собираюсь испробовать действие этой жидкости.
К. И что ты получишь — золото?
А. По моим подсчетам, это должно быть золото.
К. и П. ожидают.
П. Показывает пробирку.
К. А все королевство можешь посеребрить?
Опыты:
- Изменение цвета веществ в колбах.
- Зажигание костра с помощью воды.
- Проявление рисунка.
- Получение золота
Вед.1. Что же было дальше?
Вед.2. Дальнейшее развитие химии связано с расцветом всех отраслей науки и искусства. Развиваются такие направления в химии, как иатрохимия и пневмохимия.
Вед.1. Вперед! Вперед!
Нет в мире тишины!
Работает и пробует ученый
…И первые задачи решены
И первые начертаны законы.
Вед.2. В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие можно сравнить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие трудового подвига Менделеева не только стирается временем, но и продолжает расти. И никто не сможет сказать: будет ли до конца исчерпано содержание одного из величайших в науке достижений — периодического закона Менделеева.
Вед.1. Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Сценка “Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым”. (Инсценировка по тексту).
Вед.2. Мир сложен
Он полон событий, сомнений
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо природы является гений
И в хаосе этом наводит порядок…
Весь мир большой: жара и стужа
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит
Природы ищет алфавит.
Случилось в Петербурге это
Профессор университета писал учебник для студентов.
Задумался невольно он:
“Как рассказать про элементы?
Нельзя ли здесь найти закон?”
Искали многие решенья,
Но, проходя лишь пол пути, бросали
Мучило сомненье: “А можно ли закон найти?”
Мир состоит из элементов (в то время знали 60)
А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
“Тут должен, должен быть закон”.
Был “Труд”, “Надежда” и “Терпенье”,
И “Вера” в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
Но вот, дела отложены, расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Ученый собирается.
Все чемоданы собраны
На козлах кучер мается:
“Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается”,
А барин одевается, и к двери направляется
Он к двери нап-рав-ляется
И вдруг!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу
И строчит карандашом
Наконец-то он нашел!
Он на чем попало пишет,
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он — в чем разгадка, в чем закон!
Из кабинета не выходит:
“Не упустить бы мысли той!”
Он элементы ставит в строй
Но все ж таблица не выходит!..
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон:
Исполняется танец.
То кружились, то мелькали,
То водили хоровод,
То взрывали, то пылали,
То шипели, то сверкали,
То в покое пребывали.
Al, Wa, K, F, Be, H
Перепутались все свойства
Недалеко до беды.
Вдруг, команда:
“Войско, стройся!”
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья
Поглядите — злится Lj,
F — ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд, пусть другие здесь горят!
И Ве мрачно мыслит: О2 – нас всех окислит!
И, простите за повтор, как несносен этот F.
Бор кивает головой, но не рвется в бой
И w2 не лезет в спор, но зато взорвался F
Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!
Стойте! — крикнул углерод
Я и уголь, и алмаз, я за них, но и за вас!
Я сражаться не горю, я вас лучше помирю!
Встану я посередине!..
Третий ряд, трубите сбор!
Wa, Mg, Al, Sj, P, S, Cl!
По порядку, по закону, элементы встали в ряд
И выходит, что в колонну, все похожие стоят.
Sj встал под углеродом, S схожа с кислородом
Al встал под В. Замечательный подбор.
Ряд пристраивается к ряду, а рядов то 10 кряду.
Ме под металлами
Едкие под едкими.
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками
По порядку все стоит
Вот природы алфавит. (Конец сценки).
Вед.1. Предмет химии столь же обширен, сколько и предмет самой природы. Все основные отрасли народного хозяйства неразрывно связаны с развитием химии. Химия играет огромную роль в медицине, металлургии, машиностроении, легкой промышленности, в освоении космических пространств, изучении недр земли.
Вед.2. Химия сегодня далеко проникла в природу веществ и открыла неограниченные возможности для создания новых синтетических материалов с такими свойствами, которых в ряде случаев не имеют природные материалы.
Ее успехи создали предпосылки для бурного развития радиоэлектроники, реактивной и космической техники.
Сценка “Современная лаборатория”. (Под песню начинается, работники собираются в лаборатории).
Песня на мотив “Милая моя”
Мы уравнения реакций умеем писать
Соли, кислоты и щелочи распознавать
Атомы, ядра, молекулы — нет им числа
Химия, честно сказать — ты нас сводишь с ума
Химия моя, ты наука века.
Обеспечила нитратами человека
Овощи ли ем,
Фруктами питаюсь
Всегда и всюду с ней — химией встречаюсь.
Входит заведующий лабораторией и объявляет:
- А сейчас, товарищи химики, проведем рабочую планерку по обмену информацией.
Лаборант 1: Уважаемые коллеги, вчера в МГТУ имени Баумана я узнал, что доцентом Спиридоновым создан лазер, предсказывающий будущее. Благодаря этому уникальному лазерному процессору можно довольно точно по капиллярным узорам родителей предсказать возможные заболевания их детей. Предсказательной диагностике подлежат онкологические заболевания, также прогнозируются наклонности к алкоголизму.
Лаборант 2: Это что! Вот я слышал, что английская фирма разработала серию различных клеев, не содержащих растворителей. Такой клей безвреден. Фирма надеется, что ее новая продукция позволит улучшить печальную статистику, согласно которой в Великобритании каждые три дня умирает 1 ребенок, в результате отравления различными органическими растворителями. Новые клеи совершенно не токсичны и легко отмываются водой.
Лаборант 3: Да что там, тоже новости. Предлагаю вам изумительный краситель, цвет его меняется в зависимости от вашего настроения.
Опыт: К Мп О4 + Na OH цвет розовый цвет зеленый.
Или вот еще замечательная несгораемая ткань. Я сам ее изобрел. Берем платочек, смачиваем его в горючем веществе и поджигаем. Пожалуйста! Ткань осталась невредимой.
Демонстрируется опыт.
Завед. лабораторией: Спасибо, планерка закончена.
Вед.1. Мы благодарим всех, кто присутствовал на нашем вечере.
Вед.2. До новых встреч, до свидания.
Гимн химиков
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Гидролиз вечно помнить нам придется
Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и выше
К вершинам наук мы идем
Всегда своего мы добьемся
И счастье свое обретем.