Цели:
а) образовательные: совершенствование навыка чтения (осознанность, правильность, выразительность, беглость), основных видов речевой деятельности (в частности аудирования), умения работать с текстом;
б) развивающие: активизация и развитие творческого воображения, мышления, раскрытие и развитие интеллектуального и эмоционального потенциала младшего школьника;
в) воспитательные: развитие интереса к родной речи, читательского интереса, воспитание нравственных и эстетических чувств.
Примечание: работа ведётся по принципу дифференцированного обучения.
1 группа — слабоуспевающие ученики,
2 группа — ученики со способностями среднего уровня,
3 группа — хорошо читающие ученики, обладающие развитой речью.
Оборудование: учебник “Живое слово” (авт. З.И. Романовская, 1 часть), тренировочная таблица для чтения, карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрация к тексту, портрет писателя Л.Кассиля.
I. РАЗМИНКА
1-е упражнение
Тренировочная таблица для чтения: 1 группа – шёпотное чтение 3-го столбца: 2 и 3 группа — читают хором 5-й столбец (сначала в среднем темпе, затем убыстряя. Учитель контролирует чтение, отстукивая карандашом по столу определённый ритм).
Задание для самостоятельной работы: 2 группа – из 6-го столбца выбрать имена существительные одушевлённые; 3 группа – приготовиться к чтению слов из 6-го столбца “ задом наперёд”.
Проверка
1 группа — читают “цепочкой” и хором; 2 и 3 группы - читают слова, 1 группа подключается к проверке.
2-е упражнение
“Птичий базар” (жужжащее чтение по строчкам).
II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ВОСПРИЯТИЮ ТЕКСТА
ЗАДАНИЕ:
1 группа – составить из слов загадку, отгадку написать на индивидуальных экранах.
( На карточке слова: зимой, кто, холодной, и, голодный, ходит, злой?)
2 и 3 группы – Упражнение “Фотоглаз”. (На карточках написаны слова. Учитель быстро показывает их по одной, дети должны успеть прочитать. Затем карточки прикрепляются на доску.)
Шрам, премия, пастушок ,председатель.
Слова ещё раз прочитываются хором, объясняется значение подчёркнутых слов.
Проверка 1-й группы: читают загадку, показывают написанную на индивидуальных экранах отгадку. Карточка со словом “волк” вешается на доску.
На доске открывается текст. Некоторые слова не дописаны (нет начала, середины или окончания ). Дети должны восстановить текст.
Учитель: Дети из 1-й группы отгадали загадку. Это волк. Давайте прочитаем про него несколько предложений. Но что же случилось с текстом? Наверное, кто-то решил подшутить над нами, решив, что такой текст мы прочитать не сможем. Давайте попробуем восстановить слова.
ТЕКСТ: Волк – хищн.. зверь. Он похож на бо..шую соба.. . Тело его ..крыто груб .. ..рстью. Ноги дл…ые. Он мож.. ..стро бег… . Пасть у него б..ьшая. Зуб. остр.. . Зимой и лет.. .олк ищ.. ..бычу. Ночью он ин..да забег...т в ..ревню. Он может у..сти овцу, ягнё… или друг.. ..машнее жив..т… .
У. Как называется такой вид текста? (Описание)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
У. Сегодня мы познакомимся с рассказом писателя Льва Кассиля “Вася Пигусёв”.
Следует краткое биографическое сообщение, подготовленное учеником.
IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
У. Сегодня с помощью словарной работы мы определим главных героев произведения. Одно действующее лицо мы уже определили с помощью 1-й группы – это волк.
На доске первый блок слов:
окаянный
вертайся
цапанул
цельный (день)
срамить
Слова прочитываются хором по слогам, затем целым словом. Детьми осуществляется толкование слов без использования толкового словаря, опираясь на читательский и жизненный опыт.
У. Люди какого сословия могли употреблять такие слова? (Простонародье.)
Выясняется, что слова устаревшие.
Второй блок слов:
стёганка
ушанка
чоботы
кнутовище
Значение слов выясняется по толковому словарю (заранее приготовлены карточки детьми из 2-й группы).
У. К какому слову из упражнения “Фотоглаз” можно отнести эти слова? (Пастушок). Мы определили одного главного героя.
Третий блок слов:
альбом
натура
этюд
композиция
наброски
художественная
школа
Толкование слов осуществляют заранее подготовленные ученики из 3-й группы.
У. К какой профессии можно отнести эти слова? Карточка со словом “художник” вывешивается на доску.
У. Можете ли вы определить, опираясь на словосочетание “художественная школа”, какого возраста был художник? (Выясняется, что это мальчик, лет десяти.)
У. Мы определили и другого главного героя.
Четвёртый блок слов(читается “ цепочкой”)
словеса
холщовый
стельная (корова)
шевиотовый (костюм)
чахлый
смрад
щеголь
буравил (землю)
матёрый (волк)
норовит
Значение подчёркнутых слов выясняется, опираясь на знания детей.
2 и 3 группы самостоятельно с помощью карточек, где дано толкование некоторых слов, сопоставляют их со словами на доске, записывают слова с доски в карточки.
КАРТОЧКА:
………… — льняная ткань, обычно грубой выделки.
…………- мягкая, слегка ворсистая ткань для верхней одежды
………… — вонь, отвратительный запах.
………… — настойчиво стремиться сделать что-нибудь.
…………- вянущий, слабый
…………- полный сил, крепкий, достигший зрелости.
…………- любящий наряжаться. Нарядно одетый человек.
В это время учитель работает с 1-й группой.
С доски читают слова с пометами, сначала по слогам, затем целым словом:
вы/во/ра/чи/ва/я
вгля/ды/ва/ясь
рас/плас/тав/шись
лю/бо/пыт/ство
за/вер/нув/шей/ся
при/спо/соб/ле/ни/е
вы/пра/ви/лась
как ни в чём не бывало
Проверка 2 и 3 групп.
На доске запись: Пускать пыль в глаза.
У. Объясните смысл высказывания.
Как называются такие высказывания? (Фразеологизмы).
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
Вопрос перед чтением:
- Кто же такой Вася Пигусёв?
Читает учитель и ученики 3-й группы до слов : “… не спим зря, не дремлем”.
Вопросы после прочтения:
- Кто же такой Вася Пигусёв? Какой он?
- Как звали мальчика-художника?
- Чем он занимался на природе?
- Какое впечатление оставил прослушанный отрывок?
- Что больше всего понравилось, запомнилось?
- Интересно ли вам узнать, что будет дальше?
- Как вы думаете, какие отношения устанавливаются между мальчиками?
VI. ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА
На доске вопросы для групп:
1 группа:
- Что послужило поводом для начала разговора между мальчиками?
- Что делал на природе Коля? Найти ответ в тексте.
Способ чтения — несколько предложений вслух цепочкой под контролем учителя, далее – шёпотное чтение, поиск ответов на вопросы.
2 группа:
- О каких своих способностях рассказал Коле пастушок?
- Отметить предложение, где описывается внешность Васи.
Способ чтения – шёпотное.
3 группа:
Продолжает читать текст дальше: часть, где описывается борьба Васи с волком. Подготавливает выразительное чтение отрывка, помечает интересные, необычные слова мальчика.
Проверка: ответы на вопросы
- Как вы объясните слова Васи: “ Не спим зря, не дремлем”?
- Какую картинку вы нарисовали бы к этой части рассказа? (Словесное рисование).
- Сравните ваши представления с иллюстрацией на доске.
- Понравилось ли вам как Коля пляшет? Докажите словами из текста.
VII. ЧТЕНИЕ 2-Й ЧАСТИ
Читают ученики 3-й группы. Ученики 1 и 2 групп следят за чтением по учебнику, отмечают непонятные слова.
Вопросы после прочтения:
- Почему Вася стал рассказывать о случае с волком?
- Как получилось, что Вася встретился с волками?
- Найдите и прочитайте предложение, где показывается, что волки появились неожиданно.
- Перескажите, как Васе удалось одолеть волка.
- Как вы думаете, было ли страшно Васе? Докажите предложением из текста. Как бы вы повели себя на его месте?
- Как называется вид речи, на которой построена вся часть? (Монолог).
- Можем ли мы сказать, что в предыдущем отрывке мы наблюдаем такой же вид речи? ( Нет, там был диалог).
- Какие непонятные слова встретились?
VIII. ЧТЕНИЕ 3-Й ЧАСТИ
3 группа читает самостоятельно и готовит вопросы по содержанию.
1 и 2 группы читают “цепочкой”.
ВОПРОСЫ после прочтения (ученики 3-й группы задают свои вопросы), в том числе:
- Как среагировал Вася на предложение Коли нарисовать его?
- Почему Коле захотелось нарисовать Васю?
- Как проходило рисование Васи? Перескажите.
- Можно ли Васю назвать героем? Почему?
- Найдите предложение, в котором заключена главная мысль рассказа. Как вы её объясните?
- На сколько частей можно разделить текст?
Учитель предлагает деформированный план:
- Портрет героя.
- Знакомство мальчиков.
- Поединок с волком.
План коллективно исправляется.
Домашнее задание:
1 группа – Чтение рассказа, ответы на вопросы в учебнике. Составить словесный портрет Васи, краткий пересказ.
2 группа – Чтение рассказа, ответы на вопросы. Подготовить пересказ, близкий к тексту 2-й части от третьего лица. Озаглавить части.
3 группа – Чтение рассказа, пересказ по ролям 3-й части рассказа (инсценирование), подобрать пословицы и поговорки о смелости и отваге.
Задание* (по желанию) – нарисовать к рассказу диафильм.