Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся 11-х классов на уроках алгебры и начал анализа в условиях профильного обучения

Разделы: Математика


В связи с переходом к профильному обучению в старших классах встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса на уроках математики, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Это объясняется направленностью профильного обучения на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Поэтому сегодня в центре внимания педагогов находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов.

Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики:

  1. Позволяет устанавливать интеграционные связи математики с другими образовательными областями (физика, химия, биология, информатика, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний.
  2. Предоставляет возможность многофункциональной подготовки учащихся в новых социально-экономических условиях.
  3. Обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы.
  4. Обеспечивает формирование социально значимых качеств личности.
  5. Способствует реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, как было уже отмечено ранее.

В современной педагогической литературе существует немалое число определений метода проектов в обучении.

В указанном контексте метод проектов – личностно ориентированный способ эффективного выстраивания исследовательской деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Необходимым инструментом метода проектов как способа организации исследовательской деятельности является учебный исследовательский проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного исследовательского проекта.

Под исследовательским проектом мы понимаем деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • мотивация исследовательской деятельности;
  • постановка проблемы;
  • сбор,  систематизация и анализ фактического материала;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка гипотез;
  • доказательство или опровержение гипотез;
  • подготовка к презентации полученных результатов (продукт проекта);
  • презентация;
  • рефлексия.

Учитывая особенности профильного обучения, мы рассматриваем следующую классификацию исследовательских проектов (таблица 1):

Таблица 1

Классификация исследовательских проектов

Основание классификации

Типы проектов

1

2

Количество участников проекта
  1. Индивидуальный.
  2. Парный.
  3. Групповой.
Уровень сложности
  1. Информационный (задания на воспроизведение по образцу).
  2. Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для учащегося).
  3. Творческий (задания, направленные на актуализацию межпредметных знаний).
Содержание проекта
  1. Монопроект.
  2. Межпредметный проект.
Уровень самостоятельности выполнения
  1. Выполняемый совместно с учителем.
  2. Выполняемый совместно с другими учащимися под руководством учителя.
  3. Выполняемый совместно с другими учащимися без руководства учителя.
  4. Выполняемый в основном самостоятельно
Продолжительность выполнения проекта
  1. Мини-проект (1-2 урока).
  2. Краткосрочный (4-6 уроков).
  3. Средней продолжительности (1-4 месяца).
  4. Долгосрочный.

При этом любой проект может быть одновременно, например, индивидуальным, творческим, монопроектом, выполняемым совместно с учителем, то есть представляет собой смешанный тип проекта.

Действительно, в условиях профильного обучения выделенные основания, и соответственно типы проектов являются наиболее эффективными в плане достижения целей самого профильного обучения. А именно:

  1. Проекты, классифицированные по количеству участников, способствуют развитию коммуникабельности, умению работать сообща в различных ситуациях и различных социальных ролях.
  2. Проекты, классифицированные по уровню сложности, являются средством дифференциации и индивидуализации обучения, способствуют формированию умения творчески подходить к решению поставленных проблем.
  3. Проекты, классифицированные по содержанию, в рамках профильного обучения играют особую роль в реализации прикладной направленности начал анализа, позволяют учитывать при организации учебного процесса межпредметные связи, особенности того или иного профиля.
  4. Проекты, классифицированные по уровню самостоятельности, способствуют формированию потребности самостоятельно приобретать необходимые знания, и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, а также формированию умения самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения.
  5. Проекты, классифицированные по продолжительности выполнения, способствуют более детальному, подробному изучению проблемы проекта, что в свою очередь, обеспечивает углубленное изучение предмета.

Для организации учебного процесса на уроках алгебры и начал анализа особую роль играет учет специфики каждого из профильных направлений. А метод проектов – один из наиболее эффективных способов такой организации.

В связи с этим целесообразно выделить следующие направления реализации метода проектов как одного из способов организации исследовательской деятельности учащихся на уроках алгебры и начал анализа:

  1. Изучение нового материала.
  2. Решение практико-ориентированных задач на применение дифференциального и интегрального исчисления.
  3. Обобщение, систематизация и практическое применение изученного материала.

Модель организации метода проектов на уроках алгебры и начал анализа в рамках профильного обучения  можно представить следующим образом (рис. 1):

 

Рис. 1   Модель организации метода проектов на уроках алгебры и начал анализа в условиях профильного обучения

В основе поэтапной реализации спроектированной модели лежит модель совместно-распределенной деятельности учителя и учащихся в процессе работы над проектами, представленная в таблице 2.

Таблица 2

Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся в процессе работы над проектами

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

1. Накопление фактов

1.1. Актуализация знаний, умений

Организация деятельности учащихся по выявлению ориентировочной основы – исходные знания и способы действий, необходимые для выполнения исследовательского проекта. Определение каждым учащимся собственной ориентировочной основы (исходные знаний и способы действий)

1.2. Создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача

Выбор задачи, содержащей проблему. Участие в постановке проблемной задачи.

1.3. Постановка проблемы

Фиксация затруднений. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

2. Выдвижение гипотез

2.1. Сбор фактического материала

Задание направления проведения испытаний, посредством указаний, чертежей, пояснений и т.п. Изучение соответствующей учебной или специальной литературы, проведение испытаний, попыток решения частных проблем, варьирование числовыми данными, изменение каких-либо параметров исходной задачи. Возможно выдвижение гипотез.

2.2. Систематизация и анализ полученного материала

Указание способа систематизации фактического материала. Определение способа систематизации материала и непосредственно систематизация и анализ полученного материала с помощью таблиц, диаграмм, схем, графиков и т.п. Возможно выдвижение гипотез.

2.3. Выдвижение гипотез

Организация процесса самостоятельной записи гипотезы на математическом языке. Выявления особенностей уже систематизированного фактического материала. Окончательное формулирование гипотез.

3. Проверка истинности доказательством

3.1. Проверка гипотез

Консультирование учащихся по необходимости. Организация дополнительного испытания. Проверка истинности гипотез посредством проведения еще одного испытания.

3.2. Доказательство или опровержение гипотез

Консультирование учащихся по методу убывающих подсказок. Проводят доказательство выдвинутых гипотез в обобщенном виде.

4. Построение теории (продукта проекта)

4.1. Построение выводов, заключений

Осуществление консультации по построению проекта. Обобщение и систематизация полученной в процессе исследовательской деятельности информации.

4.2. Подготовка к презентации полученных результатов

Оформление полученной информации в виде продукта, наполненного образовательным смыслом (опорный конспект, задачник…).

5. Выход в практику

5.1. Презентация

Организация презентации учащимися результатов исследовательских проектов. Презентация учащимися результатов исследовательских проектов.

5.2. Рефлексия

Обобщение и резюмирование полученных результатов.

Самооценка деятельности.

Определение содержания корректировочной работы с учетом полученных результатов.

Восстановление последовательности выполненных действий.
Изучение продукта проекта с точки зрения его эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.
Осуществление взаимооценки, самооценки.
Выдвижение гипотез по отношению к будущей деятельности.
Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

При этом в спроектированной модели деятельность учителя заключается в организации исследовательской работы учащихся, чтобы они самостоятельно «пришли» к решению основополагающего вопроса проекта, представив результаты в виде конечного продукта (презентация, буклет, бюллетень, газета, статья, задачник и т.п.).

Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов (с учетом выделенных этапов исследовательского проекта) включает в себя три основные этапа: мотивационный (мотивация исследовательской деятельности, постановка проблем), операционно-познавательный (сбор, систематизация и анализ фактического материала, выдвижение гипотез, проверка гипотез, доказательство или опровержение гипотез, подготовка к презентации полученных результатов), рефлексивно-оценочный (презентация, рефлексия).

На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого результата (продукта проекта), распределение учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта.

На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения   гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт.

На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта.

Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача учителя – создать условия для включения школьника в деятельность, направленную на самостоятельной выдвижение гипотез и на поиск их доказательств.

Таким образом, использование метода проектов на уроках математического анализа в рамках профильного обучения позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, добиваясь тем самым глубокого и надежного усвоения изучаемого материала, а также способствует достижению требований современного информационного общества.