Слово «технология» происходит от греческого слова «techne» – искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка технология - это совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс.
Классификация педагогических технологий. (Разработана Г.К.Селевко):
По уровню применения выделяются технологии общепедагогические, частно методические (предметные) и локальные (модульные).
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и др.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические.
По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развиваюшие.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные и др.
По типу организации и управления познавательной деятельностью.
По способам, методам и средствам обучения различают технологии; догматические, репродуктивные, творческие и др.
По категории обучающихся.
К технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении относится метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Учебный проект определяется как нежесткое сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.
Основным принципом разработки личности – ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Урок – основной элемент образовательного процесса.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку:
Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих задач;
применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Особенность нынешнего этапа в развитии образования заключается в смене знаниевой парадигмы на познаниевую, то есть в перемещении акцентов с наполнения репродуктивными знаниями. Поворот от образования «для всех» к образованию «для каждого» как основа поворота к личности учащегося, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, творческому потенциалу.