Цели и задачи:
- проверить знания учащихся по теме “Угол”, познакомить с новой единицей измерения (градус) и прибором для измерения углов;
- составить алгоритм измерения угла;
- используя алгоритм измерения угла, научиться измерять разные виды углов;
- развивать умение анализировать и систематизировать знания;
- воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи, аккуратность и точность.
Первый урок – урок изложения нового материала.
I. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового в виде теста с выбором правильного ответа
Стороны угла – это:
а) отрезки;
б) лучи;
в) прямые.
2. На рисунке 1 изображен угол:
а) Е;
б) EFD;
в) FDE.
3. На рисунке 2 изображено:
а) 3 угла;
б) 5 углов;
в) 6 углов
II. Объяснение нового материала с обязательным структурированием материала в виде плана, схемы, конспекта
1. Мотивация
Учебник стр. 142. На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка.
– Сравните два задания:
1) Определите, какой из двух данных отрезков
больше и на сколько?
2) Определите, какой из данных углов больше и на
сколько?
– Сможете ли вы выполнить оба задания полностью?
– Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?
В результате обсуждения ставятся цели и задачи урока, записывается тема.
– Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:
- знать, какой прибор служит для измерения углов;
- знать единицу измерения углов.
2. Лабораторная работа: “Измерение углов”.
– Для измерения углов применяют транспортир.
При измерении углов, как и при измерении любых
величин, выбирают единицу измерения и
устанавливают, сколько раз она содержится в
данном угле. Углы измеряются в градусах. Градусом
называют долю
развернутого угла. На шкале транспортира
отложены углы в 1о, поэтому с его помощью
можно измерить на плоскости любой угол,
выраженный в градусах.
Если вы посмотрите на транспортир, то заметите
два ряда чисел. Один ряд начинается с 0° и
заканчивается 180°. Другой ряд начинается со 180° и
заканчивается 0°. Измеряя угол, надо правильно
выбрать числовой ряд.
– Совместите центр транспортира с вершиной угла и стороной угла так, чтобы луч прошел через метку на транспортире 0° (180°).
– Определите, через какую отметку на транспортире проходит второй луч. (Правильно выберите числовой ряд!)
– Перед вами два угла. Измерьте их. Если транспортир наложен на угол, то нужно воспользоваться рядом чисел, начинающихся с 0°.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
- CED меньше прямого угла.
- DOC больше прямого угла.
CED – острый. CED = 60°.
DOC – тупой. DOC = 130°
3. Составление схемы ориентировочной основы действия.
В результате фронтальной работы на доске
постепенно составляется алгоритм < Приложение
1 >.
На основе полученных результатов, вносятся
дополнения в опорный конспект предыдущего урока.
[6]
III. Репродуктивное ( первоначальное) закрепление
1. Индивидуальная работа.
Задание 1. Измерьте углы. Учащимся выдаются карточки, на которых изображены 4 угла с наложенными на них транспортирами.
2. Фронтальная работа с проверкой по методу “да–нет”
Метод “да–нет”
На доске слева записывается “Да” , справа – “Нет”. Учитель просит поднять левую руку (Да) тех, кто согласен, или правую (Нет) – кто не согласен. Все учащиеся отвечают одновременно и однократно, а значит вполне определенно. После поднятия рук можно продолжить объяснение или обсудить полученные ответы.
Задание 2. По какому рисунку можно определить величину угла с помощью транспортира, а по какому – нет? Почему? [5]
Задание 3. Олег измерил угол MON по алгоритму:
- Совместить вершину угла с центром транспортира.
- Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.
- Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.
В результате у него получилось, что MON = 30° . Прав ли он? Если нет, то объясни, в чем его ошибка? [5]
IV. Тренировочное закрепление
1. Индивидуальная работа
Задание. Измерьте углы. Учащимся выдается карточка, на которой изображены 6 углов разной градусной величины.
2. Контроль теоретических знаний и подведение итогов урока.
Задание. Найди верные высказывания. Из соответствующих им букв составь название единицы измерения.
(Ответ: ГРАДУС)
1) Углы измеряют с помощью линейки. 2) Углы измеряют с помощью транспортира. 3) Единицы измерения углов – килограммы. 4) Единицы измерения углов – градусы. 5) 1о равен части развернутого угла. 6) Развернутый угол имеет градусную меру 180°. 7) Острый угол меньше развернутого. 8) Прямой угол имеет градусную меру 90°. 9) Тупой угол больше развернутого. |
Ж |
Дети в тетрадях записывают ответ и поднимают
руку. Учитель проверяет первые 5 работ и поощряет
детей календариками, открытками, наклейками и
т.п. Если использовать такой вид проверки
систематически, то накопленные призы детям можно
обменять на “пятерку”, заранее предупредив
детей об ее эквиваленте.
Для тех учащихся, которые быстрее выполняют
задания в течение урока, можно предложить
дополнительное задание, которое можно оценить и
проверить после урока, кроссворд < Приложение
3 > .
3. Домашнее задание: § 29. Алгоритм и опорный конспект. № 522, 524 . Задания на измерение углов. № 526 (б, в). Определить, какую часть развернутого угла составляют данные углы.
Второй урок – урок проверки знаний, умений и навыков
I. Проверка знаний учащихся по изучаемой теме
1. Учебник. Упражнение № 520.
Задание: Вычислить устно и выбрав правильный ответ, заполнить таблицу. Зашифрованное слово – название инструмента, который служит для измерения углов. (Ответ: ТРАНСПОРТИР)
1) 26 + 33 Е. 69; Т. 59; К. 58. 2) 58 – 34 3) 18 . 3 4) 42 : 7 5) 15 . 5 6) 32 – 16 |
7) 36 . 4 А. 72; И. 96; О. 144. 8) 72 : 9 9) 44 + 56 10) 280 : 4 11) 35 . 20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2. Работа в парах. Проверка знаний алгоритма измерения углов, знание опорного конспекта.
II. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме
1. Самостоятельная работа 29.2 [2]
2. Самопроверка.
Самостоятельная работа заканчивается за 5 минут до конца урока. Ученики в рабочей тетради записывают ответы ко всем заданиям. Когда работы будут сданы учителю, открываются верные ответы.
3. Домашняя работа: § 29. Учебник. Контрольные задания, стр. 146.
Урок по теме “Построение углов с помощью транспортира”
Цели и задачи:
- проверить знания учащихся по теме “Измерение углов”;
- составить алгоритм для построения угла; используя алгоритм построения угла;
- научиться строить разные виды углов;
- развивать умение анализировать и систематизировать знания;
- воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи, аккуратность и точность.
I. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового
1. Работа в парах
Задание: Заполнить пропуски в алгоритме измерения угла. (Проводится взаимопроверка.)
2. Повторение опорного конспекта.
Учащиеся выполняют задания и затем сдают на листочках записанный ответ учителю.
Задание: Найти верные высказывания. Из соответственных им букв составь название столицы одного из африканских государств.
Р – угол в 56° острый.
О – угол в 94° прямой.
К – угол в 138° тупой.
Д – угол в 110° развернутый.
А – угол в 90° прямой.
И – угол в 3° острый.
(Ответ: КАИР)
II. Объяснение нового материала с обязательным структурированием материала в виде плана, схемы, конспекта
1. Составление схемы ориентировочной основы действия.
В результате фронтальной работы на доске постепенно составляется алгоритм построения угла. < Приложение 2 >.
2. Практическая работа.
Задание: Построить данные углы. 1) 30°, 2) 155°.
Практическая работа проводится на нелинованной бумаге. По окончании работы учащиеся проверяют в парах друг у друга работы, но сдадут их в конце урока учителю.
3. Выполнение упражнений из учебника.
Задание № 527 (в, е) Построить угол, градусная мера которого равна части прямого или развернутого угла.
Задание выполняется на том же нелинованном листе бумаги.
Задание № 528 (б, в) Вычисление градусной величины угла как целого по его части.
III. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме
1. Тест “Угол. Измерение углов”. [3] Два варианта.
2. Домашнее задание: § 29. Алгоритмы и опорный конспект. № 523 (начертить углы), 527(а, б, г, д), 528 (а, б)
Литература:
1. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. “Математика. 5 кл.”: Учебник, М: Мнемозина, 2004 г.
2. И.И.Зубарева, М.С.Мильштейн и др. “Самостоятельные работы в V–VI классах”. Журнал “Математика в школе” № 10. 2005 г.
3. С.А.Пушкин, И.Л.Гусева, А.О.Татур. “Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля”. Лаборатория аттестационных технологий МИОО, “Интеллект-центр”, Москва, 2004 г.
4. Рей Алан, Мартин Вильямс. “Математика на 5”. М.: АСТ-пресс, 1996 г.
5. Л.Г.Петерсон. “Математика. 3 класс”, часть 4, М: С-ИНФО, БАЛЛАС, 1996 г.
6. Л.Воронина. “Опорные конспекты для 5–6 классов”, см.: Библиотека “Первого сентября”, “Я иду на урок” М. 1999 г.