"Трехоконная система построения практической работы за компьютером" на уроках информатики

Разделы: Информатика


Введение

На уроках информатики мы часто испытываем необходимость в использовании дифференцированного подхода. Разнообразие мотиваций к изучению предмета, различный уровень начальной подготовки детей, отсутствие или наличие персонального компьютера дома – всё это является первопричиной многих проблем, возникающих на занятии. Столкнувшись с этими проблемами, мне как учителю пришлось искать пути их решения.

Для любого учителя информатики не секрет, что наличие компьютера дома у ученика сильно влияет на уровень его готовности к восприятию учебного материала. Азы тем, входящих в курс информатики средней школы, такие как “Основы работы в операционной системе”, "Работа с текстовыми и графическими редакторами", "Технология создания презентации" и некоторые другие ученики могут освоить самостоятельно и, при стандартном изложении материала на уроке, откровенно скучать. В это же время, их сверстники, не имеющие компьютера дома, только начинают осваивать навыки работы за ним в школьном компьютерном классе и требуют к себе повышенного внимания учителя.

Эта ситуация порождает ряд проблем, игнорировать которые невозможно.

Мне как учителю следует так построить каждый урок, чтоб увлечь материалом детей продвинутого уровня, указать им моменты данной темы, ускользнувшие от их внимания, озадачить какой-либо проблемой, заставить искать пути её решения и тем самым углубить и повысить уровень их знаний или же направить их знания в помощь учителю, назначив “помощниками учителя” (при условии успешной сдачи темы).

С другой стороны, нужно не обделить вниманием детей, находящихся на начальном этапе освоения компьютерных технологий, создать комфортную для них атмосферу на уроке, предотвратить возможный конфликт между ними и учащимися, уже владеющими компьютером, снять страх перед техникой (такие дети часто боятся что-либо испортить или поломать).

Обозначив педагогическую проблему, я обратилась к методическим разработкам, посвящённым этой теме, провела их анализ и наметила для себя возможные пути её разрешения.

В рамках осуществления дифференцированного подхода к преподаванию информатики мною была разработана “Трёхоконная система построения практической работы за компьютером” и внедрён принцип взаимообучения на уроках.

Методика применения трёхоконной системы на уроках информатики

В чём заключается предлагаемая мною трёхоконная методика?

Часть урока ребёнок проводит один на один с компьютером. Перед ним  – три окна. Первое окно содержит в себе теоретическую базу сведений (“Теоретическое окно”), второе окно – формулировки практических задач (“Окно-задания”), третье окно предназначено для самостоятельной работы учащихся (Приложение 1, Приложение 2).

Использовав такую методику, мною были разработаны уроки по следующим темам: “Основы работы в операционной системе”, “Технологии обработки текста текстовым редактором MS Word”, “Технологии обработки графики”, “Технологии создания презентаций редактором MS PowerPoint”, “Основы языка HTML”, “Технологии обработки числовой информации редактором MS Excel”. Занятия по данной методике ведутся 4-й год во всех параллелях классов нашей гимназии, изучающих информатику (9–11-е классы). Некоторые темы разрабатывались мною совместно с учащимися.

Традиционно школьники привыкли добывать теоретические сведения из учебников. Системное изложение теории является базой для формирования практически важных умений и навыков. Однако организация работы с теоретическим материалом по учебникам не всегда позволяет решить все задачи учебного курса. Безусловно, традиционная форма знакомства с теорией имеет и свои плюсы, которые заключаются, к примеру, в том, что печатное представление материала даёт возможность детально изложить сложные аспекты, донести до аудитории объёмный материал. Однако книжная форма подачи теории имеет ряд отрицательных свойств.

Во-первых, изложение теории в учебнике недостаточно наглядное, да и материал, имеющий отношение к компьютерным технологиям, быстро устаревает. Во-вторых, детям приходится в процессе практической деятельности обращаться к книгам при возникновении затруднений. Это создаёт определённые неудобства в работе. Кроме того, материал в учебных пособиях зачастую сложен для восприятия, что приводит к снижению интереса к предмету. В-третьих, в одной группе всегда присутствуют дети разного уровня подготовленности, воспринимающие один и тот же материал по-разному. Поэтому самостоятельной работы с теоретическим материалом почти во всех случаях оказывается недостаточно. Учителю приходится объяснять новую тему в классе. Традиционные теоретические занятия не отличаются высокой степенью наглядности. Процесс подготовки плакатов и схем является трудоёмким, тем более, что раз созданные наглядные материалы трудно изменить, приспособить под потребности определённого класса. От этого страдает ясность изложения материала. Изучение теории посредством чтения учебника и объяснения учителя достаточно пассивно. Ученики оказываются объектами, а не субъектами учебной деятельности.

Перечисленных проблем достаточно, чтобы задуматься об альтернативном способе подачи нового теоретического материала. На мой взгляд, возможность благополучно разрешить возникающие противоречия предоставляет использование компьютера для ознакомления детей с теорией.

Теоретический материал излагается в отдельном окне, к которому каждый ребёнок может обращаться по мере необходимости самостоятельно определяя, когда и как ему работать с теорией. Таким образом, снимается проблема несоответствия учебной программы и уровня развития ученика.

Уже не вызывает сомнений тот факт, что все дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, особенно по такому предмету как информатика. Кто-то с раннего детства привык общаться с компьютером и печатать научился раньше, чем читать и писать. Другие же впервые сели за клавиатуру только в школьном компьютерном классе. Понятно, что эти дети требуют разного подхода. Необходимо предоставить более сильным ученикам возможность сдавать известный им материал и переходить к новому, либо осваивать тот же материал на более высоком уровне. Подготовленным ученикам неинтересно слушать объяснения учителя, более слабым же, наоборот, может оказаться недостаточно выслушать инструкции к работе один раз. Все эти трудности снимаются введением так называемого “теоретического окна”. Продвинутые учащиеся могут вообще не обращаться к нему, отстающие же получают возможность дополнительного ознакомления с необходимыми сведениями. “Теоретическое окно” позволяет учащимся связать теорию и практику воедино. Таким образом, преодолевается проблема взаимоизолированности теории и практики. Учебные статьи перестают быть для учеников абстрактными непонятными догмами, превращаясь в необходимую для выполнения конкретных заданий информацию. Дети освобождаются от бездумного запоминания всех подряд сведений и обучаются навыку пользоваться нужными источниками информации и применять полученные знания при выполнении заданий. Алина Бинеева в “Настольной книге школьного учителя” [1] говорит: “Сегодня мало просто передать ученикам определённую сумму знаний, тем более сумма та всё время увеличивается с постоянно возрастающим потоком информации. Надо дать нашим детям умения самим добывать необходимые (а не все подряд) знания. [2] А мы отбираем у них справочную литературу, как только они к ней потянулись, то есть в момент выполнения самостоятельных заданий”. Но, как восклицает автор, – “зачем давать самостоятельные работы на простое воспроизведение учебника, да ещё наизусть?” [3]

Система “теоретических окон”, на мой взгляд, как нельзя более соответствует идее отказа от бездумного заучивания наизусть и перехода к грамотному использованию справочного материала.

Учитель в этом случае выполняет координирующую и консультирующую функции. Он отвечает на дополнительные вопросы, возникающие у учеников, контролирует выполнение заданий, может посоветовать учащимся обратиться к тому или иному теоретическому разделу.

Дополнительная форма работы на уроках, организованных подобным образом – это назначение консультантов среди учеников, справившихся со своими заданиями. Это, во-первых, реализует индивидуальный подход и к продвинутым учащимся класса, а во-вторых, даёт возможность предоставить дополнительную дозу внимания и, следовательно, индивидуализировать подход к отстающим учащимся. Так реализуется первая ипостась индивидуального подхода – обеспечение вниманием каждой конкретной личности на занятии. Вторая ипостась – взаимодействие каждого ученика со своим средством обучения, в нашем случае, – с компьютером. Это позволяет ребёнку предельно сконцентрироваться на работе и предупреждает потери времени.

Оригинальным приёмом моей методики является внедрение теории в практическую деятельность ученика. Известно, что дети мало внимания уделяют информации отвлечённого характера: историческим данным, техническим характеристикам и прочее. Они стараются избежать чтения подобных разделов учебника. В подобных ситуациях я стараюсь включать важные разделы в практические задания на работу с текстом. Например, перед детьми ставится задача отформатировать текст, разделив его на абзацы, выделив зелёным курсивом основную мысль каждого абзаца и красным полужирным шрифтом основную мысль всего текста, озаглавить текст, соответствующим образом отформатировав заголовок. Очевидно, что ребёнок не выполнит задания, детально не проработав текста, следовательно, он запомнит важный вопрос, даже не ставя перед собой такую задачу. К примеру, для форматирования учащимся на одном из заключительных уроков по MS Word был предложен текст о редакторе электронных таблиц MS Excel, следующей учебной теме.

Способы применения методики трёхоконной системы на практике

Для большей наглядности данной методики, приведу пример конкретного урока с использованием 3хоконной системы (Приложение 1).
Образцы других уроков можно увидеть на сайте www.marybell17.narod.ru.

Предлагаемая в качестве примера тема “Основные принципы работы в операционной системе MS Windows XP. Работа в окнах. Настройки пользовательского интерфейса” рассчитана на 2 урока и изучается в 9-м классе. Дидактической целью урока является знакомство с основными принципами работы в MS Windows, устройством и функционированием окон, панелью задач, контекстным меню, меню “Пуск”, понятиями: рабочий стол, обои рабочего стола, заставка, курсор, GUI, техника Drag&drop, ярлык, папка, файл.

Урок реализует такие развивающие цели как развитие способности выполнять алгоритмические инструкции, анализировать ситуацию, сопоставлять частное и целое. Среди воспитательных целей урока выделяются следующие: развитие самодисциплины и способности к чёткому выполнению инструкций; воспитание способности к работе в группе по методике взаимообучения в рамках дифференцированного подхода к обучению.

Методические приёмы ведения урока: слово учителя, самостоятельная работа с электронным учебником, беседа, комментированная работа, взаимопроверка.

Построение урока с введением новой методики практически не меняется, особенно на первых этапах работы. Занятие начинается с организационного момента, призванного мобилизовать внимание школьников, создать мотивацию к действиям на уроке. На следующем этапе учитель переходит к проверке домашнего задания, актуализируя знания, необходимые для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания происходит в виде фронтального опроса:

1. Назовите известные вам операционные системы.
2. Назовите известные вам версии Windows, не являющиеся самостоятельными операционными системами.
3. Назовите версии операционной системы Windows для рабочих групп и для отдельной рабочей станции.
4. Какая операционная система установлена на компьютерах в нашем классе?
5. Что такое многозадачная операционная система? Приведите примеры.
6. Что такое многопользовательская операционная система? Приведите примеры.

В качестве технологической подготовки к изучению новой темы учитель создаёт проблемную ситуацию, формируя установку на запоминание и практическое применение новых знаний. Затем учащиеся обращаются к электронному учебнику. Детям, имеющим навыки работы на компьютере, разрешается сразу перейти к выполнению практических заданий. Выполнив все задания и познакомившись со всеми понятиями, обозначенными в файле с теорией, ученик сдаёт индивидуальный зачёт. Успешно сдавшие зачёт ученики назначаются консультантами и оказывают помощь одноклассникам. Вопросы для сдачи индивидуального зачёта предлагаются учащимся заранее, что соответствует так называемому “принципу открытости обучения”.

Знаменателен тот факт, что материалы урока могут быть адаптированы для конкретного класса, каждого отдельного ученика, что актуально для реализации принципа индивидуального подхода.

В каждом классе можно выделить аудиалов, то есть людей, которые успешнее воспринимают информацию на слух, кинестетиков, то есть людей опирающихся при восприятии на действия, и визуалов, успешнее воспринимающих информацию зрительно. [4] Очевидно, что эти дети по-разному подойдут к работе с электронным учебником, что позволит им получить информацию, опираясь на ведущий входной канал восприятия. Визуалы начнут с чтения теории, кинестетики – с выполнения практики, а аудиалы предпочтут прослушать дублирующее объяснение учителя. Такой подход к индивидуализации образовательного процесса способствует созданию наилучших условий для раскрытия способностей каждого ребёнка.

Заключение

Итак, на основе анализа авторской методики внедрения многооконной системы в практику преподавания информатики в школе, а также в результате практической преподавательской деятельности на принципах данной методики я пришла к следующим выводам:

  • Внедрение в ход урока работы с “теоретическим окном” позволяет индивидуализировать обучение каждого конкретного ребёнка;
  • Система “теоретических окон” позволяет отказаться от бездумного заучивания материала и научить детей грамотно пользоваться справочной литературой.
  • Оригинальным приёмом данной методики является включение теоретических текстов в качестве объектов практической деятельности учащихся.
  • Данная методика позволяет реализовывать основные положения гуманистического подхода в обучении, в том числе идеал бесконфликтного обучения.
  • Среди преимуществ разработанной методики выделяется система поощрений сильных учащихся.
  • Индивидуализация образовательного процесса достигается также назначением консультантов для слабых учащихся из числа сильных. Использование локальной сети на уроках предотвращает потери времени и обеспечивает непрерывное общение учителя с каждым учеником.
  • Трёхоконная система на уроках информатики обеспечивает индивидуальный подход к учащимся с разным ведущим входным каналом восприятия: аудиалам, визуалам, кинестетикам.

Ссылки:

1. А. Бинеева. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. – Ростов-на-Дону. 2003. – с.41.
2. Там же. – с. 41
3. Там же. – с.42.
4. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. – М., 2002 г.