Главная дидактическая цель урока: показать, в результате чего произошла смена эпох.
Цели:
- Обучающие: сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого как решительное изменение всех форм общественной и государственной жизни, вызванных усилившимися контактами России со странами Европы и стремлением нашей страны быть частью общеевропейской политики.
- Воспитывающие: показать события, которые определили важный поворот Российской истории.
- Развивающие: содействовать развитию познавательного интереса к предмету по средством активного взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
Оборудование:
- CD запись фрагмента музыкального произведения Чайковского “Щелкунчик. Марш”.
- Слайды с видами Санкт-Петербурга.
- Толковые словари.
- Жетоны для оценки работы детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап (3 минуты)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оформляет доску перед уроком. Организует эмоциональный настрой на урок. |
Выполнение опережающего домашнего задания. Включение в работу. |
Скрипят века и запинаются об даты.
Сыны полка, простые хмурые солдаты.
Они идут – гранит застыл на лицах.
Века идут, векам не спится.
С. Ахмедзянов
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (7 минут)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Установливает понимание актуальности
выбранной темы, обеспечивает осознание поставленных задач. Подводит учеников к формулировке темы урока. |
Вступительное слово учащихся. Отвечют на вопросы учителя. |
– Мы начали с вами изучение истории лишь в этом году. Но как много вы уже успели узнать за прошедшие уроки. И как всегда урок по новой теме мы начинаем с “реки времени”. Именно её течение даёт нам возможность заглянуть в различные уголки истории, которые вам пока ещё не известны.
Стр. 26. Посмотрите, “река” делает резкий поворот ударяясь о скалы. Это означает, что в российской истории наступает переломный момент. Наша с вами задача на уроке узнать, почему “река времени” сделала поворот и какие события определили начало нового времени в истории нашей страны.
Начинается показ слайдов с видами Санкт-Петербурга под музыку П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик. Марш”(Приложение 3).
– Вам знаком этот город? Однажды наши герои Анюта и Илюша тоже побывали в нашем городе. Гуляя по улицам, они восхищались красотой и великолепием Санкт-Петербурга. В нашем городе действительно очень красиво, но представьте себе, что 300 лет назад на этом месте были дремучие леса и непроходимые болота. Всё изменилось, когда в начале XVIII века царь Пётр I решил построить здесь город. Благодаря преобразованиям Петра, Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (она записана на доске заранее).
III. Овладение содержанием учебного материала (15 минут)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организует диалог по изучению
содержания материала урока. Активизирует
учащихся на размышления. Обеспечивает согласованную работу. Предлагает выполнить задание. |
Работают индивидуально по иллюстрациям
учебника. Демонстрируют знания в области истории полученные при самоподготовке к уроку. Выполняют работу на заданную тему. |
Спрашивает ученик:
– А зачем Пётр решил построить в таком месте город?
Отвечает ученик:
– Я читал(а), что до Петра Россия была отрезана от моря землями других государств.
– Верно, у России не было флота, и ей трудно было торговать с другими странами. Россияне были мало знакомы с научными открытиями и изобретениями, известными в Европе. Наша страна начинала отставать от наиболее сильных и развитых государств. Петр понимал это и решил, что надо что-то менять. С каких же преобразований Петр начал строительство новой России?
Дети отвечают по одному (тезисы записываются на доске):
1. ОН СОЗДАЛ НОВЫЕ АРМИЮ И ФЛОТ.
2. ПО ЕГО ПРИКАЗУ СТРОИЛИ ЗАВОДЫ И МАСТЕРСКИЕ.
3. ПЕЧАТАЛИ КНИГИ И ГАЗЕТЫ.
– А, что же сам Пётр, только руководил?
Дети отвечают по одному: (тезисы записываются на доске):
1. ОН БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ПРАВИТЕЛЕМ, НО И СОЛДАТОМ.
2. ОН БЫЛ МОРЯКОМ.
3. ОН БЫЛ СТРОИТЕЛЕМ.
– Но при этом он не жалел ни себя, ни своих подданных.
Стр.28. Работа по картинам из жизни простых людей в петровское время.
– Кем мог быть человек, которому вручают мундир? С кем он расставался, когда его забирали на службу? Что ещё интересного вы узнали при подготовке к уроку? (При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог в неё вернуться только инвалидом. Крестьяне и горожане согнанные на заводы и строительства были приписаны к ним и не могли их покинуть.)
– Почему же Петр I не жалел ни себя ни своих подданных проводя реформы? Прочитаем вывод в учебнике.
– Что вы можете сказать о землях по берега Балтийского моря? (В начале XVII века земли принадлежали королевству Швеция. Пётр начал войну за Балтийское побережье. Россия одержала победу и вышла на морские просторы.)
– Здесь, в устье реки Невы 27 мая 1703 года (на доске) Пётр основал город – Санкт-Петербург (Приложение 4). Запомните эту дату. Эта дата основания нашего города. Кто знает, почему Пётр так назвал город?
Дети читают отрывок из поэмы Пушкина “Медный всадник”. (Приложение 1)
– Чем стал город для России?
Отвечают дети:
1. ГОРОД СТАЛ НОВОЙ СТОЛИЦЕЙ.
2. СЮДА ПРИБЫВАЛИ ТОРГОВЫЕ СУДА ПОД ФЛАГАМИ РАЗНЫХ СТРАН.
Учитель читает отрывок из поэмы Пушкина “Медный всадник”(Приложение 1)
– У России появляется свой флаг, который поднимали на торговых кораблях (иллюстрация). Военные моряки громили шведский флот под Андреевским флагом (иллюстрация).
С 1721 г. Петр становится ИМПЕРАТОРОМ, а Россию стали называть ИМПЕРИЕЙ. Наступили новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
(Все новые слова записаны на доске. Лексическое значение слов – см. Приложение 2).
– Вот он (фото и иллюстрация) Пётр Великий – основатель нашего города и преобразователь России. Всю свою жизнь но учился и заставлял учиться других. Он знал множество ремёсел, говорил на нескольких иностранных языках, управлял кораблём, был великим полководцем.
– О чём мечтал Пётр? Прочитаем об этом в учебнике (стр.31).
IV. Закрепление знаний и рефлексия (10 минут)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Подводит итоги урока. Организует самооценку деятельности на уроке. Дает информацию и инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Оценивают результаты своей
деятельности. Повторяют ключевые слова. |
– Откройте тетради на стр. 25. Давайте поможем Анюте и Илюше запомнить всё то, о чём вы сегодня говорили на уроке.
- Задание 1. Вставить в текст пропущенные слова(один ученик читает предложение, все остальные хором произносят главное слово)
- Задание 2. Тест. Выбери правильный ответ.
- Задание 3. Правильно раскрасьте корабли и флаги. .российского флота. Определите, какой корабль является военным, а какой – торговый.
– Вот на этом я бы и хотела закончить наш урок. Какой главный вывод вы сделаете из сегодняшнего урока? (Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы/)
– Назовите главные слова нашего урока. (РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЁТР I и др.)
V. Домашнее задание
– Дома, с помощью книг узнайте больше о Петре I, о его характере, привычках и делах. Подумайте, могут ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?
VI. Завершение урока. Оценка деятельности учащихся (5 минут)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивает деятельность учащихся в
целом и отдельных учащихся индивидуально. Благодарит учащихся за урок. |
Дают оценку своей деятельности при помощи жетонов. |
– А сейчас сосчитайте количество жетонов, которые вы заработали на уроке. У кого их больше всего, получают оценку “отлично” за урок и поощрение в виде картинки. Всем остальным хочу пожелать активнее работать на уроках, не бояться и не стесняться отвечать.
– Я благодарю всех за урок.