Урок производственного обучения по теме: "Образование дефектов при обрезинивании кордов. Предупреждение дефектов"

Разделы: Общепедагогические технологии


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Заслушивание рапорта дежурного. Проверка наличия спецодежды и письменных принадлежностей.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний

Деятельность мастера

Деятельность учащихся

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Контроль за пропиткой и обрезиниванием кордов и тканей”. Тема урока: “Образование дефектов при обрезинивании кордов. Предупреждение дефектов”.
– Откройте тетради, запишите число и тему, которая написана на доске.
– Цель нашего урока – сформировать у вас знания дефектов обрезиненных кордов. Используя ранее полученные знания о технологическом процессе, нужно будет установить причины возникновения дефектов и предложить меры по их предупреждению.
– На этом уроке вы еще раз убедитесь в том, на сколько работа контролера шинного производства важна и ответственна. От его добросовестного отношения к работе зависит качество и себестоимость выпускаемой продукции. Основная задача контролера – предупреждение брака, и вы, как будущие работники предприятия, всегда должны это помнить.
– Чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним предыдущий материал.
– По технологии шинного производства вы проходили изготовление резиновых смесей. Вспомните, что такое резиновая смесь, и каким документом сопровождается отпуск резиновой смеси в цехе – потребители.  Об отпуске смесей мы с вами говорили на наших уроках как производственного обучения, когда изучали работу подготовительного цеха.
– Скажите, какие данные указываются в паспорте на резиновую смесь.


– Ответьте, пожалуйста, для чего предназначена линия КЛК-2-170.
– А теперь я попрошу вас назвать оборудование на линии обрезинивания корда.








– С какой целью пропитанный корд подают в малую сушильную камеру?
– Вспомните, на каком оборудовании производится обрезинивание корда.
– Подумайте и скажите, для чего производят разогрев резиновой смеси перед подачей на каландр.
– Расскажите о температурном режиме разогрева резиновой смеси.




– Для чего на линии обрезинивания предусмотрены охладительные барабаны?

– Вспомните, с какой целью перед каландром устанавливается ширительно-центрирующее устройство.

– А сейчас я раздам вам карточки, на которых вы выполните графический диктант. На графике отмечайте номера вопросов.
1. Шифр резиновой смеси для обрезинивания кордов 2НК.
2. Для измерения температуры валков применяют манометр.
3. Компенсатор служит для создания запаса кордов.
4. В паспорте на резиновую смесь должен стоять штамп “Годен”.
5. Для обрезинивания корда можно использовать не разогретую резиновую смесь.
6. Срок хранения пропитанных капроновых кордов 5 суток.
7. Термическая обработка капронового корда состоит из процессов вытяжки и нормализации.
– Теперь поменяйтесь карточками между собой и проверьте графики. На доску вывешиваю график для самоконтроля.
– Объясняю критерий оценок за правильные ответы:
  • 7 ответов – 5

  • 5-6 ответов – 4

  • 3-4 ответов – 3

  • 1-2 ответов – 2

Слушают.




Делают записи в тетрадях.




Слушают.













Отвечают:
– Резиновая смесь это однородная смесь на основе каучука и ингредиентов. В цехе – потребители резиновая смесь отпускается с паспортом.




– Указывается номер поддоне, шифр резиновый смеси, смена, номер резиносмесителя, на котором выпущена это смесь, смена, номера заправок, показатели пластичности и должен стоять штампы лаборатории качества “годен”.
– На линии КЛК-2-170 производят пропитку и обрезинивание корда.

– Раскаточное устройство.
– Стыковочный пресс.
– Компенсатор раскатки.
– Малая сушильная камера.
– Ширительно-центрирующее устройство.
– Два трех валковых каландра.
– Охладительные барабаны.
– Компенсатор закатки.
– Закаточное устройство.
– В малой сушильной камере пропитанный корд досушивают до влажности не более 1,5%, чтобы улучшить качество сцепления пропитанного корда и резины.
– Обрезинивание корда производят на двух-трех валковых каландрах, установленных навстречу друг другу.
– Резиновую смесь разогреют, чтобы обеспечить обрезинивание кордов.

– Резиновая смесь перед подачей в зазор каландра разогревают на агрегате из двух вальцов. Время разогрева 5–10 минут, температура валков 50–60 градусов С. Снижение температуры ухудшает разогрев резиновой смеси, а чрезмерное повышение приводит к подвулканизации. Температура резиновой смеси, снимаемой с вальцов, должна быть не менее 70–80 градусов С.
– При обрезинивании корда на каландре температура достигает 100–150 градусов С. Чтобы обрезиненный корд не подвулканизовался и не прилип к прокладке, его охлаждают на охладительных барабанах до температуры 25–30 градусов С
– Ширительно – центрирующее устройство уменьшает усадку по ширине корда.



Да
Нет














Меняются карточками, проверяют.



Учащиеся ставят оценки и комментируют их.

III. Объяснение нового материала

– Сегодня мы рассмотрим, почему возникают дефекты обрезиненного корда. При обрезинивании задействована целая линия и сбой в работе какого-нибудь одного агрегата или узла может привести к образованию дефекта. Дефекты могут быть выявлены как на самой линии, так и при раскрое корда на заготовительном участке.
Показываю образцы дефектов обрезиненного корда; называю их и раздаю бригадам.
  1. – оголение,
  2. – разряжение,
  3. – кромка,
  4. – недопрессовка,
  5. – складка поперечная,
  6. – залип по кромке,
  7. – отклонение по толщине,
  8. – переплетение

– Теперь каждая бригада называет свой дефект, причины возникновения и, проанализировав их, называет меры предупреждения их. А другая бригада внимательно слушает и потом дополняет ответ или соглашается с ним.
1. Дефект “оголение”, что является причиной его возникновения?
– Теперь подумайте, проанализируйте причины и назовите меры предупреждения меры предупреждения этого дефекта.


2. Дефект “Разряжение” нитей корда. Что является, причиной его возникновения и сразу назовите меры предупреждения.


3. Дефект “Кромка”. Что может привести к образованию этого дефекта и как можно этот дефект предупредить?

4. Дефект “Недопрессовка”. Что приводит к возникновению этого дефекта, и какие меры надо предпринимать, чтобы его не было.




Следующий, 5-й дефект – “Складка” поперечная. Из-за чего она может возникнуть?




6-й дефект “Залип по кромке”. Какие причины приводят к образованию этого дефекта и как его можно избежать?



7-й дефект “Отклонение по толщине”. Что является причиной его возникновения и как можно предупредить этот дефект.


Следующий дефект “Переплетение” нитей корда. Подумайте, что может привести к его возникновению и как предупредить.


9-й дефект “Горелая”. Что приводит к возникновению этого дефекта и как его предупредить.



10-й дефект – “Налипы пропиточного состава”. Что является причиной его возникновения.




Следующий дефект “Рубка”. Скажите, от чего он может возникнуть и как можно его предупредить.


– Как вы думаете, что должен делать контролер на линии обрезинивания, если он обнаружил, что идет дефект.

Слушают.







Внимательно рассматривают.












Слушают.

Отвечают:

– Причиной является неравномерная подача резиновой смеси, неудовлетворительная работа питателя каландра, использование жестких или холодных резиновых смесей. Для предупреждения этого дефекта надо следить за регулярной подачей резиновой смеси питателем каландра, равномерным разогревом смеси на вальцах, не допускать использования жестких смесей.
– Причиной “разряжения” является рваный уток, неудовлетворительная работа ширительно-центрирующей установки или свободная нить на корде. Чтобы предупредить “разряжение” надо отрегулировать работу ШЦУ и использовать качественный корд.
– Этот дефект возникает при использовании термообработанных кордов с рваной кромкой или с провисанием. Чтобы предупредить этот дефект, надо использовать бездефектные корда.
– “Недопрессовка” возникает при несоблюдении температурного режима на каландре, при низком натяжении полотна перед каландром, повышенной влажности корда, неправильного перекоса валков, сбросе давления при прохождении стыка. Для предупреждения этого дефекта надо соблюдать температурный режим на каландре, создавать необходимое натяжение полотна перед каландром, обрезинивать только хорошо просушенный корд, регулировать перекос валков.
– “Складки” образуются из-за перекоса полотна при неисправном компенсаторе, перекосе направляющего лотка, износе бобин, при использовании не перемотанной прокладки и небрежной заправке корда в рулон. Для предупреждения “складок” необходимо следить за исправностью компенсатора и направляющего лотка, за износом бобин, использовать перемотанную прокладку, не допускать небрежной заправки корда в рулон.
– “Залип по кромке” возникает из-за неудовлетворительной работы центрирующего устройства, использования не перемотанной прокладки или из-за плохого состояния прокладного полотна. Надо отрегулировать центрирующее устройство, использовать перемотанную прокладку в хорошем состоянии.
– “Отклонение по толщине возникает из-за неравномерной скорости, частых остановов линии, нерегулярного питания каландра, перекоса валков каландра. Чтобы избежать этого дефекта, надо поддерживать равномерную скорость, не допускать частых остановок линии, следить за регулярностью питания каландра и прекосом валков каландра.
– “Переплетение возникает при неравномерном натяжении кордного полотна, перекоса валков, чрезмерной прессовки карда, завышенной фрикции волков каландра. Надо контролировать равномерность натяжения кордного полотна и перекос валков. Не допускать чрезмерной прессовки корда и завышенной фрикции.
– Дефект “Горелая” возникает при несоблюдении температурного режима на каландре, на вальцах, из-за низкого качества резиновой смеси. Чтобы предупредить – надо соблюдать температурный режим на вальцах и на каландре, выдерживать необходимое время разогрева и использовать качественную резиновую смесь.
– К “налипам пропиточного состава” приводит плохое перемешивание пропиточного состава, остановы на линии термообработки, грязные ролики на линии термообработки, грязная проточная ванна. Чтобы не возникал дефект “налипы пропиточного состава” надо контролировать перемешивание пропиточного состава, не допускать остановы линии пропитки, своевременно чистить ролики и пропиточную ванну.
– “Рубка возникает при провисании корда, нарушении синхронности скорости валков каландра. Плохая работа натяжного ролика. Не допускать провисания корда, нарушения синхронности скорости валков каландра. Следить за работой натяжного ролика.
– Контролер должен составить акт, и поставить в известность мастера цеха.

– К чему приводит не своевременное принятие мер по устранению причин появления дефектов. – Это приводит к материальному ущербу завода. Хотя бракованные корда перерабатываются в товары народного потребления (коврики), это ведет к лишним затратам, т.к. стоимость резиновых ковриков ниже стоимости автопокрышек. В итоге себестоимость автопокрышек возрастает.
– Для безопасной работы контролер кордной линии должен соблюдать правила техники безопасности.
– Что должен делать контролер перед началом работы?
Слушают.

– Должен явится на рабочее место за 15 минут до начало смены одетым в спец одежду. Спецодежда не должна иметь развевающихся и свисающих концов. Получить от сменщика информацию за предыдущую смену. О всех замеченных недостатках доложить мастеру ОТК и не приступать к работе до их устранения.

– Какие требования безопасности должен соблюдать контролер во время работы?








– Если вы заметили нарушение правил техники безопасности или опасность для окружающих, как вы поступите?
– Что должен сделать контролер при возникновении пожара?



– Что должен сделать контролер при несчастном случае?





Раздаю инструкционные карты.

– Внимательно посмотрите на инструкции, вы ими будете пользоваться при выполнении самостоятельной работы в цехе.
В одной карте даны все данные самоконтроля по работе линии обрезинивания текстильного корда, в другой перечислены дефекты обрезиненного корда, причины возникновения и меры предупреждения.
А теперь переверните инструкционные карты и закрепим новый материал.
Перечислите дефекты, которые вы запомнили.


– Теперь подумайте и скажите, по какой основной причине образуются дефекты обрезиненного корда?
– Сейчас мы пойдем в каландровый цех, где вы будете самостоятельно контролировать процесс обрезинивания корда по приборам КИП и А.
Первая бригада будет контролировать работу стыковочного пресса и температуру в малой сушильной камере.
Вторая бригада – температуру валков каландров и температуру охладительных барабанов.
– Контролер должен выполнять только ту работу, которая предусмотрена его технологической инструкцией. Контролеру запрещается: производить отбор образцов пропитанных и обрезиненных кордов с рулонов, измерять калибр обрезиненного корда. Образцы отбирает бригадир кордной линии. Нельзя определять уровень пропиточного состава в ванне прикосновением руки, заходить за ограждения кордной линии и прикасаться к находящимся в движении частям оборудования. Все режимы контролировать только по показаниям приборов, установленных на линии. Нельзя находиться под поднятым грузом, прикасаться к электрооборудованию, наступать на электрические провода, лежащие на полу.
– Надо предупредить нарушителя, окружающих, старшего контрольного мастера ОТК.

– Контролер обязан окриком оповестить окружающих. Немедленно сообщить о загорании в пожарную охрану. Сообщить, что горит, фамилию, имя, отчество передавшего сообщение. Сообщить администрации цеха и в диспетчерский отдел.
– Оказать пострадавшему первую доврачебную помощь. Принять меры к сохранению той обстановки, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает здоровью и жизни окружающих. Сообщить старшему мастеру, под руководством которого работает пострадавший, о несчастном случае. При необходимости вызвать скорую помощь по телефону 23-03.
Дать в письменном виде подробные показания о том, при каких обстоятельствах произошел несчастный случай.

Слушают

Изучают



Запоминают


– Оголение, разряжение, кромка, недопрессовка, складки, залип по кромке, отклонение по толщине, переплетение, горелая, налипы пропиточного состава, рубка.
– В основном все дефекты образуются из-за нарушения технологии пропитки и обрезинивания и неисправности оборудования, поэтому надо строго соблюдать технологию обработки корда и производить профилактический ремонт оборудования.


Слушают, запоминают.

IV. Формирование новых навыков, приемов и способ профессиональной деятельности (текущий инструктаж).

Мастер наблюдает за работой учащихся.

а) Первичный обход учащихся с целью:

  • расстановки учащихся по рабочим местам;
  • организации рабочего места;
  • применение правил техники безопасности.

б) Индивидуальный инструктаж с целью:

  • дополнительного разъяснения работы;
  • оказания помощи при выполнении задания.

в) Вторичный обход рабочих мест учащихся с целью:

  • проверки правильности выполнения задания;
  • применения техники безопасности;
  • использования учащимися приемов самоконтроля при контроле обрезки корда.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.



Учащиеся проверяют работу оборудования по приборам КИП и А.



Слушают, повторяют, запоминают.


Смотрят, запоминают.


Записывают показания приборов, сверяют с таблицей. Учащиеся работают в застегнутых халатах, косынках.


Сверяют с таблицами в каландровом цехе.

V. Применение умений и навыков (заключительный инструктаж).

VI. Домашнее задание

– Оформить в тетради инструкционные карты и повторить тему “дефекты обрезиненных кордов”.

Мастер объявляет о достижении цели урока, указывает на ошибки и лучшие работы, соблюдения техники безопасности. Поясняет оценки за самостоятельную работу.

Записывают задание.



Слушают.

Приложение