ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Заслушивание рапорта дежурного. Проверка наличия спецодежды и письменных принадлежностей.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний
Деятельность мастера |
Деятельность учащихся |
|
– Сегодня мы продолжим изучение
темы “Контроль за пропиткой и обрезиниванием
кордов и тканей”. Тема урока: “Образование
дефектов при обрезинивании кордов.
Предупреждение дефектов”. – Откройте тетради, запишите число и тему, которая написана на доске. – Цель нашего урока – сформировать у вас знания дефектов обрезиненных кордов. Используя ранее полученные знания о технологическом процессе, нужно будет установить причины возникновения дефектов и предложить меры по их предупреждению. – На этом уроке вы еще раз убедитесь в том, на сколько работа контролера шинного производства важна и ответственна. От его добросовестного отношения к работе зависит качество и себестоимость выпускаемой продукции. Основная задача контролера – предупреждение брака, и вы, как будущие работники предприятия, всегда должны это помнить. – Чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним предыдущий материал. – По технологии шинного производства вы проходили изготовление резиновых смесей. Вспомните, что такое резиновая смесь, и каким документом сопровождается отпуск резиновой смеси в цехе – потребители. Об отпуске смесей мы с вами говорили на наших уроках как производственного обучения, когда изучали работу подготовительного цеха. – Скажите, какие данные указываются в паспорте на резиновую смесь. – Ответьте, пожалуйста, для чего предназначена линия КЛК-2-170. – А теперь я попрошу вас назвать оборудование на линии обрезинивания корда. – С какой целью пропитанный корд подают в малую сушильную камеру? – Вспомните, на каком оборудовании производится обрезинивание корда. – Подумайте и скажите, для чего производят разогрев резиновой смеси перед подачей на каландр. – Расскажите о температурном режиме разогрева резиновой смеси. – Для чего на линии обрезинивания предусмотрены охладительные барабаны? – Вспомните, с какой целью перед каландром устанавливается ширительно-центрирующее устройство. – А сейчас я раздам вам карточки, на которых вы выполните графический диктант. На графике отмечайте номера вопросов. 1. Шифр резиновой смеси для обрезинивания кордов 2НК. 2. Для измерения температуры валков применяют манометр. 3. Компенсатор служит для создания запаса кордов. 4. В паспорте на резиновую смесь должен стоять штамп “Годен”. 5. Для обрезинивания корда можно использовать не разогретую резиновую смесь. 6. Срок хранения пропитанных капроновых кордов 5 суток. 7. Термическая обработка капронового корда состоит из процессов вытяжки и нормализации. – Теперь поменяйтесь карточками между собой и проверьте графики. На доску вывешиваю график для самоконтроля. – Объясняю критерий оценок за правильные ответы:
|
Слушают. |
|
III. Объяснение нового материала |
||
– Сегодня мы рассмотрим, почему
возникают дефекты обрезиненного корда. При
обрезинивании задействована целая линия и сбой в
работе какого-нибудь одного агрегата или узла
может привести к образованию дефекта. Дефекты
могут быть выявлены как на самой линии, так и при
раскрое корда на заготовительном участке. Показываю образцы дефектов обрезиненного корда; называю их и раздаю бригадам.
– Теперь каждая бригада называет свой дефект,
причины возникновения и, проанализировав их,
называет меры предупреждения их. А другая
бригада внимательно слушает и потом дополняет
ответ или соглашается с ним. |
Слушают. |
|
– К чему приводит не своевременное принятие мер по устранению причин появления дефектов. | – Это приводит к материальному ущербу завода. Хотя бракованные корда перерабатываются в товары народного потребления (коврики), это ведет к лишним затратам, т.к. стоимость резиновых ковриков ниже стоимости автопокрышек. В итоге себестоимость автопокрышек возрастает. | |
– Для безопасной работы контролер
кордной линии должен соблюдать правила техники
безопасности. – Что должен делать контролер перед началом работы? |
Слушают. – Должен явится на рабочее место за 15 минут до начало смены одетым в спец одежду. Спецодежда не должна иметь развевающихся и свисающих концов. Получить от сменщика информацию за предыдущую смену. О всех замеченных недостатках доложить мастеру ОТК и не приступать к работе до их устранения. |
|
– Какие требования безопасности должен
соблюдать контролер во время работы? – Если вы заметили нарушение правил техники безопасности или опасность для окружающих, как вы поступите? – Что должен сделать контролер при возникновении пожара? – Что должен сделать контролер при несчастном случае? Раздаю инструкционные карты. – Внимательно посмотрите на инструкции, вы ими будете пользоваться при выполнении самостоятельной работы в цехе. В одной карте даны все данные самоконтроля по работе линии обрезинивания текстильного корда, в другой перечислены дефекты обрезиненного корда, причины возникновения и меры предупреждения. А теперь переверните инструкционные карты и закрепим новый материал. Перечислите дефекты, которые вы запомнили. – Теперь подумайте и скажите, по какой основной причине образуются дефекты обрезиненного корда? – Сейчас мы пойдем в каландровый цех, где вы будете самостоятельно контролировать процесс обрезинивания корда по приборам КИП и А. Первая бригада будет контролировать работу стыковочного пресса и температуру в малой сушильной камере. Вторая бригада – температуру валков каландров и температуру охладительных барабанов. |
– Контролер должен выполнять
только ту работу, которая предусмотрена его
технологической инструкцией. Контролеру
запрещается: производить отбор образцов
пропитанных и обрезиненных кордов с рулонов,
измерять калибр обрезиненного корда. Образцы
отбирает бригадир кордной линии. Нельзя
определять уровень пропиточного состава в ванне
прикосновением руки, заходить за ограждения
кордной линии и прикасаться к находящимся в
движении частям оборудования. Все режимы
контролировать только по показаниям приборов,
установленных на линии. Нельзя находиться под
поднятым грузом, прикасаться к
электрооборудованию, наступать на электрические
провода, лежащие на полу. – Надо предупредить нарушителя, окружающих, старшего контрольного мастера ОТК. – Контролер обязан окриком оповестить окружающих. Немедленно сообщить о загорании в пожарную охрану. Сообщить, что горит, фамилию, имя, отчество передавшего сообщение. Сообщить администрации цеха и в диспетчерский отдел. – Оказать пострадавшему первую доврачебную помощь. Принять меры к сохранению той обстановки, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает здоровью и жизни окружающих. Сообщить старшему мастеру, под руководством которого работает пострадавший, о несчастном случае. При необходимости вызвать скорую помощь по телефону 23-03. Дать в письменном виде подробные показания о том, при каких обстоятельствах произошел несчастный случай. Слушают Изучают Запоминают – Оголение, разряжение, кромка, недопрессовка, складки, залип по кромке, отклонение по толщине, переплетение, горелая, налипы пропиточного состава, рубка. – В основном все дефекты образуются из-за нарушения технологии пропитки и обрезинивания и неисправности оборудования, поэтому надо строго соблюдать технологию обработки корда и производить профилактический ремонт оборудования. Слушают, запоминают. |
|
IV. Формирование новых навыков, приемов и способ профессиональной деятельности (текущий инструктаж). |
||
Мастер наблюдает за работой учащихся. а) Первичный обход учащихся с целью:
б) Индивидуальный инструктаж с целью:
в) Вторичный обход рабочих мест учащихся с целью:
|
Учащиеся выполняют
самостоятельную работу. Учащиеся проверяют работу оборудования по приборам КИП и А. Слушают, повторяют, запоминают. Смотрят, запоминают. Записывают показания приборов, сверяют с таблицей. Учащиеся работают в застегнутых халатах, косынках. Сверяют с таблицами в каландровом цехе. |
|
V. Применение умений и навыков (заключительный инструктаж). |
||
VI. Домашнее задание |
||
– Оформить в тетради инструкционные
карты и повторить тему “дефекты обрезиненных
кордов”. Мастер объявляет о достижении цели урока, указывает на ошибки и лучшие работы, соблюдения техники безопасности. Поясняет оценки за самостоятельную работу. |
Записывают задание. Слушают. |