Конкурс состоит из двух туров.
I. Игра-путешествие по Байкалу.
II. Игра “Поле чудес”.
Участники: школьники 3-7 классов.
I тур.
Игра-путешествие по Байкалу.
Цели: Активизировать знания детей в изучении озера Байкал, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, работать в группе, распределять задания внутри группы, формировать осознание детьми богатства Байкала и влияние человека на природу Прибайкалья.
Участники: 7 команд по 3 человека.
Жюри:
- Победители олимпиады по Байкаловедению,
- Учителя географии, байкаловедения,
- Родители.
Жюри оценивает выступление команд по 5 балльной шкале.
Оценочный лист.
команды
Параметры | 1 К. | 2 К. | 3 К | 4 К | 5 К | 6 К | 7 К |
Достоверность | |||||||
Качество выступления | |||||||
Участие всей команды | |||||||
Дополнения к ответу другой команды |
Задания участникам путешествия:
- Листвянка.
- Порт Байкал.
- Поселок Култук.
- Бухта Песчаная.
- Остров Ольхон.
- Ушканьи острова.
- Кругобайкальская железная дорога.
Задания распределяются по жеребьевке между участниками. Срок выполнения: 2 недели. Для подготовки учащиеся могут использовать предложенные видеофильмы и литературу.
Фильмы об озере Байкал.
- За баргузинским соболем – Автор. В. Белинский
- Из Сибири – в Сибирь – Сценарий Голованова А. И. , оператор Ландин Г. А.
- Славное море – священный Байкал. – производство Центральной студии документальных фильмов
- Путешествие на Байкал – очарованные льдом. На японском языке
- Голубое око Сибири. Великобритания
- Берег бурых медведей. Сценарий Голованова А. И.
- Вокруг Байкала. Буряты на берегах Байкала.
- Мир живой Природы. Ж. Кусто.
- Колодец планеты. Авторский фильм Фиалкова ВюА. Уникальные подводные съемки
- Свидание с Байкалом. За байкальским тайменем. Студия русская рыбалка. Москва
Литература.
- Брянский В. П. Памятники природы. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983.
- Вокруг Байкала. Путеводитель. Мини-энциклопедия. Авт. сост. С. Волков.
- Волна. Экологический информационно-методический журнал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 1997- 2001.
- Вкладыш к ежеквартальному экологическому журналу “Волна” №1 2001.
- Гусев О. К. Священный Байкал: Альбом. - М. Агропромиздат, 1986 иллюстрации. (Заповедные земли Байкала), фотографии автора.
- Гусев О. К. Вокруг Байкала. М. Советская Россия, 1979.
- Гусев О. К. На очарованном берегу. – М. : советская Россия, 1990.
- Кузеванова Е. Н. Олимпиада по байкаловедению. Сборник материалов / Обл. юнош. б-ка им. И. П. Уткина. - Иркутск 2002.
- Орхидеи Байкала, Иркутск – 2002.
- Серия карт детского журнала “Сибирячок”. Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 - 2002
- Сибирячок. Детский журнал. Иркутск. 1992 – 2006
- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Научно-художественное издание. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Составители Асламова С. Н. , Сергиенко С. М. 2002. Быченко Т. М.
Подготовка: до проведения игры в классе проводится деление участников на группы, между которыми распределяются задания. Задача групп – познакомиться с месторасположением, с особенностями растительного и животного мира данного участка и подготовить яркое, интересное, красочное сообщение по выбранной теме. Сама игра представляет собой отчет групп перед ребятами. При необходимости группы консультируются с учителями, библиотекарем, принимают помощь родителей.
Оборудование: места для 7 команд-участников путешествия, гостей. Музыкальное сопровождение, карта Байкала. Макет автобуса, дрезины, катера, поезда. Названия остановок: Листвянка, порт Байкал, Кругобайкальская железная дорога, п. Култук, Бухта Песчаная, остров Ольхон, Ушканьи острова/. Книги о Байкале, фотографии, видеофильмы Байкальского музея, видеофильм “Колодец планеты” слайды, сообщения детей.
Ведущий. Начинаем наше путешествие из г. Усть-Илимска в город Иркутск /пользуемся макетом и картой /. Затем по живописной лесной дороге на автобусе доезжаем до поселка Листвянка. Здесь наша первая остановка.
Выступление 1 команды. Она рассказывает, почему такое название у поселка, сообщает о находящемся в поселке Лимнологическом музее. Для рассказа команда использует видеокассеты, слайды, иллюстрации.
Ведущий. На катере мы переплываем порт Байкал.
Выступление 2 команды. Она рассказывает об этом месте, о необходимости создания порта. Команда использует фотографии, слайды.
Ведущий. Затем на дрезине мы едем по Кругобайкальской железной дороге.
Выступление 3 команды. Она рассказывает о строительстве железной дороги, ее туннелях, арках, используя фотографии.
Ведущий: 4 команда знакомит с поселком Култук в Баргузинском заливе.
Ведущий – Из Култука на катере мы плывем в бухту Песчаная.
Выступление 5 команды. Она рассказывает о бухте, ее особенностях.
Ведущий. Из бухты Песчаной отправляемся на о. Ольхон.
6 команда знакомит нас с островом. Его животным и растительным миром.
Ведущий. С острова Ольхон плывем к Ушканьим островам. Эти места известны как места массовых лежбищ нерпы.
7 команда уже готова знакомить нас с обитателями Ушканьих островов.
Автобусом возвращаемся в г. Иркутск и поездом отправляемся до г. Усть-Илимска. Во время путешествия используем музыкальные фонограммы. По необходимости маршрут может быть другим.
Команды, набравшие наибольшее количество баллов, занявшие 1, 2, 3 места принимают участие во II туре.
II тур
Игра “Поле Чудес”
Цели: Расширить знания об обитателях о. Байкал, развивать умение пользоваться научной литературой, бережно относиться к природному богатству, учить разумному природопользованию.
Оборудование. Барабан с буквами для игры, музыкальный ключ, фонограммы с песнями о природе, ответы на вопросы, /заранее написанные плакаты со словами:
Нерпа, белек, голомянка, отдушина, лежбище, заяц-ушкан. Ушканьи, логово, хоровина, отнырок, медведь, бухта Песчаная, о. Ольхон, эпишура, орел, соболь/
В игре участвуют победители “Игры-путешествия по Байкалу”. Сообщаются правила игры – такие же, как в телеигре “Поле чудес”. Ведущий предупреждает болельщиков о важности соблюдения тишины.
В конце игры поздравления победителей.
I тур.
- Эндемичное животное, единственное млекопитающее открытых вод озера Байкал /нерпа/
- Как называются детеныш нерпы? /белек/
- Основная пища нерпы? /голомянка/
Игра со зрителями.
Для дыхания в сплошном льду толщиной около метра нерпа изготовляет при помощи мощных когтей особое приспособление. Как оно называется? /отдушина/
II тур.
- Место отдыха нерпы /лежбище/.
- Как называют нерпу на Байкале? /заяц – ушкан/
- Острова, где располагаются самые богатые лежбища нерпы. /Ушканьи/
Игра со зрителями.
Полуовальная снежная нора, связанная с водой и неприметная снаружи, где живет нерпа. /логово/
Игра со зрителями.
Что за рыбка-невеличка,
Меньше вашей рукавички,
Бледно-розова, нежна,
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьем жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка?
Эта рыбка - … (ГОЛОМЯНКА)
III тур.
- Как называется жир нерпы вместе со шкурой? /хоровина/
- Предмет, за счет которого осуществляется связь логова нерпы с водой. / отнырок/
- Один из основных врагов нерпы в естественных условиях /медведь/
Игра со зрителями.
Одни пасутся в чистом поле,
Другие плавают на воле.
Одних по всей земле встречали,
Другие водятся в Байкале.
Широкий лоб, приличный хвост,
Как их название - вопрос. (БЫЧКИ).
IV тур
- Этот зверь типичный хищник и питается в основном мышевидными зверьками, разными птицами. Не брезгует ягодами, орехами кедра, насекомыми, время охоты – сумерки, но зимой он постоянно промышляет днем и ночью. В апреле приносит потомство. Убежище располагается в пустотелых корнях деревьев. В россыпях камня и других укромных местах. Зовется этот царь – Царь мехов. (СОБОЛЬ).
- Птица, особо почитаемая бурятами. По легендам, это родной сын “Хозяина” острова Ольхон. (ОРЕЛ)
- Молодь омуля питается этими животными, они создают основу планктона на Байкале. (ЭПИШУРА).
Суперигра.
- Самый теплый залив на Байкале. /Бухта Песчаная /
- Самый большой остров Байкала. /Ольхон/
По итогам игры участники награждаются памятными призами и дипломами.
Конкурс “Знатоки Байкала” (Приложение)
Литература.
- Статьи из Информационно-методического журнала “Волна” Общественной Сети Экологического Образования 2000 –2005 г.
- Материалы журнала “Сибирячок” 2002-2006 г.