Конкурс "Знатоки Байкала"

Разделы: Внеклассная работа


Конкурс состоит из двух туров.

I. Игра-путешествие по Байкалу.

II. Игра “Поле чудес”.

Участники: школьники 3-7 классов.

I тур.

Игра-путешествие по Байкалу.

Цели: Активизировать знания детей в изучении озера Байкал, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, работать в группе, распределять задания внутри группы, формировать осознание детьми богатства Байкала и влияние человека на природу Прибайкалья.

Участники: 7 команд по 3 человека.

Жюри:

  • Победители олимпиады по Байкаловедению,
  • Учителя географии, байкаловедения,
  • Родители.

Жюри оценивает выступление команд по 5 балльной шкале.

Оценочный лист.

команды

Параметры 1 К. 2 К. 3 К 4 К 5 К 6 К 7 К
Достоверность              
Качество выступления              
Участие всей команды              
Дополнения к ответу другой команды              

Задания участникам путешествия:

  1. Листвянка.
  2. Порт Байкал.
  3. Поселок Култук.
  4. Бухта Песчаная.
  5. Остров Ольхон.
  6. Ушканьи острова.
  7. Кругобайкальская железная дорога.

Задания распределяются по жеребьевке между участниками. Срок выполнения: 2 недели. Для подготовки учащиеся могут использовать предложенные видеофильмы и литературу.

Фильмы об озере Байкал.

  • За баргузинским соболем – Автор. В. Белинский
  • Из Сибири – в Сибирь – Сценарий Голованова А. И. , оператор Ландин Г. А.
  • Славное море – священный Байкал. – производство Центральной студии документальных фильмов
  • Путешествие на Байкал – очарованные льдом. На японском языке
  • Голубое око Сибири. Великобритания
  • Берег бурых медведей. Сценарий Голованова А. И.
  • Вокруг Байкала. Буряты на берегах Байкала.
  • Мир живой Природы. Ж. Кусто.
  • Колодец планеты. Авторский фильм Фиалкова ВюА. Уникальные подводные съемки
  • Свидание с Байкалом. За байкальским тайменем. Студия русская рыбалка. Москва

Литература.

  1. Брянский В. П. Памятники природы. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983.
  2. Вокруг Байкала. Путеводитель. Мини-энциклопедия. Авт. сост. С. Волков.
  3. Волна. Экологический информационно-методический журнал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 1997- 2001.
  4. Вкладыш к ежеквартальному экологическому журналу “Волна” №1 2001.
  5. Гусев О. К. Священный Байкал: Альбом. - М. Агропромиздат, 1986 иллюстрации. (Заповедные земли Байкала), фотографии автора.
  6. Гусев О. К. Вокруг Байкала. М. Советская Россия, 1979.
  7. Гусев О. К. На очарованном берегу. – М. : советская Россия, 1990.
  8. Кузеванова Е. Н. Олимпиада по байкаловедению. Сборник материалов / Обл. юнош. б-ка им. И. П. Уткина. - Иркутск 2002.
  9. Орхидеи Байкала, Иркутск – 2002.
  10. Серия карт детского журнала “Сибирячок”. Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 - 2002
  11. Сибирячок. Детский журнал. Иркутск. 1992 – 2006
  12. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Научно-художественное издание. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Составители Асламова С. Н. , Сергиенко С. М. 2002. Быченко Т. М.

Подготовка: до проведения игры в классе проводится деление участников на группы, между которыми распределяются задания. Задача групп – познакомиться с месторасположением, с особенностями растительного и животного мира данного участка и подготовить яркое, интересное, красочное сообщение по выбранной теме. Сама игра представляет собой отчет групп перед ребятами. При необходимости группы консультируются с учителями, библиотекарем, принимают помощь родителей.

Оборудование: места для 7 команд-участников путешествия, гостей. Музыкальное сопровождение, карта Байкала. Макет автобуса, дрезины, катера, поезда. Названия остановок: Листвянка, порт Байкал, Кругобайкальская железная дорога, п. Култук, Бухта Песчаная, остров Ольхон, Ушканьи острова/. Книги о Байкале, фотографии, видеофильмы Байкальского музея, видеофильм “Колодец планеты” слайды, сообщения детей.

Ведущий. Начинаем наше путешествие из г. Усть-Илимска в город Иркутск /пользуемся макетом и картой /. Затем по живописной лесной дороге на автобусе доезжаем до поселка Листвянка. Здесь наша первая остановка.

Выступление 1 команды. Она рассказывает, почему такое название у поселка, сообщает о находящемся в поселке Лимнологическом музее. Для рассказа команда использует видеокассеты, слайды, иллюстрации.

Ведущий. На катере мы переплываем порт Байкал.

Выступление 2 команды. Она рассказывает об этом месте, о необходимости создания порта. Команда использует фотографии, слайды.

Ведущий. Затем на дрезине мы едем по Кругобайкальской железной дороге.

Выступление 3 команды. Она рассказывает о строительстве железной дороги, ее туннелях, арках, используя фотографии.

Ведущий: 4 команда знакомит с поселком Култук в Баргузинском заливе.

Ведущий – Из Култука на катере мы плывем в бухту Песчаная.

Выступление 5 команды. Она рассказывает о бухте, ее особенностях.

Ведущий. Из бухты Песчаной отправляемся на о. Ольхон.

6 команда знакомит нас с островом. Его животным и растительным миром.

Ведущий. С острова Ольхон плывем к Ушканьим островам. Эти места известны как места массовых лежбищ нерпы.

7 команда уже готова знакомить нас с обитателями Ушканьих островов.

Автобусом возвращаемся в г. Иркутск и поездом отправляемся до г. Усть-Илимска. Во время путешествия используем музыкальные фонограммы. По необходимости маршрут может быть другим.

Команды, набравшие наибольшее количество баллов, занявшие 1, 2, 3 места принимают участие во II туре.

II тур

Игра “Поле Чудес”

Цели: Расширить знания об обитателях о. Байкал, развивать умение пользоваться научной литературой, бережно относиться к природному богатству, учить разумному природопользованию.

Оборудование. Барабан с буквами для игры, музыкальный ключ, фонограммы с песнями о природе, ответы на вопросы, /заранее написанные плакаты со словами:

Нерпа, белек, голомянка, отдушина, лежбище, заяц-ушкан. Ушканьи, логово, хоровина, отнырок, медведь, бухта Песчаная, о. Ольхон, эпишура, орел, соболь/

В игре участвуют победители “Игры-путешествия по Байкалу”. Сообщаются правила игры – такие же, как в телеигре “Поле чудес”. Ведущий предупреждает болельщиков о важности соблюдения тишины.

В конце игры поздравления победителей.

I тур.

  1. Эндемичное животное, единственное млекопитающее открытых вод озера Байкал /нерпа/
  2. Как называются детеныш нерпы? /белек/
  3. Основная пища нерпы? /голомянка/

Игра со зрителями.

Для дыхания в сплошном льду толщиной около метра нерпа изготовляет при помощи мощных когтей особое приспособление. Как оно называется? /отдушина/

II тур.

  1. Место отдыха нерпы /лежбище/.
  2. Как называют нерпу на Байкале? /заяц – ушкан/
  3. Острова, где располагаются самые богатые лежбища нерпы. /Ушканьи/

Игра со зрителями.

Полуовальная снежная нора, связанная с водой и неприметная снаружи, где живет нерпа. /логово/

Игра со зрителями.

Что за рыбка-невеличка,
Меньше вашей рукавички,
Бледно-розова, нежна,
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьем жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка?
Эта рыбка - … (ГОЛОМЯНКА)

III тур.

  1. Как называется жир нерпы вместе со шкурой? /хоровина/
  2. Предмет, за счет которого осуществляется связь логова нерпы с водой. / отнырок/
  3. Один из основных врагов нерпы в естественных условиях /медведь/

Игра со зрителями.

Одни пасутся в чистом поле,
Другие плавают на воле.
Одних по всей земле встречали,
Другие водятся в Байкале.
Широкий лоб, приличный хвост,
Как их название - вопрос. (БЫЧКИ).

IV тур

  1. Этот зверь типичный хищник и питается в основном мышевидными зверьками, разными птицами. Не брезгует ягодами, орехами кедра, насекомыми, время охоты – сумерки, но зимой он постоянно промышляет днем и ночью. В апреле приносит потомство. Убежище располагается в пустотелых корнях деревьев. В россыпях камня и других укромных местах. Зовется этот царь – Царь мехов. (СОБОЛЬ).
  2. Птица, особо почитаемая бурятами. По легендам, это родной сын “Хозяина” острова Ольхон. (ОРЕЛ)
  3. Молодь омуля питается этими животными, они создают основу планктона на Байкале. (ЭПИШУРА).

Суперигра.

  • Самый теплый залив на Байкале. /Бухта Песчаная /
  • Самый большой остров Байкала. /Ольхон/

По итогам игры участники награждаются памятными призами и дипломами.

Конкурс “Знатоки Байкала” (Приложение)

Литература.

  1. Статьи из Информационно-методического журнала “Волна” Общественной Сети Экологического Образования 2000 –2005 г.
  2. Материалы журнала “Сибирячок” 2002-2006 г.