Урок построен на основе авторской методики Г. А. Бакулиной, рассчитанной на осознанное и активное участие школьников в организации урока. Используемые задания ориентированы не только на усвоение программного материала, но и на развитие важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, мышления, речи.
Начиная с мобилизующего этапа, цель которого: обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, повторить ранее изученный материал, совершенствовать речевые и мыслительные способности школьников.
Формулирование учащимися темы и цели урока осуществляется самостоятельно на основе специально подобранных заданий. В данном уроке используются игровые моменты, где ученики определяют слово по алгоритму написания каждой буквы (Обучение письму по методике В. А. Илюхиной. ), сами предопределяют слово, с которым им предстоит познакомиться на уроке частично-поисковым методом, во время которого дети составляют его лексическое значение, находя родовое понятие и существенные признаки предмета, обозначенного новым словом (без употребления соответствующих терминов) .
На следующих этапах урока они также самостоятельно устанавливают содержание своей учебной деятельности. Для этого им приходится выполнять нетрадиционные, поискового характера упражнения и задания, направленные на развитие и совершенствование их важнейших интеллектуальных качеств, от которых в первую очередь зависит их успех в овладении русским языком.
Единая сюжетная линия объединяет этапы всего урока.
Тема: Письмо строчной буквы ф.
Цель:
Учиться писать букву ф и соединения с этой буквой.
Повторить написание изученных букв.
Ход урока.
1. Мобилизующий этап.
Ф С Т
Т Ф С
- Какие 4 перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?
- Что объединяет буквы?
- Какие буквы можем добавить?
- Какие звуки обозначает буква ф?
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
На доске вывешены карточки букв слова фокусник обратной стороной.
- Ребята, вам всем известна игра “Поле чудес”, участники которой отгадывают слово.
- Сейчас вам предстоит узнать каждую букву спрятанного мною слова по алгоритму ее написания.
(у к и о с н)
- Какое слово получилось?
- Посмотрите, какой буквы не хватает, и сформулируйте тему нашего урока.
- Исходя из темы, пользуясь опорными словами, сформулируйте цель.
3. Словарная работа.
- Кто такой фокусник?
(Фокусник – это артист, который демонстрирует фокусы в цирке или на эстраде. )
- Познакомьтесь с ним.
На доске появляется рисунок с изображением фокусника.
- Он пришел не один, а принес с собой птицу.
-Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. (фазан)
-Откройте прописи и произведите звуковой анализ этого слова.
4. Знакомство с новой буквой.
- А теперь знакомимся с буквой.
- Какие знакомые элементы увидели?
- Послушайте алгоритм написания этой буквы.
- Посмотрите, как ее написание будем выполнять по “помощнице”.
- Подготовимся к письму.
Пальчиковая гимнастика.
Дети пишут букву в прописи, комментируя в слух, а затем самостоятельно.
5. Разбор принципа соединения букв.
- В гости не принято ходить с пустыми руками.
- Как вы думаете, фокусник принес нам в подарок:
- Фиалку или бегонию? Почему?
- Флоксы или кактус? Почему?
- Гладиолус или пассифлору?
- Астру или фатоморгану?
На доске появляются изображения цветов.
- Итак, первый фокус.
Картинки с цветами переворачиваются. Там написаны соединения букв.
фл фа фе фо
- Прочитайте соединения букв.
- Назовите буквосочетания, где соединения происходит на середине рабочей строки.
- Напишите их.
- Расскажите о других буквосочетаниях.
- Напишите их.
6. Письмо слов с буквой ф.
1 задание
- Фокусник предлагает вам прочитать слова, написанные в прописи.
- Что их объединяет?
- Какое слово можно исключить по 3 признакам одновременно?
- Запишите по точкам то слово, в котором буква ф обозначает твердый звук.
- Разделите слово на слоги, поставьте ударение.
- Составьте с этим словом предложение, чтобы оно имело смысловую связь с нашим гостем.
2 задание
- А сейчас 2 фокус.
- В оставшихся словах фокусник изменил по одной букве, и твердый звук превратился в мягкий .
- Как вы думаете, какие буквы он поменял, и какие слова получились?
форма фокус
- Что можете сказать о букве о?
- Запишите, комментируя каждое слово.
Физкультминутка.
-Напомню вам, что наш гость выступает на арене цирка. А в цирке часто звучат аплодисменты. Я сейчас буду называть вам слова, имеющие отношение к цирку. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны 3 раза хлопнуть. Вот так. А если нет – движение головой в разные стороны.
- Арена, афиша, артисты, фокусы, звери, птицы, факир, билет, смех, фонарь, радость, фантазия, удовольствие.
- Молодцы! Поаплодируем себе.
3 задание.
- Фокусник хочет, чтобы вы назвали его любимые сладости.
- Вам надо самостоятельно составить слово с помощью условных обозначений. Каждой букве соответствует определенный знак.
- Запишите на свободной строке.
- Подчеркните твердые согласные.
Второе слово.
- В названных мною словах выделите и запомните указанные звуки. - Соедините их между собой.
- В слове зима – мягкий согласный
- В слове лес – гласный звук
- В слове шарф – звук по теме урока
- В слове кубик – звук, обозначающий мягкость предыдущего согласного
- В слове робот – непарный согласный зефир
- Запишите.
- Подчеркните мягкие согласные.
4 задание
- И последнее задание фокусник просит вас сформулировать самостоятельно.
- Что необходимо сделать?
фор фет ма фла бу жок фа фи кел кус ма фир
- Какие слова получились?
- Сформулируйте задание с этими словами, предусматривающее их запись, не забывая о теме урока.
- Запишите только те слова, где буква ф обозначает твердый звук.
7. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Фокуснику очень понравилось, как вы работали на уроке, и он приготовил для вас задание-сюрприз. Допишите буквы и вы прочитаете его послание.
На карточке дана запись слов с недостающими элементами.
Молодец. Умница.
- А в прописи определите, по какому признаку составлены пары и допишите слова по правилу.
Заключение.
По методике Г. А. Бакулиной я работаю 1 год (1 класс). За 7 месяцев дети достигли определенных результатов. В основном у них сформировалась точная, правильная, доказательная речь. Они говорят с желанием, стараются аргументировать свои учебные действия, соображения. Формулируют довольно сложные выводы. У детей заметно повысился интерес к урокам.
Дети с удовольствием выполняют нетрадиционные упражнения. С радостью пускаются в ситуацию поиска.
Структурные этапы по данной методике – привычные (кроме мобилизующего), а содержание, используемые приемы, задания, упражнения каждый раз содержат непредвиденное новое содержание. И практически каждый этап урока в русле методике становится творческим и для учителя, и для ученика.
Осуществляется полноценное, интеллектуальное, целенаправленное развитие школьников.