Урок письма в 1-м классе: нестандартно и эффективно

Разделы: Начальная школа


Урок построен на основе авторской методики Г. А. Бакулиной, рассчитанной на осознанное и активное участие школьников в организации урока. Используемые задания ориентированы не только на усвоение программного материала, но и на развитие важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, мышления, речи.

Начиная с мобилизующего этапа, цель которого: обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, повторить ранее изученный материал, совершенствовать речевые и мыслительные способности школьников.

Формулирование учащимися темы и цели урока осуществляется самостоятельно на основе специально подобранных заданий. В данном уроке используются игровые моменты, где ученики определяют слово по алгоритму написания каждой буквы (Обучение письму по методике В. А. Илюхиной. ), сами предопределяют слово, с которым им предстоит познакомиться на уроке частично-поисковым методом, во время которого дети составляют его лексическое значение, находя родовое понятие и существенные признаки предмета, обозначенного новым словом (без употребления соответствующих терминов) .

На следующих этапах урока они также самостоятельно устанавливают содержание своей учебной деятельности. Для этого им приходится выполнять нетрадиционные, поискового характера упражнения и задания, направленные на развитие и совершенствование их важнейших интеллектуальных качеств, от которых в первую очередь зависит их успех в овладении русским языком.

Единая сюжетная линия объединяет этапы всего урока.

Тема: Письмо строчной буквы ф.

Цель:

Учиться писать букву ф и соединения с этой буквой.

Повторить написание изученных букв.

Ход урока.

1. Мобилизующий этап.

Ф С Т
Т Ф С

- Какие 4 перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?

- Что объединяет буквы?

- Какие буквы можем добавить?

- Какие звуки обозначает буква ф?

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске вывешены карточки букв слова фокусник обратной стороной.

- Ребята, вам всем известна игра “Поле чудес”, участники которой отгадывают слово.

- Сейчас вам предстоит узнать каждую букву спрятанного мною слова по алгоритму ее написания.

(у к и о с н)

- Какое слово получилось?

- Посмотрите, какой буквы не хватает, и сформулируйте тему нашего урока.

- Исходя из темы, пользуясь опорными словами, сформулируйте цель.

3. Словарная работа.

- Кто такой фокусник?

(Фокусник – это артист, который демонстрирует фокусы в цирке или на эстраде. )

- Познакомьтесь с ним.

На доске появляется рисунок с изображением фокусника.

- Он пришел не один, а принес с собой птицу.

-Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. (фазан)

-Откройте прописи и произведите звуковой анализ этого слова.

4. Знакомство с новой буквой.

- А теперь знакомимся с буквой.

- Какие знакомые элементы увидели?

- Послушайте алгоритм написания этой буквы.

- Посмотрите, как ее написание будем выполнять по “помощнице”.

- Подготовимся к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Дети пишут букву в прописи, комментируя в слух, а затем самостоятельно.

5. Разбор принципа соединения букв.

- В гости не принято ходить с пустыми руками.

- Как вы думаете, фокусник принес нам в подарок:

- Фиалку или бегонию? Почему?

- Флоксы или кактус? Почему?

- Гладиолус или пассифлору?

- Астру или фатоморгану?

На доске появляются изображения цветов.

- Итак, первый фокус.

Картинки с цветами переворачиваются. Там написаны соединения букв.

фл фа фе фо

- Прочитайте соединения букв.

- Назовите буквосочетания, где соединения происходит на середине рабочей строки.

- Напишите их.

- Расскажите о других буквосочетаниях.

- Напишите их.

6. Письмо слов с буквой ф.

1 задание

- Фокусник предлагает вам прочитать слова, написанные в прописи.

- Что их объединяет?

- Какое слово можно исключить по 3 признакам одновременно?

- Запишите по точкам то слово, в котором буква ф обозначает твердый звук.

- Разделите слово на слоги, поставьте ударение.

- Составьте с этим словом предложение, чтобы оно имело смысловую связь с нашим гостем.

2 задание

- А сейчас 2 фокус.

- В оставшихся словах фокусник изменил по одной букве, и твердый звук превратился в мягкий .

- Как вы думаете, какие буквы он поменял, и какие слова получились?

форма фокус

- Что можете сказать о букве о?

- Запишите, комментируя каждое слово.

Физкультминутка.

-Напомню вам, что наш гость выступает на арене цирка. А в цирке часто звучат аплодисменты. Я сейчас буду называть вам слова, имеющие отношение к цирку. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны 3 раза хлопнуть. Вот так. А если нет – движение головой в разные стороны.

- Арена, афиша, артисты, фокусы, звери, птицы, факир, билет, смех, фонарь, радость, фантазия, удовольствие.

- Молодцы! Поаплодируем себе.

3 задание.

- Фокусник хочет, чтобы вы назвали его любимые сладости.

- Вам надо самостоятельно составить слово с помощью условных обозначений. Каждой букве соответствует определенный знак.

- Запишите на свободной строке.

- Подчеркните твердые согласные.

Второе слово.

- В названных мною словах выделите и запомните указанные звуки. - Соедините их между собой.

- В слове зима – мягкий согласный

- В слове лес – гласный звук

- В слове шарф – звук по теме урока

- В слове кубик – звук, обозначающий мягкость предыдущего согласного

- В слове робот – непарный согласный зефир

- Запишите.

- Подчеркните мягкие согласные.

4 задание

- И последнее задание фокусник просит вас сформулировать самостоятельно.

- Что необходимо сделать?

фор фет ма фла бу жок фа фи кел кус ма фир

- Какие слова получились?

- Сформулируйте задание с этими словами, предусматривающее их запись, не забывая о теме урока.

- Запишите только те слова, где буква ф обозначает твердый звук.

7. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Фокуснику очень понравилось, как вы работали на уроке, и он приготовил для вас задание-сюрприз. Допишите буквы и вы прочитаете его послание.

На карточке дана запись слов с недостающими элементами.

Молодец. Умница.

- А в прописи определите, по какому признаку составлены пары и допишите слова по правилу.

Заключение.

По методике Г. А. Бакулиной я работаю 1 год (1 класс). За 7 месяцев дети достигли определенных результатов. В основном у них сформировалась точная, правильная, доказательная речь. Они говорят с желанием, стараются аргументировать свои учебные действия, соображения. Формулируют довольно сложные выводы. У детей заметно повысился интерес к урокам.

Дети с удовольствием выполняют нетрадиционные упражнения. С радостью пускаются в ситуацию поиска.

Структурные этапы по данной методике – привычные (кроме мобилизующего), а содержание, используемые приемы, задания, упражнения каждый раз содержат непредвиденное новое содержание. И практически каждый этап урока в русле методике становится творческим и для учителя, и для ученика.

Осуществляется полноценное, интеллектуальное, целенаправленное развитие школьников.