Урок музыки в 4-м классе по теме: "В летний лес по ягоды"

Разделы: Музыка


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Образовательная – Развитие певческих способностей и ритмически-двигательной активности учащихся.
  • Развивающая – Знакомство с творчеством композиторов разных стран.
  • Воспитательная – Воспитание бережного отношения к природе и жителям леса.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Учить детей осмысленно и интуитивно овладевать певческими навыками: атакой звука, дикцией, дыханием, контролем за движением диафрагмы (как отдельно каждой функцией так и совместно всеми), контролировать в процессе пения мышечную активность лица и тела.
  • Развивать навыки сравнительного анализа, используя в контексте урока произведения композиторов разных стран, стилей, эпох.
  • Учить вслушиваться в музыкальные отрывки и фантазировать, используя предложенную мелодию.
  • Добиваться желаемых результатов, используя элементы игры и “паузы расслабления”.
  • Продолжать работу над дальнейшим развитием логического мышления.
  • Учить бережному отношению к музыкальному и поэтическому наследию композиторов разных стран.

ТИП УРОКА: Урок-игра с элементами психологической, эмоциональной и физической разгрузки.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. А. Вивальди “Зима” - из цикла “Времена года” - видеоряд
  2. Э. Григ “Утро” - ноты
  3. М. Мусоргский “Прогулка” - из цикла “Картинки с выставки” - аудиозапись
  4. Л.Дакен “Кукушка” - ноты – приложение № 1
  5. Ноты музыкальных упражнений “Ёж”, “ - приложение № 5
    Тигр” приложение 5а

ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. песня “Игра с кукушечкой” - приложение № 6
    (Н.Алпарова, В.Николаев, И Сусидко “Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. На лугу.” изд. “Владос” 1999г.)
  2. Песня “Бабочка” - приложение № 2
    (сл. А.Фет, муз. А.Варламов)
  3. Песня “Дорога добра” - приложение № 3
    (сл. Ю.Энтин, муз.М.Минков)
  4. Песня “Земляничное варенье”
    (сл. В.Катаева, муз.М.Спадавеккиа из м/ф “Дудочка и кувшинчик”)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Картинки с изображением – ежа, тигра, кукушки, бабочки.
  2. Графики “полётов” кукушки – произвольная зарисовка движения мелодии вверх и вниз.
  3. Тексты песен (у детей)
  4. Таблица – приложение № 4
  5. Портреты: А. Вивальди, Э.Грига, М.Мусоргского, Л.Дакена
    (По ходу урока к портретам добавляются таблички с названиями стран и звучащих произведений).

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока. Повторение

Учитель Учащиеся
Я предлагаю вам вначале урока прослушать произведение великого композитора А.Вивальди, уже знакомого вам.

Задание: Проанализировать палитру чувств человека, исходя из придуманной ситуации.

 
Вопросы после прослушивания:

В какой стране жил этот композитор?

Что вы о нём знаете?

Примерные ответы учащихся:
Это итальянский композитор.

Ответы детей по домашнему заданию: “История о том, как Вивальди стал композитором”

Что вы представляете, слушая эту музыку? Зима, метель. Одинокий путник остался один на один с природой, погодой.
Что чувствует сейчас этот человек, каковы его желания? Ему холодно и одиноко, хочется быстрее согреться в тепле домашнего уюта, перед очагом камина.
За окнами нашего класса тоже холодно и я предлагаю вам в этот холодный зимний день вспомнить лето. В нашем путешествии нас будет сопровождать музыка, она будет нам помогать.  

2. Работа по теме урока

Учитель Учащиеся
Мы с вами собрались по ягоды – это цель нашего путешествия.
Распевка “Утро”.

Задание: Пропевать все звуки плавно, увеличивая громкость, постепенно поднимать руки вверх, изображая восход солнца.

Во время прогулки нас будет сопровождать музыка русского композитора М.Мусоргского, произведение называется “Прогулка”.

Звучит “Прогулка” (отрывок).

Задание: Проанализировать музыкальный отрывок.

Пение проводится фронтально и по группам (исходя из фразировки мелодии.)
Вопросы после прослушивания:

Вот мы и в лесу. Как вы думаете, что мы сейчас делаем?

Тихонько идём, рассматривая всё вокруг, наблюдая.
Это понять вам помогла музыка? Что вы в ней услышали? Спокойное, размеренное движение, негромкий звук, плавность в мелодии.
Как вы будете идти по лесу и почему именно так? Тихо, спокойно, чтобы не испугать всех лесных обитателей.
Правильно! Все жители леса привыкли к тишине и не любят, чтобы их беспокоили. Если в “нашем лесу” будет тихо, мы сможем многое узнать об особенностях и повадках лесных жителей, понять, какая у них душа.

И первым нам встретился на пути…

Упражнение “Ёж”.

Задание: Чёткое, акцентированное и ритмически точное произношение гласного звука “ё”, выполнение музыкально-обоснованных ритмических движений. Упражнение выполняется стоя, по группам. Учащиеся сами следят за правильностью выполнения. Для выполнения задания можно использовать мяч.
Вопросы после исполнения:

Как это животное описывает музыка?

 

Звуки такие же острые, как у ежа иголки.

Какая же у ёжика душа? Колючая, но нежная, ранимая. Под своей колючей шкуркой он прячется от врагов.
Звучит отрывок “Прогулки” (продолжение).
Вопросы после прослушивания:

Изменилось ли сейчас звучание в этом произведении, что нового вы услышали?

Музыка стала звучать таинственно и загадочно, изменились интонации, звучат другие инструменты.
Исполнение учителем на фортепиано “Кукушки” Л.Дакена.
Это произведение написал французский композитор Л.Дакен для клавесина, многие его произведения отличаются виртуозной техникой исполнения.
Вопросы после прослушивания:

Чьё это пение мы слышим в листве деревьев?

 

Это поёт кукушка.

Что вы знаете об этой птице? Это маленькая серая птичка, она подбрасывает снесённые яйца в чужие гнёзда. КУ-КУ – это её песня, как будто она прячется, ещё с её помощью можно погадать.
Ну а раз можно погадать, то давайте это и сделаем.

Исполнение песни “Кукушка”.

Задание: выбирается ведущий, который изображает кукушку. В пении должны прослушиваться интонации пения кукушки. Учащиеся должны быть внимательны, отвечая на вопросы песни.
Вопросы после исполнения:

Какая же душа у кукушки?
Кукушка “сидела” на одном месте или как-то передвигалась?

 

Летучая, меняющаяся, загадочная.
Кукушка перелетала с ветки на ветку, то опускаясь, то поднимаясь вверх.

Задание: Найти на представленных графиках правильную траекторию полёта кукушки, объяснить свой выбор.

Звучит отрывок “Прогулки” (продолжение).

Учащиеся работают по группам, сравнивая и выбирая правильный график.
Вопросы после прослушивания:

Изменилось ли звучание музыки?

Музыка изменилась, стала тревожнее, наверное, кто-то притаился в чаще леса.
Кто же это?

Учитель зачитывает загадку.

Рыжий, усатый, весь полосатый
По лесам рыщет, кого бы съесть ищет.

Упражнение “Тигр”.

Это тигр.
Задание: Правильное дыхание и динамика, контроль за мышцами лица при исполнении, эмоциональность. Все движения – это ритмическая зарисовка текста упражнения, нужно только быть внимательным.
Вопросы после исполнения:

Какая же душа у тигра?

Звучит отрывок “Прогулки” (окончание).

Злая и жестокая, но здесь трусливая, потому что это ещё маленький тигрёнок и он сам всего боится.
Вопросы после прослушивания:

Что изменилось в музыке?

Она стала радостной.
Музыка привела нас на солнечную полянку, что мы можем здесь увидеть? Ягоды, цветы, насекомых, бабочек.
Наша следующая встреча с бабочкой. Давайте сразу скажем: какая у неё душа?

Исполнение песни “Бабочка”.

Яркая, воздушная, хвастливая, радостная, добрая.
Задание: Песня, которую вы сейчас будете исполнять должна отобразить всё, что вы сейчас сказали о бабочке.

Во время нашей лесной прогулки мы повстречались со многими жителями леса. Нам стали более понятны их чувства и душа, потому что мы сами попытались побыть ими.

Исполнение песни с плавными ритмическими движениями рук, имитирующими полёт бабочки: - “дунул ветерок и перенёс бабочку на другой цветок",(исходя из фразировки мелодии).
Задание: Соотнести предлагаемую характеристику души с жителем леса, вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор. Учащиеся работают у доски, по очереди, объясняя свой выбор в виде развёрнутого предложения, устно.
(Например: прилагательное “хвастливая” относится к бабочке, потому что в песне, которую мы исполняли, бабочка хвастается своей красотой. В этом слове пишется буква “а”-проверочное слово “хвастать”.
Вопросы после выполнения:

Легко ли животным живётся на свете?

Нет – очень часто спокойному течению жизни в лесу мешают люди, а должны бы помогать.
Вся красота животного и растительного мира подарена человеку, а он должен правильно и с умом её пользоваться! По ягоды.
Утро уже заканчивается, а мы с вами так и не выполнили то. Зачем пришли сегодня в лес. Для чего же мы пошли в лес сегодня?
Исполнение песни “Земляничное варенье”.
Задание: Все животные, которых мы с вами встретили сегодня в лесу помогут нам исполнить эту песню:

ёж – чётко проговаривать слова

тигр – правильно дышать, петь эмоционально, следить за движениями мышц лица.

бабочка – петь красиво, любоваться своим пением

кукушка – угадывать, как правильно спеть. Чувствовать музыку

Исполняют стоя, положив ладони одна на другую в область “солнечного сплетения”, на распевных фразах, чуть наклоняются вперёд.

3. Итог урока

Мы прошли с вами по длинной дороге, много нового и интересного увидели и услышали.

В дальнейшей жизни вам придётся самим выбирать себе дорогу.

Вы должны в пути помнить о тех, кто нуждается в вашем внимании и всегда им помогать.

Исполнение песни “Дорога добра”.

Задание: Давайте вложим в исполнение этой песни всю вашу добрую, чуткую и радостную душу.