ЦЕЛИ УРОКА:
- Образовательная – Развитие певческих способностей и ритмически-двигательной активности учащихся.
- Развивающая – Знакомство с творчеством композиторов разных стран.
- Воспитательная – Воспитание бережного отношения к природе и жителям леса.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Учить детей осмысленно и интуитивно овладевать певческими навыками: атакой звука, дикцией, дыханием, контролем за движением диафрагмы (как отдельно каждой функцией так и совместно всеми), контролировать в процессе пения мышечную активность лица и тела.
- Развивать навыки сравнительного анализа, используя в контексте урока произведения композиторов разных стран, стилей, эпох.
- Учить вслушиваться в музыкальные отрывки и фантазировать, используя предложенную мелодию.
- Добиваться желаемых результатов, используя элементы игры и “паузы расслабления”.
- Продолжать работу над дальнейшим развитием логического мышления.
- Учить бережному отношению к музыкальному и поэтическому наследию композиторов разных стран.
ТИП УРОКА: Урок-игра с элементами психологической, эмоциональной и физической разгрузки.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- А. Вивальди “Зима” - из цикла “Времена года” - видеоряд
- Э. Григ “Утро” - ноты
- М. Мусоргский “Прогулка” - из цикла “Картинки с выставки” - аудиозапись
- Л.Дакен “Кукушка” - ноты – приложение № 1
- Ноты музыкальных упражнений “Ёж”, “ - приложение № 5
Тигр” приложение 5а
ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ:
- песня “Игра с кукушечкой” - приложение
№ 6
(Н.Алпарова, В.Николаев, И Сусидко “Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. На лугу.” изд. “Владос” 1999г.) - Песня “Бабочка” - приложение
№ 2
(сл. А.Фет, муз. А.Варламов) - Песня “Дорога добра” - приложение
№ 3
(сл. Ю.Энтин, муз.М.Минков) - Песня “Земляничное варенье”
(сл. В.Катаева, муз.М.Спадавеккиа из м/ф “Дудочка и кувшинчик”)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
- Картинки с изображением – ежа, тигра, кукушки, бабочки.
- Графики “полётов” кукушки – произвольная зарисовка движения мелодии вверх и вниз.
- Тексты песен (у детей)
- Таблица – приложение № 4
- Портреты: А. Вивальди, Э.Грига, М.Мусоргского,
Л.Дакена
(По ходу урока к портретам добавляются таблички с названиями стран и звучащих произведений).
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока. Повторение
Учитель | Учащиеся |
Я предлагаю вам вначале урока
прослушать произведение великого композитора
А.Вивальди, уже знакомого вам. Задание: Проанализировать палитру чувств человека, исходя из придуманной ситуации. |
|
Вопросы после прослушивания: В какой стране жил этот композитор? Что вы о нём знаете? |
Примерные ответы учащихся: Это итальянский композитор. Ответы детей по домашнему заданию: “История о том, как Вивальди стал композитором” |
Что вы представляете, слушая эту музыку? | Зима, метель. Одинокий путник остался один на один с природой, погодой. |
Что чувствует сейчас этот человек, каковы его желания? | Ему холодно и одиноко, хочется быстрее согреться в тепле домашнего уюта, перед очагом камина. |
За окнами нашего класса тоже холодно и я предлагаю вам в этот холодный зимний день вспомнить лето. В нашем путешествии нас будет сопровождать музыка, она будет нам помогать. |
2. Работа по теме урока
Учитель | Учащиеся |
Мы с вами собрались по ягоды – это цель нашего путешествия. | |
Распевка “Утро”. Задание: Пропевать все звуки плавно, увеличивая громкость, постепенно поднимать руки вверх, изображая восход солнца. Во время прогулки нас будет сопровождать музыка русского композитора М.Мусоргского, произведение называется “Прогулка”. Звучит “Прогулка” (отрывок). Задание: Проанализировать музыкальный отрывок. |
Пение проводится фронтально и по группам (исходя из фразировки мелодии.) |
Вопросы после прослушивания: Вот мы и в лесу. Как вы думаете, что мы сейчас делаем? |
Тихонько идём, рассматривая всё вокруг, наблюдая. |
Это понять вам помогла музыка? Что вы в ней услышали? | Спокойное, размеренное движение, негромкий звук, плавность в мелодии. |
Как вы будете идти по лесу и почему именно так? | Тихо, спокойно, чтобы не испугать всех лесных обитателей. |
Правильно! Все жители леса
привыкли к тишине и не любят, чтобы их беспокоили.
Если в “нашем лесу” будет тихо, мы сможем многое
узнать об особенностях и повадках лесных
жителей, понять, какая у них душа. И первым нам встретился на пути… Упражнение “Ёж”. |
|
Задание: Чёткое, акцентированное и ритмически точное произношение гласного звука “ё”, выполнение музыкально-обоснованных ритмических движений. | Упражнение выполняется стоя, по группам. Учащиеся сами следят за правильностью выполнения. Для выполнения задания можно использовать мяч. |
Вопросы после исполнения: Как это животное описывает музыка? |
Звуки такие же острые, как у ежа иголки. |
Какая же у ёжика душа? | Колючая, но нежная, ранимая. Под своей колючей шкуркой он прячется от врагов. |
Звучит отрывок “Прогулки” (продолжение). | |
Вопросы после прослушивания: Изменилось ли сейчас звучание в этом произведении, что нового вы услышали? |
Музыка стала звучать таинственно и загадочно, изменились интонации, звучат другие инструменты. |
Исполнение учителем на
фортепиано “Кукушки” Л.Дакена. Это произведение написал французский композитор Л.Дакен для клавесина, многие его произведения отличаются виртуозной техникой исполнения. |
|
Вопросы после прослушивания: Чьё это пение мы слышим в листве деревьев? |
Это поёт кукушка. |
Что вы знаете об этой птице? | Это маленькая серая птичка, она подбрасывает снесённые яйца в чужие гнёзда. КУ-КУ – это её песня, как будто она прячется, ещё с её помощью можно погадать. |
Ну а раз можно погадать, то
давайте это и сделаем. Исполнение песни “Кукушка”. |
|
Задание: выбирается ведущий, который изображает кукушку. | В пении должны прослушиваться интонации пения кукушки. Учащиеся должны быть внимательны, отвечая на вопросы песни. |
Вопросы после исполнения: Какая
же душа у кукушки? |
Летучая, меняющаяся,
загадочная. |
Задание: Найти на
представленных графиках правильную траекторию
полёта кукушки, объяснить свой выбор. Звучит отрывок “Прогулки” (продолжение). |
Учащиеся работают по группам, сравнивая и выбирая правильный график. |
Вопросы после прослушивания: Изменилось ли звучание музыки? |
Музыка изменилась, стала тревожнее, наверное, кто-то притаился в чаще леса. |
Кто же это? Учитель зачитывает загадку.
Упражнение “Тигр”. |
Это тигр. |
Задание: Правильное дыхание и динамика, контроль за мышцами лица при исполнении, эмоциональность. | Все движения – это ритмическая зарисовка текста упражнения, нужно только быть внимательным. |
Вопросы после исполнения: Какая же душа у тигра? Звучит отрывок “Прогулки” (окончание). |
Злая и жестокая, но здесь трусливая, потому что это ещё маленький тигрёнок и он сам всего боится. |
Вопросы после прослушивания: Что изменилось в музыке? |
Она стала радостной. |
Музыка привела нас на солнечную полянку, что мы можем здесь увидеть? | Ягоды, цветы, насекомых, бабочек. |
Наша следующая встреча с
бабочкой. Давайте сразу скажем: какая у неё душа? Исполнение песни “Бабочка”. |
Яркая, воздушная, хвастливая, радостная, добрая. |
Задание: Песня, которую вы
сейчас будете исполнять должна отобразить всё,
что вы сейчас сказали о бабочке. Во время нашей лесной прогулки мы повстречались со многими жителями леса. Нам стали более понятны их чувства и душа, потому что мы сами попытались побыть ими. |
Исполнение песни с плавными ритмическими движениями рук, имитирующими полёт бабочки: - “дунул ветерок и перенёс бабочку на другой цветок",(исходя из фразировки мелодии). |
Задание: Соотнести предлагаемую характеристику души с жителем леса, вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор. | Учащиеся работают у доски, по
очереди, объясняя свой выбор в виде развёрнутого
предложения, устно. (Например: прилагательное “хвастливая” относится к бабочке, потому что в песне, которую мы исполняли, бабочка хвастается своей красотой. В этом слове пишется буква “а”-проверочное слово “хвастать”. |
Вопросы после выполнения: Легко ли животным живётся на свете? |
Нет – очень часто спокойному течению жизни в лесу мешают люди, а должны бы помогать. |
Вся красота животного и растительного мира подарена человеку, а он должен правильно и с умом её пользоваться! | По ягоды. |
Утро уже заканчивается, а мы с вами так и не выполнили то. Зачем пришли сегодня в лес. Для чего же мы пошли в лес сегодня? | |
Исполнение песни “Земляничное варенье”. | |
Задание: Все животные,
которых мы с вами встретили сегодня в лесу
помогут нам исполнить эту песню: ёж – чётко проговаривать слова тигр – правильно дышать, петь эмоционально, следить за движениями мышц лица. бабочка – петь красиво, любоваться своим пением кукушка – угадывать, как правильно спеть. Чувствовать музыку |
Исполняют стоя, положив ладони одна на другую в область “солнечного сплетения”, на распевных фразах, чуть наклоняются вперёд. |
3. Итог урока
Мы прошли с вами по длинной дороге, много нового и интересного увидели и услышали.
В дальнейшей жизни вам придётся самим выбирать себе дорогу.
Вы должны в пути помнить о тех, кто нуждается в вашем внимании и всегда им помогать.
Исполнение песни “Дорога добра”.
Задание: Давайте вложим в исполнение этой песни всю вашу добрую, чуткую и радостную душу.