Тема урока: "Параллельные прямые". Урок геометрии в 7-м классе

Разделы: Математика


Цели:

  • совершенствовать навыки решения задач на применение свойств и признаков параллельности прямых;
  • подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе по теме “Параллельные прямые”;
  • развить внимание, память;
  • воспитать активность, самостоятельность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сформулировать тему урока и его цели.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Заслушать устно решение задач домашней работы.

1) Дано: а||b
1 больше 2 в 2 раза
Найти: 1, 2

Пусть 2 = х, тогда 1 = 2х. а||b сумма односторонних углов равна 180о 1 + 2 = 180о, х+ 2х = 180о, 3х = 180о, х = 60о, 2 = 60о, 1 = 2 . 60о = 120о.

Ответ: 2 = 60о, 1 = 120о.

2) Дано: а||b
1 + 2 = 122о

Найти: 3 ,4, 5 ,6, 7 ,8


а||b накрест лежащие углы равны 1 = 2 = 122о : 2 = 61о. 1 = 4 = 61о по свойству вертикальных углов, = 61о по свойству вертикальных углов 5 и 1 – смежные 5 = 180о 61о = 119о 3 = 5 = 119о как вертикальные углы, 5 = 6 = 119о как накрест лежащие углы, 8 = 6 = 119о как вертикальные.

Ответ: 1 = 61о, 2 = 61о, 3 = 119о, 4 = 61о, 5 = 119о, 6 = 119о, 7 = 61о, 8 = 119о.

2. Буквенный диктант.

с – точка отрезка, делящая его пополам, называется …. (серединой отрезка)
в – перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется …. (высотой ?)
о – углы, образованные при пересечении двух прямых третьей, сумма которых бывает равна180о в случае параллельности прямых (односторонние)
й – находить длину отрезка (измерять)
с – утверждение, которое выводится непосредственно из аксиомы или теоремы, называется …. (следствие)
т – утверждение, требующее доказательства (теорема)
в – общее начало сторон угла (вершина)
о – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки, называется …. (окружностью)

Дети записывают в тетради первые буквы ответов, в результате получиться слово “свойство”.

3. По трем словам восстановить теорему, аксиому.

На обороте доски:

1) пересечение, секущая, накрест лежащие
2) две прямые, односторонние
3) соответственные, прямые параллельные
4) точка, не лежащая, параллельная
5) одна из двух пересекает.

4. Найди ошибку или неточность в пояснениях

На плакатах:



Дано: а||b
Найти: 1
Решение: 1 = 85о, т.к. они накрест лежащие при параллельных прямых а и b и секущей с.
Дано: а||b,3 = 148о
Найти: 1,2
Решение: 2 = 3 = 148о, т.к. они соотвественные при параллельных прямых а и b и секущей с.
1 и 2- смежные, поэтому 1=180о 2, 1 = 42о


Дано: а||b
Параллельны ли а и с?
Решение: b||c, т.к. равны накрест лежащие углы. Значит, и а||с.

5. Решить задачу в тетрадях и на доске.

На доске

Дано: 1 + 2 = 180о
3 = 48о
Найти: 4,5,6

Решение: 1 и 2 – односторонние и их сумма равна 180о, значит, а||b по признаку.
3 и 5 накрест лежащие при секущей т, значит они равны 3 = 5 =  48о. Угол 5 и 4 смежные, поэтому 4 = 180о 48о = 132о, 4 и 6 – вертикальные 6 = 132о.

Ответ: 4 = 132о , 5 = 48о, 6 = 132о.

6. По краткой записи сформулировать утверждение.

На плакатах:

1) Дано: а||b
Доказать: 1=2
2) Дано: а||b
Доказать: 1=2

3) Дано: а||b
Доказать: 1+ 2 = 180о

4) Дано: а||b; с а
Доказать: сb

5) Дано: а||b; a||c
Доказать: b||c

6) Дано: а||b
c a

Доказать: c b

Очень слабым учащимся дается разрезанная теорема, они должны составить и прочитать ее.

7. Самостоятельная работа по карточкам, индивидуально (8 чел).

Карточка 1

Дано: 1 : 2 = 5 : 4
Найти: 1, 2, 3, 4

Решение: 5 = 180о – 52о = 128о.
а||b т.к. соответственные углы равны.
Пусть х – одна часть, тогда 1 = 5х, 2 = 4х, 6 + 2 = 180о как смежные, 6 = 180о 4х 1 и 6 соответственные 1 = 6

5х = 180о 4х
5х + 4х = 180о
9х = 180о
х = 180о : 9
х = 20о

1 = 5 . 20о = 100о
2 = 4 . 20о=80о
3 = 2 = 80о
4 = 6 = 1 = 100о

Карточка 2

Дано: ВС||EF
ВСА = 90о
KEF =
30о
Найти: КЕА

Решение: ВС||EF ВСЕ = FСА = 90о как соответственные при секущей АС.

КЕА = 90оFЕК = 90о – 30о.

Карточка 3

Дано:

Найти: 1,2,3

Решение: 130о и 50о – односторонние углы;
130о + 50о = 180о a||b 1 = 180о – 140о = 40о по свойству смежных углов

1 = 2 = 40о как накрест лежащие при секущей d
1 + 3 = 180о как односторонние
3 = 180о – 40о = 140о

Ответ: 1 = 40о,2 = 40о,3 = 140о

Карточка 4

Дано: а||b
2 на 24о меньше1
Найти: 1,2

Решение:

2 = х, 1 = х+ 24, а||b 3 + 4 = 180о как односторонние,
1 = 3 = х + 24о как вертикальные
4 = 2 = х как вертикальные
х + 24+ х = 180о 2=78о
2х = 180о – 24
1 = 78о + 24о = 102о
2х = 156
х = 78о

Ответ: 1 = 102о, 2 = 78о

Карточка 5

Дано: 1 = 2, 3 = 4
ВМ =МО, NО = NС
Доказать: точки М,N,О лежат на одной прямой

Доказательство: АОМ – равнобедренный, 1 = 5 и 1 = 2, 5 = 2 и они накрест лежащие ОNС – равнобедренный. ОN = NС 6 = 4, а также 4 = 3, 6 = 3 и они накрест лежащие NО||АС.
По аксиоме параллельных через О не может проходить более 1 прямой параллельной данной М,N,О лежат на одной прямой.

Карточка 6

Дано: BD||АС
ВС биссектриса АВD
ЕАВ =116о
Найти: ВСА

Решение: BD||АС накрест лежащие углы равны DВА = 116о, ВС биссектриса АВD АВС =СВD = 116о : 2 = 58о. ВСА и DВС накрест лежащие при секущей ВС ВСА = 58о.

Карточка 7

Дано: АD = DС
DЕ||АС 1 = 30о
Найти: 2,3

Решение: АDC – равнобедренный, DСA= 3
DЕ||АС 1 = DСA = 30о как накрест лежащие при секущей АВ. 3 = 2 = 30о.

Карточка 8

Дано: АМ = АN
MNC = 117о
АВC = 117о
Доказать: MN||BC

Решение: MNА = 180о 117о = 63о по свойству смежных углов. АMN = АMN = 63о по свойству равнобедренного треугольника. АMN = АВС = 63о и они соответственные MN||BC.

Резервное упражнение в виде игры “Поле чудес”

Р Е Й С Ш И Н А

Чертежный инструмент, используемый для построения параллельных прямых на практике (например, инженером-чертежником).

М А Л К А

Инструмент, применяемый при выполнении столярных работ, для разметки параллельных прямых (две деревянные планки, скрепленные шарниром).